Концепция рефлекторной природы психики

Рефлекторная (отражательная) природа психики

Вся материя обладает свойством отражения, т.е. способностью отвечать на воздействия внешней среды. Существуют три его основные формы:

психическая– как ответная реакция живого организма на раздражитель (на боль, на музыку);

физическая(отражение звука, света, радиолокационного сигнала);

физиологическая(поворот цветка подсолнуха вслед за солнцем).

Психическая форма отражения в ее высшей стадии развития привела к появлению сознания (и самосознания)человека. На уровне сознания отражение обеспечивает человеку возможность познавать самого себя и других, а также контролировать свое поведение и деятельность. Психика связана, прежде всего с работоймозга. А в основе работы мозга лежитрефлекс(отражение)(см. блок-схему 32).

Раздражители, идущие из внешней окружающей среды или от внутренних органов, превращаются рецепторами органов чувств (начальное звено) в специальные сигналы сообщения. Раздражение может улавливаться двумя способами (или, по И.П. Павлову, двумя типами сигнальных систем):

 Непосредственно органами чувств (как ощущения цвета, звука, запаха и др.). В этом случае работает первая сигнальная система.

 В виде осмысленных и понятых человеком слов. В этом случае имеем дело со второй сигнальной системой. При этом слово имеет две составляющие:

  • сигнальный раздражитель (в виде звука речи или письменного текста);
  • смысловой раздражитель (в виде значения этого слова).

Источник

Рефлекторная природа психики

Отражательная деятельность человека основана на рефлекторной деятельности мозга. Основателем учения о рефлекторной природе психики является выдающийся русский физиолог И.Сеченов (1829-1905). В своих трудах он подчеркивал, что источником психических актов как отражательной деятельности являются внешние раздражители, которые действуют на организм. Эта деятельность возникает в процессе взаимодействия индивида с окружением благодаря рефлекторной деятельности мозга. В своем известном труде «Рефлексы головного мозга» (1863) И.Сеченов писал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения есть рефлексы», и что без внешнего чувственного раздражения психическая деятельность невозможна.

Учение И. Сеченов о рефлекторной природе психики развил И.П.Павлов (1849-1936) в своем учении о высшей нервной деятельности.

Основой относительно учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности является материалистическое понимание единства организма и среды.

В своих исследованиях И.П.Павлов доказал, что большие полушария головного мозга играют ведущую роль в жизнедеятельности всего организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивает потребности организма. Кора больших полушарий головного мозга, обеспечивает потребности организма, вместе с ближайшими к коре подкорковыми нервными центрами осуществляет сложную аналитико-синтетическую деятельность. В ней создаются наисложнейшие временные нервные связи, при помощи которых регулируются отношения между организмом и внешней средой, а также деятельность самого организма.

Читайте также:  Главное отличие человека от природы

Эту деятельность больших полушарий головного мозга И.П.Павлов и называет высшей нервной деятельностью.

Поведение живого организма является определенной системой реакций или рефлексов на раздражители внешней и внутренней среды.

Рефлекс – это реакция организма на раздражение, которая осуществляется при помощи нервной системы. Рефлекторная деятельность – основная форма деятельности нервной системы.

Различают два вида рефлексов: безусловные, с которыми существо рождается, и условные, которые формируются у него в процессе жизни.

Безусловные рефлексы вырабатываются в процессе длительного периода биологического развития живых существ. Они необходимы животным с первых дней жизни для обеспечения своего существования. Безусловные рефлексы являются врожденными, осуществляются при помощи нижележащих отделов центральной нервной системы и обеспечивают организму поиск пищи, избегание вредных влияний и др.

Безусловные рефлексы порождаются безусловными раздражителями, т.е. такими, которые действуют на соответствующие рецепторы – вкусовой, тактильный и др., вызывают соответствующие реакции организма. Безусловные рефлексы не исчезают и все время действуют при нормальном состоянии организм. Сложная система безусловных рефлексов создает деятельность, которую называют инстинктивной.

Безусловные рефлексы не могут удовлетворить потребности высших организма, которые живут в сложных условиях. Поскольку внешняя среда ежечасно изменяется, то приспособиться к ней при помощи одних только безусловных рефлексов невозможно. Необходимо дополнение их временными связями, которые образуются у животных и человека в процессе жизни.

Основным принципом работы больших полушарий головнго мозга, как доказал И.П.Павлов, является образование временных нервных связей, или условных рефлексов.

Проводя исследования, он заметил, что при определенных условиях у животных возникают рефлексы и при отсутствии безусловных раздражителей (например, иногда слюна у собаки начинает выделяться при появлении человека, который ее кормит, хотя в этот момент еды собаке не дают). Рефлексы в данном случае возникают под влиянием раздражителей, которые И.П.Павлов назвал условными. Он доказал, что когда на животное одновременно действуют два раздражителя: один – безусловный, например еда, а другой – условный, который сам по себе не вызывает рефлекс, например свет лампочки, то в головном мозге возникают два очага возбуждения – от еды и от света. Из-за того, что они действуют одновременно, между соответствующими нервными центрами, находящимися в состоянии возбуждения образуется замыкание, т.е. устанавливается временная нервная связь.

Читайте также:  Eveline рецепты природы мумие

Источник

2. Рефлекторная природа психики

Наукой доказано, что психическая деятельность чело­века и животных по своему физиологическому механизму является высшей нервной деятельностью. Психика имеет рефлекторную природу.

Вопрос о связи психических явлений с деятельностью мозга имеет большую давность. Уже древнегреческие вра­чи-естествоиспытатели на основе наблюдений над боль­ными указывали на связь психических явлений с дея­тельностью мозга, однако они не могли объяснить эту связь в силу слабого развития науки.

В XVII в. Декарт ввел в науку понятие рефлекса, чем оказал огромное революционизирующее влияние на ход исследований поведения животных и человека. Под реф­лексом он понимал ответную реакцию организма на внеш­нее раздражение. Какое-либо внешнее раздражение (свет, звук, прикосновение) действуют на соответствующий орган чувств животного; возникшее здесь нервное возбуждение передается в мозг, а оттуда к органам движения — мыш­цам. Движения животного, таким образом, суть не что иное, как рефлексы, т.е. причинно обусловленные акты отражения животным внешних раздражений.

Рефлекторность означает первичность объективных условий жизни организма и вторичиость их воспроизве­

дения в психике, закономерный переход воспринимаю­щих компонентов системы в исполнительные, целесооб­разность двигательных эффектов и их обратное влия­ние на образ.

Такое понимание рефлекторной природы психики было впервые разработано И.М. Сеченовым. Активность пси­хики проявляется и при отображении реальности, по­скольку оно предполагает преобразование физико-хими­ческих раздражителей, действующих на нервные аппара­ты, в образы предметов, и в сфере побуждений, придаю­щих поведению энергию и стремительность, и при испол­нении программы поведения, включающей поиск и вы­бор вариантов.

Рефлекторное понимание актов поведения животных и человека не оставляло места для души и других нема­териальных сил в объяснении проявлений их психики. Однако Декарт, угадавший нервный механизм отдельных непроизвольных актов поведения животных, не мог объяс­нить механизма целостного поведения животного, меха­низма целесообразности поведения, соответствия его вне­шним изменяющимся условиям существования и внут­ренним потребностям организма.

К научному пониманию мозговых механизмов психичес­кой деятельности психология пришла не сразу. И.М. Сече­нов в труде «Рефлексы головного мозга» (1863) показал, что психическая деятельность человека по своей природе является рефлекторной (отражательной) деятельностью.

Читайте также:  Вредны ли природные сахара

И.М. Сеченов утверждает, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхожде­ния суть рефлексы», что психическая деятельность чело­века возникает в процессе рефлекторной деятельности го­ловного мозга и неотделима от него. В рефлекторном акте И.М. Сеченов различает три части. Начало рефлекса со­ставляют раздражения чувствующего нерва и превраще­ние этих раздражений в органах чувств в нервное возбуж­дение, передаваемое в головной мозг. Средняя часть акта — это нервные процессы возбуждения и торможения, про­исходящие в головном мозгу, которые и являются основой возникновения психической деятельности (ощущений, пред­ставлений, памяти, мышления, чувств, воли и др.). Ко­нечное звено рефлекторного акта — это движение мышц и

органов тела (проявляется в действиях, поступках чело­века).

И.М. Сеченов указывает на неразрывную связь и вза­имодействие всех трех частей рефлекса. Раскрывая реф­лекторное происхождение психической деятельности че­ловека, И.М. Сеченов вместе с тем убедительно доказы­вает ее детерминированность, причинную обусловленность, т.е. зависимость всех действий, поступков человека от условий внешней среды. «Первоначальная причина вся­кого поступка, — пишет он, — лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна».

Чем разнообразнее события, в которых участвует лич­ность, и деятельность, которой она занята, тем разнооб­разнее ее психические состояния. К ним можно отнести состояния внимательности и рассеянности, умственной активности или пассивности, состояния решительности или нерешительности, заинтересованности чем-либо или скуки, тревожного или радостного ожидания, утомлен­ности и т.п.

Изучение многообразных психических состояний, в которых проявляется жизнедеятельность человека, име­ет большое практическое значение, особенно в деятель­ности медицинского работника. Указанные формы пси­хической деятельности не существуют изолированно. Они представляют собой лишь различные проявления слож­ной отражательной деятельности мозга человека.

Психика формируется и развивается в активной деятельности человека. Нельзя изучать психические про­цессы, свойства и состояния личности вне ее деятельности — трудовой, учебной, игровой и т.д. Поэтому в круг воп­росов, которыми занимается психология, входит также психологическая характеристика деятельности людей.

Возникая на определенном уровне биологической эво­люции, психика сама выступает в качестве одного из ее факторов, обеспечивая возрастающую по сложности при­способляемость организмов к условиям их существова­ния. А с переходом к человеку психика приобретает ка­чественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями, возникает*0Фзяание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется

личность, служащая источником высших проявлений активности психики.

Источник

Оцените статью