Контроль управление качеством природной среды

Контроль и управление качеством окружающей среды

6. Юридическая ответственность за экологические правонарушения.

1. Экологическое право и его основные источники

Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Источниками экологического права являются следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция; 2) законы и кодексы в области охраны природы; 3) указы и распоряжения президента по вопросам экологии и природопользования; 4) правительственные природоохранные акты; 5) нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств; 6) нормативные решения органов местного самоуправления.

1. Конституция РФ – провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного их здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

2. Законы и кодексы в области охраны окружающей среды составляют природоресурсную правовую основу. В их число входят законы о земле, недрах, охране атмосферного воздуха, охране и использованию животного мира и др.

Читайте также:  Истинная духовная природа человека

Систему экологического законодательства возглавляет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002).

Настоящий закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды. Нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды».

Закон включает 16 глав: общие положения (гл. 1); основы управления в области охраны окружающей среды (гл. 2); права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. 3); экологическое регулирование (гл. 4); нормирование (гл. 5); оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза (гл. 6); требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. 7); зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. .8); природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. 9); государственный мониторинг окружающей среды (гл. 10); контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. 11); научные исследования (гл. 12); основы формирования экологической культуры (гл. 13); ответственность за нарушение законодательства (гл. 14); международное сотрудничество (гл. 15); заключительные положения (гл. 16).

Важнейшие экологические требования отражены также в Федеральном законе «Об экологической экспертизе» (1995),Федеральном законе «Об особо охраняемых природных территориях» (1995),Законе РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999),Законе РФ «О радиационной безопасности населения» (1995),Законе РФ «Об отходах производства и потребления» (1998),Основах законодательства РФ об охране здоровья (1993), Земельном кодексе РФ (2001), Водном кодексе РФ (1995),Лесном кодексе (2006),Законе РФ «О животном мире» (1995)и др.

Задачей на перспективу является написание Экологического кодекса РФ, который будет представлять собой кондификацию всего законодательстве в области охраны окружающей среды и природопользования и не только регулировать природоохранные проблемы, но и корректировать все законы, касающиеся природопользования.

Читайте также:  Зачем нужно беречь природу сообщение

3. Указы и распоряжения Президента РФ, а так жепостановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Примером могут служит Указы Президента РФ от 16.12.1993 г. № 2144 «О федеральных природных ресурсах» или от 1.04.1996 №440 «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».

4. Нормативные акты природоохранных министерств и ведомств издаются по самым разнообразным вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они считаются обязательными для министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

5. Нормативные решения местной администрации (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.

Источник

Глава 9. Система управления качеством окружающей природной среды

1. Системный подход к природоохранной политике государства

Основы охраны окружающей среды закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г. Конституция провозглашает право граждан на землю и другие природные ресурсы, закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью. Конституция определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному природопользованию и охране природных ресурсов, устанавливает обязанности граждан по отношению к природе, охране её богатств. Системность в природоохранной политике государства заключается в рациональном использовании всех рычагов управления экологической ситуацией – законодательных, экономических, контролирующих и организационных, в использовании возможностей экологического образования и воспитания, развитии науки об окружающей среде и системы государственного экологического мониторинга, в защите интересов населения от трансграничных загрязнений и участие в международных экологических проектах. Табл. 1. Государственные организации, ответственные за сбор и накопление информации о состоянии окружающей среды и природоохранной деятельности в Российской Федерации

Читайте также:  Карта природных ресурсов центра

2. Органы экологического управления Российской Федерации

  • создание системы органов управления и координация их деятельности;
  • экологическое нормотворчество, в том числе экологическое нормирование и экологическая стандартизация;
  • оценка воздействия на окружающую среду;
  • экологическая экспертиза. лицензирование и сертификация;
  • экологический аудит;
  • экологический контроль и мониторинг;
  • Экологическое воспитание и образование;
  • контроль за использованием объектов природы;
  • подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране ОС;
  • разрешение в административном порядке споров в сфере охраны ОС.
  • административные (приказ)
  • экономический
  • моральный и материальный (награждение. взыскание. премия и т.д.)

Источник

Оцените статью