Контроль запасов природных ресурсов

7. Управление в сфере использования природных ресурсов. Экологический контроль.

Природные ресурсы — это тела и силы природы, которые на данном этапе развития производительных сил общества могут быть использованы в качестве предметов потребления или средств производства, и общественная полезность которых изменяется (прямо или косвенно) под воздействием деятельности человека.

Главные виды природных ресурсов: солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные, минеральные, лесные, рыбные, растительные, ресурсы животного мира и др.

Природные ресурсы России колоссальны.

Оценка природных ресурсов России.

Россия является по суммарному природно-ресурсному потенциалу одной из крупнейших держав мира. Особенно она богата полезными ископаемыми. Среди стран мира Россия лидирует по запасам топливно-энергетических ресурсов. В России находится 50% мировых потенциальных запасов угля (а используется всего 40%), 23% – запасов нефти, 33% – запасов природного газа.

Кроме этого Россия богата запасами железной руды, медных, алюминиевых, никелевых и титановых руд. Крайний Север и Сибирь богаты запасами алмазов и благородных металлов. Первое место в мире Россия занимает по запасам химического сырья. Лидирует Россия по запасам древесины – 23% мировых запасов древесины приходится на Россию.

В России находится 1/5 мировых запасов пресных вод, основная масса приходится на озеро Байкал.

Суммарные гидроэнергоресурсы России оцениваются в 2395 млрд. кВт/ч, но экономическая эффективность их составляет 852 млрд. кВт/ч.

Велика площадь территорий России, пригодных для сельскохозяйственного использования. Но суровые климатические условия снижают сельскохозяйственный потенциал страны. Наибольшую площадь занимает арктический пояс (5 млн. км 2 ), на втором месте умеренный и субтропический пояса (3 млн. км 2 ), на третьем месте – умеренно-теплая и южная зона (2 млн. км 2 ).

На освоение природных ресурсов, на здоровье человека и условия его проживания негативное влияние оказывает суровый климат страны.

2/3 территории страны занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории. Именно здесь сосредоточены основные запасы природных ископаемых, лесные ресурсы и гидроэнергетический потенциал.

Высокая стоимость природных ресурсов объясняется диспропорцией между преимущественным размещением ресурсов на севере и востоке страны и концентрацией населения на западе и юго-западе.

Читайте также:  Дневник природы 5 класс география

Основным фактором, влияющим на размещение производства в России, является тяготение к потребителю и рекреационным ресурсам. Специфические факторы размещения зависят от отрасли хозяйства и отраслевой структуры хозяйства региона. В современной России большое влияние оказывают ресурсные и природно-климатические факторы. Это объясняется рядом условий: во-первых, повышенной долей в структуре хозяйства отраслей, производящих товары, а не услуги. Во-вторых, преобладанием в промышленности топливно-, энерго-, сырье- и материалоемких отраслей. В-третьих, большой долей в ВВП сельскохозяйственного производства. Размещение сельскохозяйственного производства зависит от природно-климатических условий, мест потребления продукции, наличия транспортной системы и наличия трудовых ресурсов. Рекреация тяготеет к природным ресурсам и к районам с высокой концентрацией культурно-исторических и архитектурных объектов.

Нормативно-правовое регулирование (основные акты):

— Федеральный закон от 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

— Федеральный закон от 14. 03. 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

— Федеральный закон от 23. 11. 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Основной орган отраслевого управления — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).

Постановление Правительства РФ от 11. 11. 2015 г. № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:

— изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания;

— земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории;

— в области лесных отношений;

— в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях;

Читайте также:  Доклад природа алтайского края

— государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории РФ;

— по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;

— Федеральное агентство водных ресурсов;

— Федеральное агентство лесного хозяйства;

— Федеральное агентство по недропользованию.

— подготовка проектов федеральных законов, иных нормативно-правовых актов и их внесение в Правительство РФ, относящимся к сфере деятельности Минприроды России;

— установление порядка переоформления лицензий на пользование участками недр;

— классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых;

— форма бланка лицензии на пользование недрами и т.д.

Контроль и надзор в сфере природопользования и экологии.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).

Постановление Правительства РФ от 30. 07. 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».

Осуществляет контроль и надзор:

— федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;

— государственный земельный надзор;

— государственный надзор в области обращения с отходами;

— государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;

— государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.

Источник

Порядок оценки запасов природных ресурсов хотят отрегулировать

Порядок оценки запасов природных ресурсов хотят отрегулировать

Роснедра предлагается наделить полномочиями организовывать апробацию результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Соответствующий законопроект кабмина Госдума приняла в первом чтении 18 июля.

Законопроект подготовлен во исполнение поручения президента, сообщил замминистра природных ресурсов и экологии Дмитрий Тетенькин.

«Сейчас в системе госуправления недрами существуют две важные категории — ресурсы и запасы, и, чтобы как можно больше ресурсов становилось запасами, которые уже добывают и вовлекают в экономику, данные о них должны быть достоверными», — указал замминистра. Компании после геологоразведки подают в Роснедра отчет с оценкой прогнозных ресурсов, добавил он. Однако сейчас Федеральное агентство по недропользованию не может перепроверить и апробировать эту информацию, потому что в законе нет таких полномочий. «Мы предлагаем их им предоставить. Следовательно, в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых, где размещается информация о прогнозных ресурсах, будут находиться действительно верифицированные сведения», — указал Тетенькин.

Читайте также:  Комплексно ландшафтные памятники природы

Одновременно за Минприроды России закрепляются полномочия по утверждению порядка и сроков проведения апробации результатов оценки ресурсов полезных ископаемых. В случае принятия норма вступит в силу с 1 сентября 2024 года.

Одновременно Госдума приняла в первом чтении законопроект кабмина, совершенствующий правовой механизм взимания регулярных платежей и обеспечения соблюдения пользователями недр нормативно установленных сроков геологического изучения недр.

По закону срок лицензии на геологическое изучение недр сегодня составляет 5 лет, а для отдельных регионов и шельфа семь и десять лет соответственно, напомнил Тетенькин. При этом допускается продление сроков для завершения работ. «Иногда этим пользуются некоторые недобросовестные недропользователи, и могут появляться так называемые спящие лицензии. То есть когда работы на месте затягиваются, а владелец просто продлевает лицензию, уплачивая незначительный платеж», — указал замминистра.

Для искоренения такой практики предлагается кратно увеличить размер ставки регулярного платежа при продлении срока лицензии — на первый год после планового в два раза, на второй — в десять и третий и последующие — в сто раз.

«При этом для недропользователей, которые действительно добросовестные и геологоразведка у которых затянулась по объективным причинам, предусмотрена возможность вычета исторически понесенных затрат, которые они в свои работы вложили», — сказал Тетенькин.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в августе.

Читайте нас ВКонтакте

Просмотров

1472

Источник

Оцените статью