Концептуальная модель природно антропогенного ландшафта

11. Учение о природно-антропогенных ландшафтах

11.1. История формирования представлений об антропогенизации ландшафтов

Вопросы взаимоотношений человечества и природы, человека и ландшафта с начальных этапов развития физической географии (античный период) постоянно были в центре внимания практически всех ученых.

В середине XVIII в. в работе «Естественная история» Ж. Бюффон характеризовал человека как существо, способное трансформировать природу с пользой для себя, подчиняя ее своим интересам.

В первой половине XIX в. о негативном действии человека на ландшафты писал Жан Батист Ламарк: «… назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания».

В 1864 г. в Лондоне вышла книга Марша «Человек и природа, или О влиянии человека на изменение физико-географических условий».

Во второй половине XIX – начале XX вв. в России публикуются работы о влиянии человеческой деятельности на окружающую природу.

Однако, несмотря на обширный опубликованный материал, в целом ландшафтоведение долгие годы не занималось преобразованными ландшафтами, сконцентрировав свое внимание на изучении естественных ПТК.

Только в 1930-е гг. в зарубежной географии получила широкое признание идея «культурного ландшафта». Ее сторонники рассматривали природу как обрамление человека с его культурой и хозяйственной деятельностью. Идея культурного ландшафта, но по совершенно новой трактовке, была высказана Л.Г. Раменским в работах 1930-х гг. Он указал, что под влиянием человека природные ландшафты превращаются в культурные, а составляющие их фации приобретают культурные модификации. Это была первая работа по морфологии антропогенного ландшафта.

В конце 1930-х гг. появляется термин – антропогенный ландшафт, предложенный русскими учеными А.Д. Гожевым, Б.Н. Городковым, впоследствии забытый до начала 1960-х гг. Именно в это время вышла книга И.М. Забелина «Теория физической географии», в которой автор разделяет антропогенные ландшафты на природно-антропогенные и культурные.

Читайте также:  Знания о природе аргументы

Указанные работы подготовили почву для оформления в 70-е гг. XX в. нового научного направления ландшафтоведения, получившего название антропогенного. Во главе этого направления стоял Ф.Н. Мильков (рис. 26), опубликовавший по данной проблеме ряд трудов и создавший в Воронежском университете школу антропогенного ландшафтоведения. Это направление активно развивали его ученики – А.Б. Ахтырцева, В.И. Булатов, Н.И. Дудник, В.Б Михно, А.И. Нестеров, В.И. Федотов и др.

В 1970–1990-х гг. формируются представления о различных природно-хозяйственных, природно-технических, геотехнических, фитокультурных, агроландшафтных геосистемах (Т.В. Звонкова, Ю.Г. Саушкин, А.И. Перельман, В.А. Николаев, А.В. Дончева, Л.К. Казаков и др.).

11.2. Понятие об антропогенном ландшафте

Существуют разные подходы к пониманию антропогенного ландшафта:

1) к антропогенным ландшафтам следует относить ландшафты, в которых человек изменил любой компонент;

2) к антропогенным ландшафтам относят только те, у которых человеческая деятельность привела к изменению литогенной основы;

3) к антропогенным ландшафтам относят только те, которые человек создал своей деятельностью, и их в природе ранее не существовало.

По мнению Ф.Н. Милькова, антропогенными ландшафтами следует считать как заново созданные человеком ландшафты, так и все природные комплексы, в которых коренному изменению под влиянием человека подвергся любой из компонентов, в том числе и биота.

Антропогенными комплексами в равной степени являются курган в степи, земляной оборонительный вал, пруд в балке, березовая роща на месте вырубленного ельника.

Под воздействием человеческой деятельности формируются ландшафты, которые хотя и сохраняют естественный характер и подчиняются природным закономерностям, несут и антропогенное содержание в виде культурных растений, измененных свойств почвы, измененного режима подземных и поверхностных вод и т.д.

Антропогенные ландшафты являются важными объектами деятельности по рациональному использованию природных ресурсов и охране природы. Это связано с двумя обстоятельствами:

• во-первых, значительная часть таких ландшафтов создана для выполнения ресурсовоспроизводящих (поля, лесонасаждения) и средоформирующих (населенные пункты), рекреационных функций;

• во-вторых, в процессе своего функционирования антропогенные ландшафты продолжают участвовать в формировании газового состава атмосферы, круговорота воды, в процессах миграции элементов и т.д.

Читайте также:  Земельные участки памятников природы

Антропогенные ландшафты, имея природную основу, в своем развитии подчиняются тем же закономерностям, что и природные. Заброшенные человеком антропогенные ландшафты, как правило, стремятся вернуться к своему первоначальному состоянию.

Источник

Тема 12. Концептуально-методологические основы учения о природно-антропогенных ландшафтах

История антропогенной трансформации (антропогенизация) ландшафтной оболочки, развитие учения о природно-антропогенных ландшафтах и территориальных природно-хозяйственных системах.

Этапы эволюции человечества и земной природы. Взаимоотношения людей и природной среды на различных этапах. Экологические кризисы в истории различных цивилизаций. Становление природно-антропогенных ландшафтов, их исторические типы. Виды антропогенного воздействия (целенаправленное и побочное). Обратимые и необратимые антропогенные изменения природы. Основные направления антропогенизации ландшафтной оболочки. Классификации природно-антропогенных ландшафтов. Классы современных антропогенных ландшафтов (селитебные, промышленные, сельскохозяйственные, дорожные, лесные, водные, беллигеративные, рекреационные). Их образы и организационные особенности.

Культурные ландшафты. Развитие научных представлений о культурном ландшафте. Современные концепции культурного ландшафта. Культурогенез и ландшафты. Историко-этнографическая концепция хозяйственно-культурных типов ландшафтов, этнически сложившиеся стереотипы природопользования. Современные культурные ландшафты – их структура, функционирование, возможности регуляции.

Тема 13. Методы ландшафтных исследований

Понятие и виды методов ландшафтных исследований. Общие, особенные, частные методы. Соотношение целей, задач и методов исследования. Ландшафтное профилирование.

Тема 14. Ландшафтное моделирование и картографирование

Ландшафтное моделирование. Роль моделей в научных исследованиях. Концептуальные ландшафтно-географические модели. Дистанционное (аэрокосмическое) ландшафтное моделирование. Ландшафтное дешифрирование аэрокосмических снимков. Дистанционный мониторинг. Ландшафтные кадастры и геоинформационные системы. Классификация и систематика ландшафтов.

Ландшафтное картографирование. Цели, задачи, значение. Виды ландшафтных карт Ландшафтные карты России и Ближнего Зарубежья. Методика построения типологических ландшафтных карт.

Тема 15. Природные комплексы Томской области

Физико-географическое районирование Томской области. Природные комплексы Томской области.

1. Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. Методы комплексных физико-географических исследований. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1997.

2. Голованов А.И., Кожанов Е.С., Сухарев Ю.И. Ландшафтоведение. – М.: КолосС, 2005.

3. Исаченко А.Г. Основы ландшафтоведения и физико-географического районирования. — М.: Высшая школа, 1991.

4. Исаченко А.Г. География в современном мире. – М.: Просвещение, 1998.

5. Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Читайте также:  Главное природное условие зоны степей

6. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

7. Марцинкевич Г.И., Клицунова Н.К, Мотузко А.Н. Основы ландшафтоведения. – Минск: Вышэйшая школа, 1986.

8. Методы комплексных физико-географических исследований: Учеб. пособие для студ. вузов / В.К. Жучкова, Э.М. Раковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

9. Николаев В.А. Ландшафтоведение. Семинарские и практические занятия – М.: Изд-во Московского ун-та, 2000.

1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. – М., 1975.

2. Гродзинский М.Д. Основы ландшафтной экологии.– Киев, 1993.

3. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза.– М.: Аспект Пресс, 2002.

4. Исаченко А.Г. Ландшафты СССР. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985.

5. Козин В.В., Петровский В.А. Геоэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь – Смоленск: Ойкумена, 2005.

6. Куракова Л.И. Современные ландшафты и хозяйственная деятельность. – М.: Просвещение, 1983.

7. Мамай И.И. Ландшафтное картографирование в России: состояние и перспективы / Бюллетень Использование и охрана природных ресурсов в России. – 2004. – № 2. –С.139–146.

8. Мильков Ф.Н. Рукотворные ландшафты. – М.: Мысль, 1970.

9. Мильков Ф.Н. Физическая географияю Учение о ландшафте и географическая зональность. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1986.

10. Николаев В.А. Классификация и мелкомасштабное картографирование ландшафтов. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1978.

11. Солнцев Н.А. Ландшафтоведение. – М.: Изд-во АН СССР, 1963.

12. Солнцев Н.А. Учение о ландшафте: избранные труды. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.

13. Сочава В.Б. Введение в учение о геосистемах. – Новосибирск: Наука, 1978.

14. Хромых В.С. Природное районирование // География Томской области. – Томск, 1988. – С. 137-170.

15. Экологическое картографирование Сибири /Под ред. В.В. Воробьева, Новосибирск, 1999.

Сведения об авторе учебного курса

Квасникова Зоя Николаевна – кандидат географических наук, доцент, доцент кафедры географии геолого-географического факультета Томского государственного факультета. Автор более 50 научных, научно-методических публикаций по проблемам ландшафтоведения, геохимии ландшафта, эколого-геохимическим аспектам геоморфологических процессов, в том числе 2 учебных и учебно-методических пособий.

Источник

Оцените статью