Концепции взаимодействия общества природы экологическом праве

1Характеристика научных положений взаимодействия общества и природы. Понятие и значение экологического императива.

Учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного российского права окружающей среды образуют отношения:

• собственности на природные объекты и ресурсы;

• по охране окружающей среды от разных форм деградации и

• по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

В доктрине права окружающей среды отношения, регулируемые им, называются экологическими.

Приведенная классификация видов экологических отношений – принципиальная, наиболее важная, целесообразная и научно обоснованная. Ее целесообразность заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека. Научная обоснованность такой классификации подтверждается природоресурсным законодательством (земельным, водным, горным и др.), в котором регулируются отношения собственности на соответствующий природный ресурс, по его использованию и охране, а также доктриной земельного, водного, горного и иного природоресурсного права. При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека. В контексте отношений собственности на природные ресурсы в праве окружающей среды решаются общественно значимые проблемы владения природными богатствами и распоряжения ими. При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности, и потому в праве окружающей среды доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам. Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. «Природопользование и охрана природы – это не две самостоятельные формы взаимодействия общества и природы и даже, как принято говорить, не две стороны одной медали, а единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности»*. С таким категоричным и абсолютным суждением едва ли можно согласиться. Между тем оно в известной степени дало основание высказать сомнение в обоснованности выделения охраны природы в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства. Применительно к деятельности по природопользованию и охране природной среды часто приходится слышать о необходимости учета законов развития природы. Человек, осознав свою роль в биосфере лишь как одного из многочисленных видов, образующих ее многообразие, как часть ее, должен, как и все остальные, подчиняться законам природы. При этом сила homo sapiens заключается не в том, чтобы, проявляя свою мощь, перестраивать природу, а в том, чтобы, правильно поняв законы ее развития, следовать им. Законы развития природы – законы более высокого порядка для человека в сравнении с законами развития общества. Это – объективные законы. В силу их действия и благодаря им человек появился и может существовать. Законы общества написаны человеком для собственного социального, политического и экономического удобства, организации и обеспечения общежития.

Читайте также:  Катастрофы природного характера пожары

Знание и соблюдение законов развития природы в деятельности человека и общества имеет решающее значение и оценивается как императив. Проявляющиеся во взаимодействии общества и природы законы развития природы создают естественно-научные и философские основы разнообразной деятельности по природопользованию и охране окружающей среды, в том числе в сфере права. Учет законов природы при планировании и осуществлении экологически вредной деятельности и их соблюдение должно служить основным критерием экологической обоснованности и допустимости такой деятельности. Их знание и учет особенно важны при осуществлении таких правовых мер охраны природы, как нормирование предельно допустимых воздействий на природу, оценка воздействия планируемой деятельности на окружающую среду, экологическая экспертиза, планирование мер по охране природы и др. Законы развития природы должны учитываться также при подготовке законопроектов об охране окружающей среды. Обспечение учета и соблюдение законов природы при принятии хозяйственных, управленческих и иных экологически значимых решений – одно из условий, методологическая основа выхода из экологического кризиса.

Источник

Вопрос 15. Современные концепции взаимодействия общества и природы

1. Современные экологические концепции отражают соответствующее развитие производительных сил и опыт, накопленный в результате изучения влияния научно-технического прогресса на состояние окружаю щей природной среды.

На Западе специалисты выделяют целый ряд экологических концепции «пределов роста», «органического роста», «глобального управления», «экологической революции», «просветительские» и иные Появление большинства из них связано с деятельностью Римского клуба — международной ассоциации экономистов, демографов, социологов, специалистов в области естественных наук, представителей деловых кругов мира. Создан Клуб с целью подготовки прогнозов развития современного общества.

2. Авторы концепции пределов роста и других вариантов данной модели (нулевого развития, стабилизированного развития) полагают, что экологическую гармонию можно сохранить или восстановить путем определения соответствующих пределов перспективного развития экономики,. научно-технического прогресса, а также управления демографической ситуацией.

Читайте также:  Какие бывают объекты неживой природы

Некоторые из вариантов этой концепции предусматривают требования относительно возвращения к нулевому развитию, искусственному свертыванию науки и техники до такого предела, при котором хозяйственная и демографическая нагрузки в обществе не будут превосходить ресурсные возможности природной среды.

4. Согласно другой модели — концепции органического роста мировая «экономика должна рассматриваться как совокупность региональных систем. С учетом этого необходимо дифференцированно подходить к экологии различных стран и территорий. Ключевым моментом при таком подходе является экономический и культурный уровень развития региона, территории, государства.

Авторы концепции Классифицируют страны на богатые и бедные и предлагают обеспечить гармонию во взаимодействии общества и природы’ за счет перераспределения средств между государствами. Наиболее крепкие в экономическом отношении государства должны оказывать материальную, финансовую и иную помощь развивающимся странам.

Сторонники этих двух концепций стремятся привлечь внимание общества к охране окружающей природной среды, призывают объединить усилия при решении общих для человечества экологических проблем, однако методы реализации их идей, по сути, утопичны. Прежде всего потому, что не учитывается ряд принципиальных обстоятельств: невозможно остановить научно-технический прогресс, также бессмысленно

требовать от общества стремления к так называемому нулевому развитию.

3. Концепция глобального управления базируется на идее единства и тесной взаимосвязи материального мира. Потому эффективность охраны природы планеты напрямую зависит от коллективных усилий всего международного сообщества. Сторонники концепции предлагают создать над-государственный орган. Его решения и требования в области

Экологической политики должны стать обязательными для всех стран на планете.

В годы противостояния капиталистической и социалистической систем считалось, что эта концепция также вряд ли реализуема на практике. » современных условиях вполне возможно создание структуры, коордиобъект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, называется антропогенным объектом.

Читайте также:  Квантовую природу электромагнитного излучения подтверждает

3. Как уже отмечалось, охраняемые законом объекты земной природы подразделяются на три категории:

    • интегрированные, к которым относится окружающая природная среда;
    • подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты);
    • особо охраняемые (государственные природные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания).

    Источник

Оцените статью