Приём контраста в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.Ф. Климановой, УМК «Школа России».
На уроке идёт исследование текста стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» с целью открытия тайны живого слова.
Цели урока: формирование знаний о контрасте, как средстве художественной выразительности; формирование умения анализировать лирическое стихотворение; использовать в речи образные средства языка; раскрытие эстетической ценности слова; развитие речевых и коммуникативных умений детей.
Учитель начальных классов
Курского района Курской области
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока.Приём контраста в стихотворении
А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Цели: формирование знаний о контрасте, как средстве художественной выразительности; формирование навыка выразительного чтения, умения анализировать лирическое стихотворение; использовать в речи образные средства языка; развитие и обогащение речи; раскрытие эстетической ценности слова; развитие речевых и коммуникативных умений детей.
Оборудование: картины природы, видеозапись, иллюстрации и предметы (цилиндр, белые перчатки, свечи и другие) для создания интерьера пушкинского времени.
II . Проверка домашнего задания.
На доске: (на обратной стороне)
Постановка логического ударения.
Чтение наизусть стихотворения «Опрятней модного паркета…».
III . Работа над новым материалом.
— Мы продолжаем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина.
— Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
(какую тайну слова откроет Пушкин)
Погружение в урок.
Задумавшись в который раз, вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз!
Первичное чтение.
— Сегодня мы с вами будем читать стихотворение «Зимнее утро».
— Но первичное чтение стихотворения прозвучит в видеозаписи.
— Внимательно смотрите и слушайте.
— Подумайте, почему я это сделала.
Видеозапись чтения стихотворения.
— Почему же первичное чтение стихотворения о зиме, я дала вам в записи, сделанной летом?
(чтобы усилить впечатление о стихотворении)
— Итак, ключевые слова: лето-зима
(Приём контраста в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро»)
Актуализация опорных знаний
— Вспомните, что в литературе называется контрастом?
(Контраст – это средство художественной выразительности, резкое противопоставление картин природы, характеров героев. Контраст используется для усиления впечатления о прочитанном)
— Что противопоставляет в своём стихотворении А.Пушкин?
— Какие? (хорошую погоду и ненастье)
— А ещё в соответствии с изменениями картин природы происходят изменения и в настроении поэта и ……
— Кого? К кому обращены слова лирического героя?
(к красавице, к подруге)
— Давайте попробуем понять их настроение, чувства, переживания.
— Представьте, что именно вы проснулись утром раньше всех, выглянули в окно и………
Анализ стихотворения по строфам
1) — Перечитайте первую строфу стихотворения (самостоятельное чтение «про себя»).
— Какое непонятное слово встретилось в этой строфе? (нега)
НЕГА — блаженство, томление, ласка
— Какое настроение возникло у вас? (радость, восхищение)
— Докажите это строчками стихотворения.
(Мороз и солнце. День чудесный!)
— А ещё? (а ещё удивление)
— Почему? (вчера была плохая погода и, казалось, что она продлится ещё долго)
— А ещё? (сожаление, подруга ещё не проснулась и не видит этой красоты)
— Как надо читать эти строки? (сначала с радостью и восторгом, потом чуть тише, потому что красавица ещё спит, ласково, нежно, а в конце с гордостью, так как поэт сравнивает красавицу со звездою севера, которая может сравниться по красоте с богиней утренней зари)
Чтение вслух первой строфы
2) – Прочитайте «про себя» вторую строфу стихотворения.
— Представьте вечер, вьюга за окном, свист ветра в трубе, небо, земля – всё смешалось в снежных вихрях. Чуть желтеет пятно луны. В тёмной комнате, у окна, печальная фигура женщины.
— Какое настроение вызывает эта картина?(печаль, уныние)
— Однако, обратите внимание, в этой строфе нет ни одной точки. Что это значит?(движение, стремительность, быстроту происходящих событий)
— Какое чувство вызывает такая динамика? (тревогу, беспокойство)
— Что ещё способствует созданию чувства тревоги и беспокойства? (…..)
— Вчитайтесь в строки ещё раз.
— Какие звуки наиболее часто встречаются? (шипящие: з-с, ж-ш; гласные: у-ю, а-о)
— Само звучание стиха, шипящих звуков (аллитерация) и гласных (ассонанс), передающих завывание вьюги, способствует рождению образа.
удивление тревога
сожаление беспокойство
Дети ещё раз вслух читают вторую строфу.
3) – Третья картина начинается с противительного союза А, который резко противопоставляет следующую картину предыдущей.
— Прочитайте третью строфу «про себя», подчёркивая яркие слова, которые хочется выделить голосом.
— Как изменилось настроение? (опять радость и восторг)
— Но обратите внимание: в первой строфе радость и восторг А.С. Пушкин обозначил с помощью «!»
— А как он это сделал в третьей картине?(с помощью красивых слов)
— Какие слова вы подчеркнули? (небеса, великолепными коврами)
— Верно. Пушкин употребил слово не «небо», а «небеса», во множественном числе; а ковры не просто белые, а великолепные.
— О чём это говорит? (о величии)
— Как надо читать эти строки? (торжественно и спокойно)
— Обратите внимание на строчку «Блестя на солнце снег лежит…»
(здесь опять Пушкин использовал аллитерацию; от звуков [с] хочется прищуриться, чтобы яркий свет от блестящего снега не бил в глаза)
радость печаль радость
восторг уныние восторг
удивление тревога величие
сожаление беспокойство торжество
нежность спокойствие
Чтение вслух третье строфы
Физкультминутка для глаз
4) — Четвёртую и пятую строфы прочитаю я. А вы послушайте и скажите, какое настроение вызывают эти картины?
— Как я читала? (спокойно, мягко, по-домашнему)
— Как вы себе представляете «янтарный блеск»?
— Найдите в тексте два похожих цветовых оттенка. (янтарный блеск и затопленная печь)
— Как читала последнюю строфу? (быстро, легко, с нетерпением, а в конце медленно, потому что сани, наверное, остановились…)
радость печаль радость спокойствие лёгкость
восторг уныние восторг мягкость нетерпение
удивление тревога величие
сожаление беспокойство торжество
Чтение вслух всего стихотворения
— Сравните, одинаково ли звучало это стихотворение летом и зимой?
Работа с иллюстративным рядом (работа в парах)
— Из ряда иллюстраций (на партах набор картинок) выберите подходящие к каждой картине.
Стилистический анализ (работа в группах)
— Найти в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры.
— Для чего в литературе используются эти средства художественной выразительности?
Вывод:употребление в речи образных средств выразительности делают нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
— Какую тайну слова открыл нам А.С. Пушкин? (с помощью контраста можно изобразить не только картины природы, но и настроение)
— Что вы не знали, а сейчас знаете – это новое для вас? (что одно и то же настроение можно передать с помощью знаков препинания и слов образной выразительности; что настроение можно передать с помощью звуков)
— Какие задания показались наиболее интересными?
V . Домашнее задание
Подобрать мелодию, которая может сопровождать чтение стихотворения.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают дети, а их игровая деяте. Подробнее.
Елена, у вас замечательный перспективный план работы с родителями) Ведь это процесс трудоемкий. Нужн. Подробнее.
Полностью согласна с автором консультации! Устали говорить родителям в детском саду, чтобы не забыва. Подробнее.
Мне понравился ваш план работы с родителями, Елена))) Это трудоемкий процесс составления плана, знаю. Подробнее.
Снежана Сергеевна, мне очень понравился ваш педагогический опыт «Психологическо е здоровье ребенка. . Подробнее.
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на образовательную деятельность Рег. номер в ЕРУЛ: № Л035-01271-78/00346888. Выдана Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, дата выдачи 19.11. 2020г.
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения администрации сайта. При этом ссылка на сайт www.prodlenka.org обязательна. Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.
Учредитель: Ковалев Денис Сергеевич. Главный редактор: Ковалев Д.С. Телефон: +7 (812) 318-72-63
Электронный адрес: info@prodlenka.org
Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.
- Главная
- О портале
- Задать вопрос
- Публикации учащихся
- Вопрос-ответ (FAQ)
- Для дошкольников
- Конкурсы
- Мы ВКонтакте
- Свидетельство
- Пишут о нас
- Контакты
- О курсах
- Политика конфиденциальности
- Повышение квалификации
- Профессиональная переподготовка
- Пользовательское соглашение
Источник
Контраст в стихотворении Пушкина «Зимнее утро»
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро» построено на нескольких контрастах.
Первый контраст встречается в самой первой строке произведения:
Автор описывает два противоположных по своей сути явления, которые объединены в одном пейзаже.
Следующий контраст — противопоставление ясного зимнего утра и ненастной зимней вьюги.
Чтобы усилить яркость прекрасного утра, автор показывает нам противоположную картину. И от этого хочется еще больше порадоваться этому дню.
Описание ясного зимнего дня присутствует на протяжении всего стихотворения:
Описание ненастной вьюги сосредоточено во второй строфе:
- вьюга злилась,
- мутное небо,
- мгла носилась,
- тучи мрачные,
- луна, как бледное пятно,
- ты печальная.
В стихотворении представлена картина комнаты. Этот уютный и теплый образ тоже является контрастным по отношению к описанию морозного зимнего дня.
Комната «озарена янтарным блеском» — это теплые краски, а на улице белый снег и голубое небо — это все холодные цвета.
Следующий контраст можно заметить между сценой ленивого отдыха в доме и веселым катанием на санях. По сути это два противоположных образа: спокойствия и резвости.
В заключение можно сказать, что все стихотворение Александра Пушкина построено на контрастах. Все это делает это произведение невероятно живым и ярким.
Стихотворение «Зимнее утро»:
Все материалы принадлежат автору сайта. Копирование и распространение для коммерческих целей запрещено.
Связаться с администрацией сайта можно через электронную почту kontakt@hronika.su. © 2017-2023 г. ХРОНИКА
Источник