Контрастные картины природы зимнее утро

Приём контраста в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.Ф. Климановой, УМК «Школа России».
На уроке идёт исследование текста стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» с целью открытия тайны живого слова.
Цели урока: формирование знаний о контрасте, как средстве художественной выразительности; формирование умения анализировать лирическое стихотворение; использовать в речи образные средства языка; раскрытие эстетической ценности слова; развитие речевых и коммуникативных умений детей.

Учитель начальных классов

Курского района Курской области

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока.Приём контраста в стихотворении

А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Цели: формирование знаний о контрасте, как средстве художественной выразительности; формирование навыка выразительного чтения, умения анализировать лирическое стихотворение; использовать в речи образные средства языка; развитие и обогащение речи; раскрытие эстетической ценности слова; развитие речевых и коммуникативных умений детей.

Оборудование: картины природы, видеозапись, иллюстрации и предметы (цилиндр, белые перчатки, свечи и другие) для создания интерьера пушкинского времени.

II . Проверка домашнего задания.

На доске: (на обратной стороне)

Постановка логического ударения.

Чтение наизусть стихотворения «Опрятней модного паркета…».

III . Работа над новым материалом.

— Мы продолжаем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина.

— Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

(какую тайну слова откроет Пушкин)

Погружение в урок.

Задумавшись в который раз, вдруг открываешь в ней такое,

Что прежде пряталось от глаз!

Первичное чтение.

— Сегодня мы с вами будем читать стихотворение «Зимнее утро».

— Но первичное чтение стихотворения прозвучит в видеозаписи.

— Внимательно смотрите и слушайте.

— Подумайте, почему я это сделала.

Видеозапись чтения стихотворения.

— Почему же первичное чтение стихотворения о зиме, я дала вам в записи, сделанной летом?

(чтобы усилить впечатление о стихотворении)

— Итак, ключевые слова: лето-зима

(Приём контраста в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»)

Актуализация опорных знаний

— Вспомните, что в литературе называется контрастом?

(Контраст – это средство художественной выразительности, резкое противопоставление картин природы, характеров героев. Контраст используется для усиления впечатления о прочитанном)

— Что противопоставляет в своём стихотворении А.Пушкин?

— Какие? (хорошую погоду и ненастье)

— А ещё в соответствии с изменениями картин природы происходят изменения и в настроении поэта и ……

— Кого? К кому обращены слова лирического героя?

(к красавице, к подруге)

— Давайте попробуем понять их настроение, чувства, переживания.

— Представьте, что именно вы проснулись утром раньше всех, выглянули в окно и………

Анализ стихотворения по строфам

1) — Перечитайте первую строфу стихотворения (самостоятельное чтение «про себя»).

— Какое непонятное слово встретилось в этой строфе? (нега)

Читайте также:  Есть различные классификации природных ресурсов

НЕГА — блаженство, томление, ласка

— Какое настроение возникло у вас? (радость, восхищение)

— Докажите это строчками стихотворения.

(Мороз и солнце. День чудесный!)

— А ещё? (а ещё удивление)

— Почему? (вчера была плохая погода и, казалось, что она продлится ещё долго)

— А ещё? (сожаление, подруга ещё не проснулась и не видит этой красоты)

— Как надо читать эти строки? (сначала с радостью и восторгом, потом чуть тише, потому что красавица ещё спит, ласково, нежно, а в конце с гордостью, так как поэт сравнивает красавицу со звездою севера, которая может сравниться по красоте с богиней утренней зари)

Чтение вслух первой строфы

2) – Прочитайте «про себя» вторую строфу стихотворения.

— Представьте вечер, вьюга за окном, свист ветра в трубе, небо, земля – всё смешалось в снежных вихрях. Чуть желтеет пятно луны. В тёмной комнате, у окна, печальная фигура женщины.

— Какое настроение вызывает эта картина?(печаль, уныние)

— Однако, обратите внимание, в этой строфе нет ни одной точки. Что это значит?(движение, стремительность, быстроту происходящих событий)

— Какое чувство вызывает такая динамика? (тревогу, беспокойство)

— Что ещё способствует созданию чувства тревоги и беспокойства? (…..)

— Вчитайтесь в строки ещё раз.

— Какие звуки наиболее часто встречаются? (шипящие: з-с, ж-ш; гласные: у-ю, а-о)

— Само звучание стиха, шипящих звуков (аллитерация) и гласных (ассонанс), передающих завывание вьюги, способствует рождению образа.

удивление тревога

сожаление беспокойство

Дети ещё раз вслух читают вторую строфу.

3) – Третья картина начинается с противительного союза А, который резко противопоставляет следующую картину предыдущей.

— Прочитайте третью строфу «про себя», подчёркивая яркие слова, которые хочется выделить голосом.

— Как изменилось настроение? (опять радость и восторг)

— Но обратите внимание: в первой строфе радость и восторг А.С. Пушкин обозначил с помощью «!»

— А как он это сделал в третьей картине?(с помощью красивых слов)

— Какие слова вы подчеркнули? (небеса, великолепными коврами)

— Верно. Пушкин употребил слово не «небо», а «небеса», во множественном числе; а ковры не просто белые, а великолепные.

— О чём это говорит? (о величии)

— Как надо читать эти строки? (торжественно и спокойно)

— Обратите внимание на строчку «Блестя на солнце снег лежит…»

(здесь опять Пушкин использовал аллитерацию; от звуков [с] хочется прищуриться, чтобы яркий свет от блестящего снега не бил в глаза)

радость печаль радость

восторг уныние восторг

удивление тревога величие

сожаление беспокойство торжество

нежность спокойствие

Чтение вслух третье строфы

Физкультминутка для глаз

4) — Четвёртую и пятую строфы прочитаю я. А вы послушайте и скажите, какое настроение вызывают эти картины?

Читайте также:  Государственные природные заповедники функции

— Как я читала? (спокойно, мягко, по-домашнему)

— Как вы себе представляете «янтарный блеск»?

— Найдите в тексте два похожих цветовых оттенка. (янтарный блеск и затопленная печь)

— Как читала последнюю строфу? (быстро, легко, с нетерпением, а в конце медленно, потому что сани, наверное, остановились…)

радость печаль радость спокойствие лёгкость

восторг уныние восторг мягкость нетерпение

удивление тревога величие

сожаление беспокойство торжество

Чтение вслух всего стихотворения

— Сравните, одинаково ли звучало это стихотворение летом и зимой?

Работа с иллюстративным рядом (работа в парах)

— Из ряда иллюстраций (на партах набор картинок) выберите подходящие к каждой картине.

Стилистический анализ (работа в группах)

— Найти в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.

— Для чего в литературе используются эти средства художественной выразительности?

Вывод:употребление в речи образных средств выразительности делают нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.

— Какую тайну слова открыл нам А.С. Пушкин? (с помощью контраста можно изобразить не только картины природы, но и настроение)

— Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас? (что одно и то же настроение можно передать с помощью знаков препинания и слов образной выразительности; что настроение можно передать с помощью звуков)

— Какие задания показались наиболее интересными?

V . Домашнее задание

Подобрать мелодию, которая может сопровождать чтение стихотворения.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают дети, а их игровая деяте. Подробнее.

Елена, у вас замечательный перспективный план работы с родителями) Ведь это процесс трудоемкий. Нужн. Подробнее.

Полностью согласна с автором консультации! Устали говорить родителям в детском саду, чтобы не забыва. Подробнее.

Мне понравился ваш план работы с родителями, Елена))) Это трудоемкий процесс составления плана, знаю. Подробнее.

Снежана Сергеевна, мне очень понравился ваш педагогический опыт «Психологическо е здоровье ребенка. . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Почетная грамота за вклад в развитие дошкольного образования

Печатное свидетельство о публикации методического материала

Диплом участника конференции

Диплом за ПРЕДАННОСТЬ ПРОФЕССИИ

Диплом за инновационную профессиональную деятельность

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Благодарность за труд и неоценимый вклад в развитие образования Российской Федерации

Свидетельство активного участника педагогического сообщества

Диплом за личный вклад в развитие методической библиотеки

Свидетельство о независимой оценке профессиональной компетенции

Свидетельство о публикации авторской статьи

Рецензия на методическую разработку

Удостоверение пользователя электронной библиотеки

Свидетельство о создании электронного портфолио педагога

Почетная грамота за вклад в развитие дополнительного образования в условиях реализации ФГОС

Почетная грамота за активную профессиональную разработку сценариев мероприятий и творческий подход

Почетная грамота за вклад в развитие специального (коррекционного) образования

Свидетельство о публикации электронного образовательного ресурса (ЭОР)

Благодарность за активное участие в развитии педагогической социальной сети

Справка о публикации методического материала

Приказ о создании экспертной комиссии

Свидетельство эксперта педагогического сообщества

Свидетельство о регистрации персонального сайта педагога

Свидетельство участника семинара

Сертификат участника Вебинара

Диплом за успешное использование современных информационных образовательных технологий

Почетная грамота за вклад в развитие начального общего образования в условиях реализации ФГОС

Свидетельство участника экспертной комиссии

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Сертификат о прохождении обучения курсов ДО

Свидетельство о представлении педагогического опыта (с положительной оценкой экспертной комиссии)

Почетная грамота за вклад в развитие основного общего образования в условиях реализации ФГОС ООО

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на образовательную деятельность Рег. номер в ЕРУЛ: № Л035-01271-78/00346888. Выдана Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, дата выдачи 19.11. 2020г.
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также:  Какие природные социально экономические

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.

Учредитель: Ковалев Денис Сергеевич. Главный редактор: Ковалев Д.С. Телефон: +7 (812) 318-72-63
Электронный адрес: info@prodlenka.org

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

  • Главная
  • О портале
  • Задать вопрос
  • Публикации учащихся
  • Вопрос-ответ (FAQ)
  • Для дошкольников
  • Конкурсы
  • Мы ВКонтакте
  • Свидетельство
  • Пишут о нас
  • Контакты
  • О курсах
  • Политика конфиденциальности
  • Повышение квалификации
  • Профессиональная переподготовка
  • Пользовательское соглашение

Источник

Контраст в стихотворении Пушкина «Зимнее утро»

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» построено на нескольких контрастах.

Первый контраст встречается в самой первой строке произведения:

Автор описывает два противоположных по своей сути явления, которые объединены в одном пейзаже.

Следующий контраст — противопоставление ясного зимнего утра и ненастной зимней вьюги.

Чтобы усилить яркость прекрасного утра, автор показывает нам противоположную картину. И от этого хочется еще больше порадоваться этому дню.

Описание ясного зимнего дня присутствует на протяжении всего стихотворения:

Описание ненастной вьюги сосредоточено во второй строфе:

  • вьюга злилась,
  • мутное небо,
  • мгла носилась,
  • тучи мрачные,
  • луна, как бледное пятно,
  • ты печальная.

В стихотворении представлена картина комнаты. Этот уютный и теплый образ тоже является контрастным по отношению к описанию морозного зимнего дня.

Комната «озарена янтарным блеском» — это теплые краски, а на улице белый снег и голубое небо — это все холодные цвета.

Следующий контраст можно заметить между сценой ленивого отдыха в доме и веселым катанием на санях. По сути это два противоположных образа: спокойствия и резвости.

В заключение можно сказать, что все стихотворение Александра Пушкина построено на контрастах. Все это делает это произведение невероятно живым и ярким.

Стихотворение «Зимнее утро»:

Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. © 2017-2023 г. ХРОНИКА

Источник

Оцените статью