Конституционно правовая ответственность правовая природа

13. Ответственность в конституционном праве: понятие, особенности, основания.

Конституционно-правовая ответственность – самостоятельный вид юр. ответственности, влекущий наступление неблагоприятных последствий для субъектов конституционного права, установленный с целью реализации конституционно – правовых норм.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.

Основания конституционно-правовой ответственности:

    1. нарушение основ конституционного строя РФ;
    2. нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;
    3. нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;
    4. нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;
    5. нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;
    6. нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

    Признаки конституционно-правовой ответственности:

    1. она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные
    2. она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства
    3. она наступает только при наличии вины.
    1. Конституционно-правовая ответственность наступает за нарушение норм конституционного права
    2. В конституционно-правовой ответственности отсутствуют такие меры государственного принуждения, как конфискация имущества, штраф и т.п.
    3. Конституционно-правовая ответственность часто носит ярко выраженный политический характер
    4. не существует единой процедурной формы ее применения
    5. Иногда конституционно-правовая ответственность используется независимо от того, использована ли другая ответственность
    6. Она устанавливает не только принцип безусловной наказуемости всех деяний, нарушающих общественные отношения, но и общие запреты на совершение тех или иных деяний.

    14. Понятие и предмет науки конституционного права.

    Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

    Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

    Предмет изучения науки конституционного права включает:

    1) сущность, структуру отрасли российского конституционного права, его источники;

    2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права;

    3) практику реализации норм данной отрасли;

    4) историю самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

    Наука конституционного права среди других правовых наук занимает ведущее положение. Это предопределяют ее задачи, а именно:

    1. обеспечение конституционно-правовыми средствами реального самоуправления народа, свободы личности, эффективного функционирования государственной власти;
    2. теоретическая разработка проблем федеративных отношений, а также вопросов, вытекающих из демократических процессов;
    3. определение основных тенденций развития отрасли конституционного права;
    4. прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества;
    5. установление последствий, которые могут быть вызваны введением или упразднением конституционных норм или отсутствием таковых.

    Источник

    Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания)

    Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности — это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.

    Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание — это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.

    Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение — виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная — уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).

    Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию.

    Субъекты конституционно-правовой ответственности:

    1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;

    2 ) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);

    3) общественные и религиозные объединения;

    Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности:

    1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности — государство);

    2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты — государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);

    3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты — участники избирательного процесса);

    4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты — общественные и религиозные объединения);

    5) отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты — граждане).

    Конституционное право предусматривает несколько способов привлечения к конституционно-правовой ответственности: как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:

    1) судебный порядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;

    2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ.

    Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Государственной Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом Российской Федерации;

    3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.

    Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

    Источник

    Читайте также:  Какова роль фотосинтеза природе
Оцените статью