Концепцию управления природными ресурс

Концепция управления природопользованием. Управление — совокупность мер регулирования состояния систе­мы в целях сохранения ее устойчивости (устойчивого развития)

Управление — совокупность мер регулирования состояния систе­мы в целях сохранения ее устойчивости (устойчивого развития). Раз­личают два вида управления:

1) саморегулирование, основанное на обратных связях и обеспечи­вающее самосохранение и устойчивость системы независимо от воли отдельных участников;

2) управление как сознательный, волевой процесс, включающий определение целей (прогнозирование и планирование), постановку задач (директивы) и контроль (санкции и поощрения).

Фактически управление в обществе всегда представляет собой ка­кую-то комбинацию этих двух механизмов. Структурные составляю­щие процесса управления включают многообразные (вертикальные и горизонтальные) обратные связи.

1 Геосистема — особого рода материальная система, состоящая из взаимообуслов­ленных географических компонентов, взаимосвязанных в своем размещении и развива­ющихся во времени как части целого.

Участникам процесса управления предписываются правила пове­дения, закрепляемые правовыми нормами, административными инст­рукциями и сложившейся хозяйственной практикой. Тем самым в структуры управления вносятся элементы саморегулирования, гене­рирующие потоки информации, идущие снизу вверх.

Действие волевых управленческих актов направлено сверху вниз. Оно должно преодолевать сопротивление инертных бюрократических структур, направлять и корректировать механизмы саморегулирова­ния, испытывая при этом их обратное воздействие. Таким образом, механизмы саморегулирования встроены в социоэколого-экономиче-скую систему управления во всех ее секторах и на всех уровнях.

На формирование современной теории управления значительное влияние оказала теория эволюционизма, которая в XIX в. способство­вала глубоким изменениям в научно-познавательном отношении к окружающему миру. Заложенные в этой теории концептуальные по­ложения исторически развивающихся открытых систем были перво­начально приняты в рамках физических и биологических дисциплин, а затем представителями других направлений науки и получили впо­следствии логическое продолжение в ряде системных теорий (катаст­роф, этногенеза, теории бифуркаций).

К наиболее значимым для управления относят следующие теоре­тические положения:

1) непрерывность и необратимость процессов развития;

2) относительность результатов (меняющиеся условия среды);

3) малые изменения вариаций особей (элементов системы), проис­ходящие в течение длительного времени, которые могут порождать эволюцию на уровне популяции (системы);

4) изменение причин (условий формирования) эволюции как ре­зультат самой эволюции;

5) избирательная восприимчивость элементов к начальным усло­виям (непредсказуемость результата, неопределенность хода эво­люции).

Кроме теории эволюционизма для управления имеет значение ме­нее известная теория катастрофизма (Ж. Кювье), согласно которой развитие может происходить внезапно в результате скачка, качествен­ной перестройки (генетической, социальной, структурной). Такой скачок становится первичным фактором развития, действующим как отбор и одновременно меняющим среду обитания, создавая условия для дальнейшего развития. Именно эти теории оказали решающее влияние на прогнозирование во второй половине XX в. сложных дина­мических систем «третьего рода», таких, например, как общество.

Читайте также:  Карта природных зон 4 класс впр ответы

В докладах Римскому клубу проблема управления (в том числе гло­бального) в качестве одной из центральных была поставлена в 1970-х го­дах. Рассматривая управление как менеджмент, следует говорить о науч­ной дисциплине, которая имеет свое практическое выражение в создании групп людей (институциональных структур) и направлении их действий на достижение поставленной цели.

Содержательный смысл управления природопользованием ра­скрывается в конкретных формах его организации и выбранной систе­ме воздействий.

Цель управления — обеспечить достижение экологически безопас­ного и устойчивого (сбалансированного) развития. Наиболее полное определение экологической безопасности как элемента общественного достояния дали экономисты Н.П. Федоренко и К.Г. Гофман, связывая ее со степенью адекватности экологических условий задачам сохране­ния здоровья населения и обеспечения длительного устойчивого соци­ально-экономического развития.

Характер систем управления определяется в первую очередь по­ставленной целью, но он также зависит от характеристик конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует регионализации систем управления природопользованием.

Системы управления природопользованием зависят также от вы­бранных способов воздействия — методов управления. Выбор методов управления определяется на основе информационного и норматив­но-правового обеспечения процесса управления.

Таким образом, организация системы управления природопользова­нием включает:

• создание информационного и нормативно-правового обеспе­чения,

• создание институциональной инфраструктуры.

Следует отметить, что управление природопользованием подразу­мевает управление не экологией или природными процессами, а дей­ствиями людей, включенных в природные системы определенных тер­риторий.

В организации управления природопользованием существует ряд трудностей методологического характера. В отечественной науке сло­жилось мнение о том, что при организации социоэколого-экономических систем вместо управления природопользованием следует гово­рить о направляемом развитии.

Направляемое развитие отличается от процесса управления тем, что, сочетая в себе движения множества носителей разнообразных це­лей, оно регламентировано системой запретов и ограничений, задаю­щих общее направление развития.

Понятие «управление природопользованием» вошло в употребле­ние в России в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Более подробно от­дельные составляющие системы управления природопользованием в Российской Федерации рассмотрены в гл. 6.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность понятия «природопользование» и каковы особенности его современного толкования?
2. Каково соотношение понятий «природопользование» и «охрана при­роды»?
3. Каковы особенности формирования учения о ноосфере?
4. Выделите базовые понятия экологии. Какова современная тенденция развития экологических знаний?
5. Определите характерные особенности этапов эволюции представлений о взаимоотношениях человеческого общества и природной среды. Какое место занимали идеи охраны природы в этих представлениях?
6. В чем особенность географического подхода к изучению проблем при­родопользования?
7. Приведите примеры действия законов экономики природы.
8. В чем сущность условий устойчивого развития природной и обще­ственной систем?
9. Обоснуйте роль экологического планирования для сохранения устой­чивости развития.
10. Каковы теоретические основы современного управления природо­пользованием?

Читайте также:  Информационным обеспечением охраны окружающей природной среды

Источник

1.11. Концепция управления природопользованием

Управление — совокупность мер регулирования состояния системы в целях сохранения ее устойчивости (устойчивого развития). Различают два вида управления:

1) саморегулирование, основанное на обратных связях и обеспечивающее самосохранение и устойчивость системы независимо от воли отдельных участников;

2) управление как сознательный, волевой процесс, включающий определение целей (прогнозирование и планирование), постановку задач (директивы) и контроль (санкции и поощрения).

Фактически управление в обществе всегда представляет собой какую-то комбинацию этих двух механизмов. Структурные составляющие процесса управления включают многообразные (вертикальные и горизонтальные) обратные связи.

Участникам процесса управления предписываются правила поведения, закрепляемые правовыми нормами, административными инструкциями и сложившейся хозяйственной практикой. Тем самым в структуры управления вносятся элементы саморегулирования, генерирующие потоки информации, идущие снизу вверх.

Действие волевых управленческих актов направлено сверху вниз. Оно должно преодолевать сопротивление инертных бюрократических структур, направлять и корректировать механизмы саморегулирования, испытывая при этом их обратное воздействие. Таким образом, механизмы саморегулирования встроены в социоэколого-экономическую систему управления во всех ее секторах и на всех уровнях.

На формирование современной теории управления значительное влияние оказала теория эволюционизма, которая в XIX в. способствовала глубоким изменениям в научно-познавательном отношении к окружающему миру. Заложенные в этой теории концептуальные положения исторически развивающихся открытых систем были первоначально приняты в рамках физических и биологических дисциплин, а затем представителями других направлений науки и получили впоследствии логическое продолжение в ряде системных теорий (катастроф, этногенеза, теории бифуркаций).

К наиболее значимым для управления относят следующие теоретические положения:

1) непрерывность и необратимость процессов развития;

2) относительность результатов (меняющиеся условия среды);

3) малые изменения вариаций особей (элементов системы), происходящие в течение длительного времени, которые могут порождать эволюцию на уровне популяции (системы);

4) изменение причин (условий формирования) эволюции как результат самой эволюции;

5) избирательная восприимчивость элементов к начальным условиям (непредсказуемость результата, неопределенность хода эволюции).

Читайте также:  Какая температура горения природного газа

Кроме теории эволюционизма для управления имеет значение менее известная теория катастрофизма (Ж. Кювье), согласно которой развитие может происходить внезапно в результате скачка, качественной перестройки (генетической, социальной, структурной). Такой скачок становится первичным фактором развития, действующим как отбор и одновременно меняющим среду обитания, создавая условия. Для дальнейшего развития. Именно эти теории оказали решающее влияние на прогнозирование во второй половине XX в. сложных динамических систем «третьего рода», таких, например, как общество.

В докладах Римскому клубу проблема управления (в том числе глобального) в качестве одной из центральных была поставлена в 1970-х годах. Рассматривая управление как менеджмент, следует говорить о научной дисциплине, которая имеет свое практическое выражение в создании групп людей (институциональных структур) и направлении их действий на достижение поставленной цели.

Содержательный смысл управления природопользованием раскрывается в конкретных формах его организации и выбранной системе воздействий.

Цель управления — обеспечить достижение экологически безопасного и устойчивого (сбалансированного) развития. Наиболее полное определение экологической безопасности как элемента общественного достояния дали экономисты Н.П. Федоренко и К.Г. Гофман, связывая ее со степенью адекватности экологических условий задачам сохранения здоровья населения и обеспечения длительного устойчивого социально-экономического развития.

Характер систем управления определяется в первую очередь поставленной целью, но он также зависит от характеристик конкретной территории, что влияет на специфику природопользования и требует регионализации систем управления природопользованием.

Системы управления природопользованием зависят также от выбранных способов воздействия — методов управления. Выбор методов управления определяется на основе информационного и нормативно-правового обеспечения процесса управления.

Таким образом, организация системы управления природопользованием включает:

• создание информационного и нормативно-правового обеспечения,

• создание институциональной инфраструктуры.

Следует отметить, что управление природопользованием подразумевает управление не экологией или природными процессами, а действиями людей, включенных в природные системы определенных территорий.

В организации управления природопользованием существует ряд трудностей методологического характера. В отечественной науке сложилось мнение о том, что при организации социоэколого-экономических систем вместо управления природопользованием следует говорить о направляемом развитии.

Направляемое развитие отличается от процесса управления тем, что, сочетая в себе движения множества носителей разнообразных целей, оно регламентировано системой запретов и ограничений, задающих общее направление развития.

Понятие «управление природопользованием» вошло в употребление в России в конце 1980-х — начале 1990-х годов. Более подробно отдельные составляющие системы управления природопользованием в Российской Федерации.

Источник

Оцените статью