Конституционно правовую природу представительных органов

Конституционно-правовая природа Федерального Собрания — парламента России

Федеральное Собрание представляет собой избираемый сроком на 4 года двухпалатный парламент Российской Федерации, ее постоянно действующий представительный и законодательный орган. Место и роль Федерального Собрания в системе разделения властей характеризуют следующие особенности:

1) Федеральное Собрание есть общенациональный представительный орган государственной власти, институт народного представительства. Народное представительство в Федеральном Собрании гарантируется демократической избирательной системой, свободным характером выборов, обеспечивающим формирование парламента в таком составе, который способен максимально отражать интересы различных групп людей, выражать общенациональные интересы, волю всего многонационального народа (всей нации) или всей совокупности российских граждан. Природа Федерального Собрания как органа народного представительства обусловлена его структурой. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума формируется из числа депутатов, избираемых всем населением страны; Совет Федерации формируется путем представительства от каждого субъекта РФ. Такой способ формирования российского парламента обеспечивает наиболее полную реализацию им функции общенационального представительного органа власти;

2) Федеральное Собрание есть законодательный орган власти РФ. Это означает, что только данный орган обладает прерогативой принимать федеральные законы. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета — принадлежность всей власти народу и признание народа единственным источником власти (ст. 2 Конституции РФ);

3) Федеральное Собрание — это постоянно действующий орган власти (в этом находит воплощение один из важнейших принципов парламентаризма): избирается сроком на 4 года и действует на постоянной основе;

4) Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность в строгих организационно-правовых формах — заседания палат, совместные заседания палат, сессии палат, заседания комитетов и комиссий, депутатских фракций, парламентские слушания и др. В подобных формах никакой иной орган государственной власти не осуществляет свои функции;

5) Федеральное Собрание отличает использование особых процедурных форм. Таковыми формами являются: законодательный процесс как особый порядок разработки и принятия законов; контрольный процесс как форма осуществления парламентом своих полномочий по контролю за деятельностью иных органов государственной власти; бюджетный процесс — порядок рассмотрения, утверждения Государственного бюджета и осуществления контроля за его исполнением.

Функции Федерального Собрания. Это главные направления и сферы деятельности федерального законодательного органа государственной власти. Федеральное Собрание осуществляет следующие основные функции — законодательную, представительскую, контрольную и финансовую.

Читайте также:  Задача человека сохранить природу

Законодательная функция Федерального Собрания проявляется в его деятельности по принятию федеральных законов. Посредством законодательной функции Федерального Собрания формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления. Смысл законодательной деятельности парламента заключается в подготовке и принятии законов, которые прямо предусмотрены Конституцией РФ или же их издание вызывается потребностями развития общества и государства в разных областях политической, экономической и социальной сферы.

Представительская функция, призванная выражать волю народа — основу государственной власти, реализуется путем проведения периодических парламентских выборов, направленных на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества государственной власти к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Это значит, что представительность свойственна только парламенту, среди всех государственных институтов он выступает единственным органом общенародного представительства. Представительность выступает и как способ формирования Федерального Собрания — органа законодательной власти, и как способ его функционирования и деятельности. Важнейшая сторона представительной функции парламента — отражение в его деятельности разнообразных специфических интересов, закрепляемых в федеральных законах, постановлениях палат Федерального Собрания, в иных его решениях.

Контрольная функция Федерального Собрания обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная функция Федерального Собрания осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных государственных учреждений. В действующей российской Конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля. Прежде всего это контроль за Правительством РФ, в связи с чем Государственная Дума наделена правом решать вопрос о доверии ему. Далее, это контроль за назначением на высшие государственные посты: дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ. Парламент реализует контрольные полномочия посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др.

Читайте также:  Китай объекты неживой природы объекты живой природы

Содержанием финансовой или финансово-бюджетной функции охватывается деятельность Государственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также (в определенной степени) реализация этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ. Кроме того, через Счетную палату Федеральное Собрание осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник

36. Представительные органы в системе местного самоуправления. Правовая природа.

По природе представительный орган является выборным, что предусмотрено Конституцией РФ и Европейской хартией МСУ. В Конституции есть термин «выборный орган» местного самоуправления, а не «представительный», Конституция отошла и от любой терминологии, связанной с представительством, с советами, чтобы отречься от советского опыта. В доктрине нет никаких сомнений: представительный орган власти – является органом народного представительства. То есть представительный орган власти – тот орган, что представляет интересы граждан на соответствующей территории и избирается путём выборов.

Представительный орган не является законотворческим (так как не входит в систему ОГВ).

Более того, хартия гарантирует наличие коллегиальных органов. И представительный орган является тем самым коллегиальным органом. Тем самым предстательный орган является выборным (демократическим) коллегиальным органом МСУ.

Наличие особой процедуры формирования органа позволяет нам говорить, что между представительным органом и населением складываются особые отношения, которые позволяют представительному органу МСУ осуществлять свои полномочия на особой основе.

КС в большинстве решений, которые касаются проблемы распределения полномочий между населением и представительным органом, занимает сторону представительного органа. Потому что полагает, что в основе ежедневной деятельности должны лежать начала представительной демократии. Именно представительный орган, олицетворяющий местное сообщество, и является тем самым представителем населения! (по мнению Баженовой это очень важно).

Постановление КС от мая 2011 г:

Что касается представительных органов муниципальных образований, созданных по территориальному (районному) принципу, то они могут быть сформированы населением и в ином, отличном от муниципальных выборов, порядке, если им обеспечивается формирование соответствующего органа муниципальной власти как органа народного представительства, что возможно и на основе вхождения в его состав лиц из числа ранее избранных населением на муниципальных выборах — глав поселений и депутатов представительных органов поселений.

Читайте также:  Белые ногти от природы

Представительный орган: низовая ячейка представительной демократии, благодаря которой на верхнем уровне выстраивается система представительной демократии. Профессиональный уровень представительной демократии на высшем уровне зависит от МСУ. Такая значимость представительной демократии очень характерна именно для РФ. За рубежом единства понимания правовой природы МСУ нет.

В Германии к МСУ относят скорее к органам хозяйственной деятельности, решающим вопросы местного значения, не идёт речи о выстраивании некой иерархии; в англосаксонской системе – как к защите местных сообществ, которые были утрачены в 20 веке.

В российской традиции представительные органы МСУ рассматриваются как органы, благодаря которым мы имеем завершенную систему представительной демократии, завершённую систему народовластия. С одной стороны, это верное представление – ОМСУ определяют, какие органы у нас оказываются наверху. Но, с другой стороны, в борьбе за качество представительной демократии мы можем утратить само местное самоуправление, что в принципе отчасти и происходит в РФ.

При акценте на представительном органе ставится вопрос о функциях МСУ- представительные органы МСУ как бы встроены в единую вертикаль представительных органов. Они обладают всеми функциями представительных органов в принципе по своей природе: нормотворчество, финансы и контроль. Акцент делается на нормотворчестве – они же представительные. Но это неправильно: местное самоуправление решает больше вопросы управления, а не написания норм.

Этот перекос, гипертрофированный акцент на том, что представительные органы МСУ являются частью единой системой народовластия, единой системы представительной демократии – приводит к постоянному желанию органов власти выстроить единую вертикаль по системе представительных органов.

У органов государственной власти есть желание выстроить эту вертикаль, влиять на выборы, которые проходят на местном уровне, чтобы добиться результатов, которые в будущем дадут нужные результаты и на региональном, федеральном уровне.

Правовая природа представительных органов МСУ –

а) это органы народного представительства,

б) их особое значение в системе представительной демократии, которое отражает их особое понимание в России с учётом дореволюционного и советского опыта.

Источник

Оцените статью