13. Ответственность в конституционном праве: понятие, особенности, основания.
Конституционно-правовая ответственность – самостоятельный вид юр. ответственности, влекущий наступление неблагоприятных последствий для субъектов конституционного права, установленный с целью реализации конституционно – правовых норм.
Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения.
Основания конституционно-правовой ответственности:
- нарушение основ конституционного строя РФ;
- нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;
- нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;
- нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;
- нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;
- нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.
- она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные
- она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства
- она наступает только при наличии вины.
- Конституционно-правовая ответственность наступает за нарушение норм конституционного права
- В конституционно-правовой ответственности отсутствуют такие меры государственного принуждения, как конфискация имущества, штраф и т.п.
- Конституционно-правовая ответственность часто носит ярко выраженный политический характер
- не существует единой процедурной формы ее применения
- Иногда конституционно-правовая ответственность используется независимо от того, использована ли другая ответственность
- Она устанавливает не только принцип безусловной наказуемости всех деяний, нарушающих общественные отношения, но и общие запреты на совершение тех или иных деяний.
- обеспечение конституционно-правовыми средствами реального самоуправления народа, свободы личности, эффективного функционирования государственной власти;
- теоретическая разработка проблем федеративных отношений, а также вопросов, вытекающих из демократических процессов;
- определение основных тенденций развития отрасли конституционного права;
- прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества;
- установление последствий, которые могут быть вызваны введением или упразднением конституционных норм или отсутствием таковых.
Признаки конституционно-правовой ответственности:
14. Понятие и предмет науки конституционного права.
Наука конституционного права – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.
Наука конституционного права – самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.
Предмет изучения науки конституционного права включает:
1) сущность, структуру отрасли российского конституционного права, его источники;
2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права;
3) практику реализации норм данной отрасли;
4) историю самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.
Наука конституционного права среди других правовых наук занимает ведущее положение. Это предопределяют ее задачи, а именно:
Источник
Конституционная ответственность (понятие, субъекты, основания)
Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности — это применение к лицу (органу, государству), виновному в нарушении предписаний конституционно-правовых норм, мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией юридической нормы и выражающихся в отрицательных для него последствиях личного, организационного или имущественного характера. При изучении вопросов ответственности затрагиваются вопросы ее оснований, субъектов, мер и порядка привлечения к ответственности.
Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание — это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения.
Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение — виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная — уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм).
Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию.
Субъекты конституционно-правовой ответственности:
1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации;
2 ) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.);
3) общественные и религиозные объединения;
Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности:
1) возмещение вреда, причиненного действиями органов государственной власти или их должностных лиц (субъект этой меры ответственности — государство);
2) отрешение от должности Президента РФ, досрочное освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, других высших должностных лиц, отзыв депутатов представительных органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также глав субъектов Федерации и глав местного самоуправления, принудительное досрочное расформирование избирательных комиссий (субъекты — государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица);
3) отмена регистрации кандидатов на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления (субъекты — участники избирательного процесса);
4) приостановление и принудительная ликвидация общественных объединений, ликвидация и запрет деятельности религиозных объединений (субъекты — общественные и религиозные объединения);
5) отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации (субъекты — граждане).
Конституционное право предусматривает несколько способов привлечения к конституционно-правовой ответственности: как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности:
1) судебный порядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность;
2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии в российское гражданство, освобождаются от должности должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. Усложненный порядок предусмотрен для отрешения от должности Президента РФ.
Решение об этом принимается Советом Федерации, но принятию такого решения должно предшествовать выдвижение обвинения Государственной Думой, а также предоставление заключений Верховным Судом и Конституционным Судом Российской Федерации;
3) привлечение к ответственности путем использования форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или иного выборного должностного лица как форма непосредственной демократии используется в качестве процессуального порядка реализации ответственности за нарушение ими Конституции РФ и законов, утрату доверия населения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник