Конституционная природа социального государства

18. Российская Федерация – социальное государство: конституционно-правовые характеристики.

Согласно Конституции РФ (ст. 7), Российская Федерация считается социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования. Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства следует лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. Возможность человека зарабатывать предполагает, прежде всего, наличие работы. Социальное государство предусматривает в этой связи существование права на труд. В социальном государстве семья находится под защитой общества и государства, как в правовом, так и в социальном плане. Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к утрате средств к существованию из-за болезни, старости и т. д., а также к особого рода расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, регулирующую отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанными с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан. Демократическое преобразование российского общества заключается в переустройстве условий и образа жизни людей и в коренном изменении социальной структуры, в ходе которого должно быть преодолено резкое имущественное расслоение общества. Этим и определяется содержание социальной политики Российской Федерации на всех этапах этого преобразования. Главная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.

19. Конституционно-правовые основы гражданского общества в Российской Федерации.

В конституциях большинства демократических государств не содержится норм о гражданском обществе. Обычно в структуру гражданского общества включаются различные общественные объединения, в том числе партии, негосударственные институты собственности, труда, предпринимательства, воспитания, образования, культуры, средств массовой информации, церковь, семья и т.п. Негосударственный характер этих институтов означает, что они: а) представляют собой в основном сферу частных интересов людей; б) основаны на горизонтальных связях, предполагающих юридическое равенство и договорные начала во взаимодействии формально независимых друг от друга людей; в) действуют на основе принципов свободы, самоуправления и координации. Проявление конкретных интересов гражданского общества реализуется через конституционные права и свободы человека (гражданина), отраженные в главе 2 Конституции РФ. Статья 2 в совокупности со статьей 18 Конституции РФ призвана показать, через провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, производный от интересов отдельного человека, а значит, всего гражданского общества характер государственной власти. Как это принято в любом демократическом государстве: государство находится на службе у человека, обеспечивает его частные интересы, а не наоборот, человек служит орудием осуществления политики государства. Таким образом, ценность личности является одним из важнейших устоев гражданского общества. В свою очередь, обеспечить необходимый баланс между интересами каждого отдельного человека, гражданского общества и государства призвано право. Сами по себе институты гражданского общества действуют на основе саморегулирования и не нуждаются в правовой регламентации. Необходимость в правовой регламентации возникает, когда интересы гражданского общества пересекаются, либо с интересами государства, либо с интересами отдельной личности, либо когда интересы одного института входят в орбиту интересов другого института гражданского общества. Вот поэтому, как в интересах гражданского общества, так и в интересах государства и отдельной личности соблюдать общие правила своего существования, которые зафиксированы в Конституции и законах. Обязанность действовать в рамках Конституции и законов, это обязанность, в том числе, и объединений граждан (ч.2.ст.15 Конституции РФ), т.е. различных структур гражданского общества. Кроме устоев гражданского общества, обозначенных в Конституции РФ как ценность человека, его прав и свобод, и требования функционирования общества на основе Конституции и законов, содержательные аспекты модели гражданского общества проявляются, соответственно, в его социальной, экономической, политической и духовной сферах. Так, ст.7 о социальном государстве, указывает на основные обязанности и функции государства по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека. Данная норма ориентирована на: 1) поддержание общего, минимально необходимого для достойного уровня жизни человека, гарантированного государством; 2) поддержку государством тех слоев населения, которые в силу естественных причин нуждаются в такой поддержке (пенсионеры, дети, инвалиды и т.д.). Все остальное поле деятельности в этой сфере предоставлено гражданскому обществу по принципу «разрешено все то, что не запрещено законом». Данная норма рассчитана на социально активного человека, который как лично, так и через различные объединения гражданского общества будет стремиться обеспечить себе достойную жизнь. С социальной сферой гражданского общества очень тесно связана его экономическая основа. Советская конституция не знала понятия частной собственности, а в личной собственности граждан, источником которой являлись только трудовые доходы, могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения, т.е. то, что направлено на обслуживание потребностей самого человека. Провозглашенная в ст.8 Конституции РФ свобода экономической деятельности означает не только свободу выбора различных организационно-правовых форм такой деятельности, но и вида деятельности и получаемого в результате ее продукта (товара, услуги), выбора места осуществления этой деятельности, определения средств и способов ее осуществления, размера оплаты ее потребителям, и т.п. Конституцией введены общие пределы экономической свободы для человека, а значит и для гражданского общества. Из содержания ст.34 Конституции РФ следует, что такими пределами являются: а) запрещенные законом виды экономической деятельности; б) запрещение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Политическая составляющая гражданского общества наиболее близка государственным институтам власти. При этом гражданское общество следует рассматривать не как антипод государству. В своем политическом содержании государство – это основа гражданского общества, поскольку его цели и задачи направлены на процветание и благополучное существование этого общества. Для этого, в самом гражданском обществе должны быть созданы надежные каналы проведения воли участников гражданского общества и рычаги воздействия этой воли на институты государственной власти.

Читайте также:  Деликтное обязательство правовая природа

Источник

О подходах к понятию социального государства

Со второй половины XX века в юриспруденции вообще и в конституционном праве в частности появилось представление о современном государстве, как о государстве социальном. Понятие «социальное государство» на данный момент закреплено во многих конституциях зарубежных государств, закреплено оно и в статье 7 Конституции России.

На данный момент сложился определенный подход к понимаю термина «социальное государство» в отечественной науке конституционного права.

Так, по мнению профессора С. А. Авакьяна, с учетом ст. 7 Конституции РФ социальным считается государство, которое:

— во‑первых, создает необходимые условия для того, чтобы каждый человек своим трудом мог обеспечить себе необходимый экономический уровень жизни;

— во‑вторых, заботится о здоровье людей;

— в‑третьих, создает предпосылки для свободного развития личности;

— в‑четвертых, берет на себя либо полную заботу, либо оказание помощи, в том числе материальной и организационной, в отношении тех категорий граждан, которые не в состоянии достойно жить на свои доходы.

Российский социолог и политолог В. Дзодзиев утверждает, что «социальное государство – это государство, осуществляющее в обществе социальную справедливость».

Говоря о социальной справедливости, представляется необходимым обратиться к правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой любая дифференциация, приводящая к различиям в правах граждан, должна отвечать установленным Конституцией РФ критериям, в том числе вытекающим из закрепленного ею принципа равенства (ст. 19), в силу которых такие различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели (ч. 3 ст. 55), а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Читайте также:  Какого цвета золото от природы

При характеристике социального государства как государства социальной справедливости, необходимо привести также позицию Конституционного Суда РФ в Постановлении от 24.05.2001 N 8-П, в котором он, в частности, при описании такого важного элемента социального государства как социальное обеспечение, указал на недопустимость отказа государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств. Впоследствии эта правовая позиция многократно воспроизводилась Судом и стала одним из важнейших конституционных принципов, ограничивающим свободу усмотрения законодателя при изменении им объема и содержания социальных льгот. В частности, данный принцип означает запрет умаления или ограничения права на социальное обеспечение лиц, которые приобрели данное право на основании ранее действовавших положений закона. Подобная позиция Конституционного Суда представляется более чем оправданной, ведь иное означало бы возможность государства отказаться от выполнения ранее принятых на себя социальных обязательств, что подрывало бы авторитет государства в глазах его граждан.

Говоря о теоретическом понимании «социального государства» необходимо также обратить внимание на такой важный принцип как субсидиарность. Под этим признаком подразумевается, что реализация социальной политики является обязанностью не только государства в лице его государственных органов, но также и ответственностью всего общества, целью которой является реализация концепции социальной солидарности.

Таким образом, как констатируют приверженцы данной концепции, существует тенденция на современном этапе переноса законодателем центра тяжести социальной деятельности государства с акций всепомоществования на формирование системы условий для возможно более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского (в общем — «производительного») потенциала работоспособных граждан и стимулирования их личной ответственности за самообеспечение.

На наш взгляд, очень важно учитывать позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также мнение представителей научного сообщества в столь значимой теме, особенно, если речь идет о выработке социальной политики государства, в том числе путем законодательного регулирования.

Читайте также:  Значения воздуха в природе

Источник

Оцените статью