Концепции происхождения права
Теологическая теория. Возникновение и природа права непосредственно связаны с божественным волеизъявлением. Понятие и источник права вытекают из категории справедливости. Так, согласно древнеегипетской мифологии, в качестве владыки справедливости фигурирует бог Осирис. По такому представлению о справедливости и праве все люди равны и наделены богами равными возможностями, нарушение такого равенства в человеческих отношениях свидетельствует об отступлении людей от божественного закона.
По мере развития общества и представлений о праве во взглядах мыслителей все более четко отмежевываются право и закона. По Фоме Аквинскому, право есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а закон — «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т. е. стоящими у руля государственной власти. Философ замечает, что человеческие законы должны быть правовыми, т. е. соответствовать высшей справедливости, имеющей божественное происхождение.
В эпоху победившего капитализма эстафету теологизма принял неотомизм (Ж. Мартен, Й. Месснер и др.), согласно которому и государство и право есть результат божественного творения, действия духовных начал, отражена божественного разума в общественном порядке.
Рассматриваемая теория имеет 3 варианта: древнейший, средневековый и современный.
Религиозно-мистическое сознание (древнейшее) исходит из того, что Бог естьпричина всего и рассматривает право как божественное установление.
Средневековые теологи (Фома Аквинский и др.) стремились идеализизировать феодальное право, придать ему ореол святости, утверждая, что действующее право основано на естественном божественном законе и догмах Священного Писания.
В современном варианте идеи Фомы Аквинского поднимает из глубины веков теория возрожденного естественного права, датируемая началом столетия. Представители школы возрожденного естественного права (Ж. Мартен и др.) пытались доказать, что буржуазное право соответствует требованиям естественного права, вытекающего из божественной и неизменной человека.
Психологическая теория.Наиболее ярким представителем этой теории являлся Л. Петражицкий. Он и другие сторонники психологизма трактовали право как элемент психики, сводя его к эмоциям и чувствам. Вследствие этого, по их мнению, право вечно и не зависит от экономики, классов, государства. Право может быть официальным и неофициальным. Источником происхождения официального права является государственная власть, ею право и поддерживается. Неофициальное право возникает в сознании людей помимо, а зачастую в противовес официальному.
Кроме того, JI. Петражицкий выделял еще две разновидности права:позитивное, т. е. основанное на действующих в обществе законах, иинтуитивноекак результат внутреннего, инстинктивного самоопределения индивида. Отсюда делается вывод: сколько индивидов, столько и интуитивного права. Тем самым интуитивное право, будучи более значимым в сравнении с позитивным, отождествляется с индивидуальным правосознанием. Большая значимость интуитивного права объясняется следующими обстоятельствами:
- оно выражает личностное начало общества; 2) оно более гибкое, способное быстрее и эффективнее реагировать на изменения жизненных запросов общества.
Источник
39.Природа и сущность права в концепциях его происхождения.
1. Естественно-правовая концепция – (Г. Гроций). Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями жизнедеятельности и существования человека. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права. Сторонники этой идеи утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость. Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права. Во всяком случае, согласно этой теории право не обязано своим происхождением государству и его институтам. 2. Теологическая – Ф.Аквинский, А.Аврелий, Илларион. Согласно этой К. право как и Г явл. Проявление божественной воли, божественного провидинья, поэтому каждый член об-ва должен соблюдать законы, в своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы заповедей Моисея были даны человечеству Богом. 3. Историческая школа права – Савиньи и Кухта. Представители говорили, что у каждого народа существует свое собственное право, обусловленное истор.традициями, обычаями, менталитетом и право возникает и развивается подобно языку., задача ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство. Право – продукт развития народного духа. Историческая школа права утверждала, что право – объективный результат исторического развития. Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости определения понятия «народный дух». 4. Психологическая – Петражицкий. Само право переносится в сферу сознания чел. и рассматривается как сов-ть переживаний правомочий на ч-л и переживания обязанности совершить к-л действие императивно-атрибутивных эмоций. 5. Нормативистская (абстрактно-нормативная) – Эльзан «Чистая теория права». Право-это своеобразная сис-ма пирамиды, в основании кот. Находятся решения судебных и администр.органов, а на вершине абстрактная норма или норма абстрактного долженствования, т.к. опирается на мысли И.Канта и его категорический императив. Существование идеальной нормы, каждая нижестоящая юр.норма черпает свою юр.силу из вышестоящей. 6. Патриархальная – Аристотель. Здесь право отождествлялось с др. семьей, с др.соц.нормами, существование самих прав.норм было обусловлено необъодимостью обеспечения власти главы Г. 7. Социологическая –Дьюи Эрме Пауль. Разделялось категории права и закона. Во многих случаях представители этой К. отождествляли право с прав.отношениями, собственно правом называются только те бр.нормы, кот. Реализуются на практике. Право, прав.нормы, кот. Не испол. В действительности правом как таковым называться не могут. 8. Марксистская (экономическая) – Маркс, Энгельс, Ленин. Право явл. Возведенным в закон воля экономически и полит. господствующего класса.
Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:
Источник
Природа и сущность права в концепциях его происхождения.
· 1. Естественно-правовая концепция – (Г. Гроций). Сторонники этой теории убеждены, что кроме устанавливаемого государством права существуют и естественные права, присущие человеку от рождения. Их никто (ни общество, ни государство) человеку не дарует. Они являются условиями жизнедеятельности и существования человека. В числе таких прав – право на жизнь, здоровье и другие неотчуждаемые права. Сторонники этой идеи утверждали, что естественные права – это высшие права по отношению к позитивному праву (законам, обычаям, прецедентам), это права, воплощающие в себе разум и вечную справедливость. Теория естественного права, таким образом, снимала, по существу, проблему происхождения права, делая упор на изначальном присутствии у человека как социального существа определенной суммы прав. Она разрывала взаимосвязь между возникновением государства и права.
· 2. Теологическая – Ф.Аквинский, А.Аврелий, Илларион. Согласно этой К. право как и Г явл. Проявление божественной воли, божественного провидинья, поэтому каждый член об-ва должен соблюдать законы, в своем объяснении происхождения права эта теория опиралась на религиозные книги, прежде всего на Библию, где утверждалось, что основные законы заповедей Моисея были даны человечеству Богом.
· 3. Историческая школа права – Савиньи и Кухта. Представители говорили, что у каждого народа существует свое собственное право, обусловленное истор.традициями, обычаями, менталитетом и право возникает и развивается подобно языку., задача ученых-правоведов состоит в том, чтобы уметь уловить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен его превратить в действующее законодательство.Критики исторической школы видели ее недостаток в нечеткости определения понятия «народный дух».
· 4. Психологическая – Петражицкий. Само право переносится в сферу сознания чел. и рассматривается как сов-ть переживаний правомочий на ч-л и переживания обязанности совершить к-л действие императивно-атрибутивных эмоций.
· 5. Нормативистская (абстрактно-нормативная) – Эльзан «Чистая теория права». Право-это своеобразная сис-ма пирамиды, в основании кот. Находятся решения судебных и администр.органов, а на вершине абстрактная норма или норма абстрактного долженствования, т.к. опирается на мысли И.Канта и его категорический императив. Существование идеальной нормы, каждая нижестоящая юр.норма черпает свою юр.силу из вышестоящей.
· 6. Патриархальная – Аристотель. Здесь право отождествлялось с др. семьей, с др.соц.нормами, существование самих прав.норм было обусловлено необъодимостью обеспечения власти главы Г.
· 7. Социологическая –Дьюи Эрме Пауль. Разделялось категории права и закона. Во многих случаях представители этой К. отождествляли право с прав.отношениями, собственно правом называются только те бр.нормы, кот. Реализуются на практике. Право, прав.нормы, кот. Не испол. В действительности правом как таковым называться не могут.
· 8. Марксистская (экономическая) – Маркс, Энгельс, Ленин. Право явл. Возведенным в закон воля экономически и полит. господствующего класса.
Источники права: понятие, виды, роль в различных правовых системах.
Формы (источники) права – этоспособы выражения и закрепления правовых норм.
Выделяют четыре основные формы права:
Нормативно-правовой акт – это юр. акт, принятый компетентными субъектами правотворчества.
Нормативный договор – это двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества.
Правовой прецедент судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.
Правовой обычай – санкционированное гос-ом исторически сложившееся правило поведения.
Следует отметить, что в юридической науке называются и другие формы права:
— доктрина или юридическая наука – различные научные труды (трактаты, монографии, статьи), на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам;
— правосознание – совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых правоприменительные органы принимают решения по конкретным юридическим делам;
— правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним.
Основные виды источников права в различных правовых системах
— романо-германская правовая семья — основной источник права представляет собой единую иерархически построенную систему источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);
— англосаксонская правовая семья — основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
— семья религиозного права — основным источником права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
— в семье традиционного права доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписанный характер и передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государством.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник