7. Управление в сфере использования природных ресурсов. Экологический контроль.
Природные ресурсы — это тела и силы природы, которые на данном этапе развития производительных сил общества могут быть использованы в качестве предметов потребления или средств производства, и общественная полезность которых изменяется (прямо или косвенно) под воздействием деятельности человека.
Главные виды природных ресурсов: солнечная энергия, внутриземное тепло, водные ресурсы, земельные, минеральные, лесные, рыбные, растительные, ресурсы животного мира и др.
Природные ресурсы России колоссальны.
Оценка природных ресурсов России.
Россия является по суммарному природно-ресурсному потенциалу одной из крупнейших держав мира. Особенно она богата полезными ископаемыми. Среди стран мира Россия лидирует по запасам топливно-энергетических ресурсов. В России находится 50% мировых потенциальных запасов угля (а используется всего 40%), 23% – запасов нефти, 33% – запасов природного газа.
Кроме этого Россия богата запасами железной руды, медных, алюминиевых, никелевых и титановых руд. Крайний Север и Сибирь богаты запасами алмазов и благородных металлов. Первое место в мире Россия занимает по запасам химического сырья. Лидирует Россия по запасам древесины – 23% мировых запасов древесины приходится на Россию.
В России находится 1/5 мировых запасов пресных вод, основная масса приходится на озеро Байкал.
Суммарные гидроэнергоресурсы России оцениваются в 2395 млрд. кВт/ч, но экономическая эффективность их составляет 852 млрд. кВт/ч.
Велика площадь территорий России, пригодных для сельскохозяйственного использования. Но суровые климатические условия снижают сельскохозяйственный потенциал страны. Наибольшую площадь занимает арктический пояс (5 млн. км 2 ), на втором месте умеренный и субтропический пояса (3 млн. км 2 ), на третьем месте – умеренно-теплая и южная зона (2 млн. км 2 ).
На освоение природных ресурсов, на здоровье человека и условия его проживания негативное влияние оказывает суровый климат страны.
2/3 территории страны занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним территории. Именно здесь сосредоточены основные запасы природных ископаемых, лесные ресурсы и гидроэнергетический потенциал.
Высокая стоимость природных ресурсов объясняется диспропорцией между преимущественным размещением ресурсов на севере и востоке страны и концентрацией населения на западе и юго-западе.
Основным фактором, влияющим на размещение производства в России, является тяготение к потребителю и рекреационным ресурсам. Специфические факторы размещения зависят от отрасли хозяйства и отраслевой структуры хозяйства региона. В современной России большое влияние оказывают ресурсные и природно-климатические факторы. Это объясняется рядом условий: во-первых, повышенной долей в структуре хозяйства отраслей, производящих товары, а не услуги. Во-вторых, преобладанием в промышленности топливно-, энерго-, сырье- и материалоемких отраслей. В-третьих, большой долей в ВВП сельскохозяйственного производства. Размещение сельскохозяйственного производства зависит от природно-климатических условий, мест потребления продукции, наличия транспортной системы и наличия трудовых ресурсов. Рекреация тяготеет к природным ресурсам и к районам с высокой концентрацией культурно-исторических и архитектурных объектов.
Нормативно-правовое регулирование (основные акты):
— Федеральный закон от 10. 01. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
— Федеральный закон от 14. 03. 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;
— Федеральный закон от 23. 11. 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Основной орган отраслевого управления — Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).
Постановление Правительства РФ от 11. 11. 2015 г. № 1219 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере:
— изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания;
— земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории;
— в области лесных отношений;
— в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях;
— государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории РФ;
— по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
— Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
— Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
— Федеральное агентство водных ресурсов;
— Федеральное агентство лесного хозяйства;
— Федеральное агентство по недропользованию.
— подготовка проектов федеральных законов, иных нормативно-правовых актов и их внесение в Правительство РФ, относящимся к сфере деятельности Минприроды России;
— установление порядка переоформления лицензий на пользование участками недр;
— классификация запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по видам полезных ископаемых;
— форма бланка лицензии на пользование недрами и т.д.
Контроль и надзор в сфере природопользования и экологии.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Постановление Правительства РФ от 30. 07. 2004 г. № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370».
Осуществляет контроль и надзор:
— федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
— государственный земельный надзор;
— государственный надзор в области обращения с отходами;
— государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;
— государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
Источник
Порядок оценки запасов природных ресурсов хотят отрегулировать
Роснедра предлагается наделить полномочиями организовывать апробацию результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых. Соответствующий законопроект кабмина Госдума приняла в первом чтении 18 июля.
Законопроект подготовлен во исполнение поручения президента, сообщил замминистра природных ресурсов и экологии Дмитрий Тетенькин.
«Сейчас в системе госуправления недрами существуют две важные категории — ресурсы и запасы, и, чтобы как можно больше ресурсов становилось запасами, которые уже добывают и вовлекают в экономику, данные о них должны быть достоверными», — указал замминистра. Компании после геологоразведки подают в Роснедра отчет с оценкой прогнозных ресурсов, добавил он. Однако сейчас Федеральное агентство по недропользованию не может перепроверить и апробировать эту информацию, потому что в законе нет таких полномочий. «Мы предлагаем их им предоставить. Следовательно, в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых, где размещается информация о прогнозных ресурсах, будут находиться действительно верифицированные сведения», — указал Тетенькин.
Одновременно за Минприроды России закрепляются полномочия по утверждению порядка и сроков проведения апробации результатов оценки ресурсов полезных ископаемых. В случае принятия норма вступит в силу с 1 сентября 2024 года.
Одновременно Госдума приняла в первом чтении законопроект кабмина, совершенствующий правовой механизм взимания регулярных платежей и обеспечения соблюдения пользователями недр нормативно установленных сроков геологического изучения недр.
По закону срок лицензии на геологическое изучение недр сегодня составляет 5 лет, а для отдельных регионов и шельфа семь и десять лет соответственно, напомнил Тетенькин. При этом допускается продление сроков для завершения работ. «Иногда этим пользуются некоторые недобросовестные недропользователи, и могут появляться так называемые спящие лицензии. То есть когда работы на месте затягиваются, а владелец просто продлевает лицензию, уплачивая незначительный платеж», — указал замминистра.
Для искоренения такой практики предлагается кратно увеличить размер ставки регулярного платежа при продлении срока лицензии — на первый год после планового в два раза, на второй — в десять и третий и последующие — в сто раз.
«При этом для недропользователей, которые действительно добросовестные и геологоразведка у которых затянулась по объективным причинам, предусмотрена возможность вычета исторически понесенных затрат, которые они в свои работы вложили», — сказал Тетенькин.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в августе.
1472
Источник