Концепции понимания природы права

31. Понятие права. Основные концепции понимания права

Право — очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют право с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права. К ним относятся нормативистская, социологическая, психологическая, естествен­но-правовая, историческая, марксистская и интегративная.

В нормативистскойконцепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существова­ние нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный пра­вопорядок.

Положительными чертами данной концепции являются:

а) выделяется и подчеркивается основное свойство права — его норма­тивность; б) отмечается формальная определенность правовых норм, соблю­дение которых исключает произвол и беззаконие; в) четкая фиксированность государственного принуждения.

Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, яв­ляясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправед­ливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать уста­ревшие и т.д.

Социологическая концепция возникла во второй половинеXIXвека, когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сфере экономики.

Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы — всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, админи­страторы — государственные чиновники, сами граждане.

Положительная черта данной концепции состоит в том, что живое, ре­альное право идет впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы соответствующие жизни.

Недостатками концепции являются: отсутствие или недостаточный учет юридической нормативной базы, законодательства; опасность некомпе­тентного решения и даже произвола со стороны лиц, принимающих правовые решения; возможность решения вопросов в пользу сильного и в ущерб сла­бому.

Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.

Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утвер­ждал, что право – это эмоции, «обязательственно-притязательные пережива­ния», психологическое состояние, вызванное определенным событием, и от­ношение к нему в этом психологическом состоянии.

Достоинство данной концепции состоит в том, что в правовое регули­рование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и пре­ступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений.

Недостаток данной концепции заключается в том, что возможен произ­вол, самосуды, использование психологии толпы.

Согласно теории естественного права, каждому человеку, с момента рождения принадлежат права и свободы. А затем эти принадлежащие чело­веку права и свободы находят свое выражение в праве. Они, собственно, и образуют право. Один из идеологов этой теории Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида. Положительная черта данной теории заключается в том, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других лиц, а в случае нарушения — нести за это ответственность. Недостатком является возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей.

Читайте также:  Договор ренты понятие виды правовая природа

Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов.

Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с соци­альными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление.

Недостаток теории выражается в односторонности права, его принад­лежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам дру­гих классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой.

Историческая школа права логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являлись Гуго, Савиньи, Пухта и др. Основные идеи исторической школы права состоят в том, что:

1) право представляет собой историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право идентично с правовыми обычаями, то есть с исторически сложившимися правилами поведения, произрастающими из недр национального духа и глубин народного сознания, влекущими за собой юридические последствия. Законы же производны от обычного права.

Достоинствами данной теории состояли в том, что, во-первых, впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе. Во-вторых, показан объективный характер права, его независимость от произвола законодателя. В-третьих, справедливо отдана дань таким свойствам правовых обычаев, как стабильность и проверенность временем.

Недостатки данной теории состояли в том, что, во-первых, данная теория отрицала естесственные права человека, по сути являлась идеологией феодализма, уже уходящего с исторической сцены. Во-вторых, ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

Интегративная (современная) теория включает в себя черты многих других концепций. Она признает нормативность права, одновременно допус­кает создание норм права судьями, когда их прецеденты соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также природные права челове­ка, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновре­менно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, дру­гими обстоятельствами.

Читайте также:  Алушта отдых на природе

Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все ос­новные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатком является ее эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией.

Источник

2. Концепции понимания права

Право – очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют его с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права.

К основным концепциям понимания права относятся:

1. Нормативистская концепция (основные признаки, определение)

Чтобы дать определение права необходимо выделить наиболее ОБЩИЕ, ОСНОВНЫЕ и ГЛАВНЫЕ (существенные) его ПРИЗНАКИ.Ктаким наиболее ОБЩИМ, ОСНОВНЫМ признакам нормативистская теория права относит:

Раскроем содержание указанных главных ПРИЗНАКОВ права.

  1. Государственно-волевой характер права состоит в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими, духовыми, а также НАЦИОНАЛЬНЫМИ, РЕЛИГИОЗНЫМИ, ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ, ПРИРОДНЫМИ и другими условиями жизни.Право немыслимо вне осознанной, волевой деятельности людей. Право всегда есть воля, но не всякая воля — право. Так, не является правом воля отдельногоиндивида или социальных групп, слоев населения.
  1. Нормативность
  1. связь с государством, охрана от нарушений возможностью государственного принуждения;
  2. общеобязательность;
  3. формальная определенность;
  4. ИНСТИТУЦИОННОСТЬ (нормы выработанные и санкционированные особыми органами).
  1. Общеобязательность
  1. Формальная определенность третья неотъемлемая ЧЕРТА права. Этот признак проявляется в точности, четкости, однозначности и лапидарности законодательных предписаний. Достигается это с помощью правовых понятий, правовых конструкций, выработанных правилами юридических техники. Именно поэтому субъекты права знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности и пр.
  2. Четвертой важной ЧЕРТОЙ права, придающим ему формальную определенность, является его институционность.

Источник

39.Природа и сущность права в концепциях его происхождения.

1. Естественно-правовая концепция – (Г. Гроций). Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями жизнедеятельности и существования человека. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права. Сторонники этой идеи утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость. Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права. Во всяком случае, согласно этой теории право не обязано своим происхождением государству и его институтам. 2. Теологическая – Ф.Аквинский, А.Аврелий, Илларион. Согласно этой К. право как и Г явл. Проявление божественной воли, божественного провидинья, поэтому каждый член об-ва должен соблюдать законы, в своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы заповедей Моисея были даны человечеству Богом. 3. Историческая школа права – Савиньи и Кухта. Представители говорили, что у каждого народа существует свое собственное право, обусловленное истор.традициями, обычаями, менталитетом и право возникает и развивается подобно языку., задача ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право – продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право – объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости определения понятия «народный дух». 4. Психологическая – Петражицкий. Само право переносится в сферу сознания чел. и рассматривается как сов-ть переживаний правомочий на ч-л и переживания обязанности совершить к-л действие императивно-атрибутивных эмоций. 5. Нормативистская (абстрактно-нормативная) – Эльзан «Чистая теория права». Право-это своеобразная сис-ма пирамиды, в основании кот. Находятся решения судебных и администр.органов, а на вершине абстрактная норма или норма абстрактного долженствования, т.к. опирается на мысли И.Канта и его категорический императив. Существование идеальной нормы, каждая нижестоящая юр.норма черпает свою юр.силу из вышестоящей. 6. Патриархальная – Аристотель. Здесь право отождествлялось с др. семьей, с др.соц.нормами, существование самих прав.норм было обусловлено необъодимостью обеспечения власти главы Г. 7. Социологическая –Дьюи Эрме Пауль. Разделялось категории права и закона. Во многих случаях представители этой К. отождествляли право с прав.отношениями, собственно правом называются только те бр.нормы, кот. Реализуются на практике. Право, прав.нормы, кот. Не испол. В действительности правом как таковым называться не могут. 8. Марксистская (экономическая) – Маркс, Энгельс, Ленин. Право явл. Возведенным в закон воля экономически и полит. господствующего класса.

Читайте также:  Дикая природа утки гуси

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Источник

Оцените статью