Королек, птичка певчая
Я училась в четвертом классе. Мне было лет двенадцать. Как‑то раз учительница французского языка, сестра Алекси, дала нам задание.
– Постарайтесь описать ваши первые детские впечатления, – сказала она.
– Интересно, что вы вспомните. Это хорошая гимнастика для воображения!
Насколько я себя помню, я всегда была ужасной проказницей и болтуньей. В конце концов воспитательницам надоели мои проделки и меня посадили отдельно от всех за маленькую одноместную парту в углу класса.
Директриса сделала внушение:
– Пока не перестанешь болтать и мешать своим подружкам, пока не научишься вести себя примерно на уроках, будешь сидеть отдельно, вот здесь – в ссылке.
Справа от меня тянулся к потолку здоровенный деревянный столб, мой серьезный, безмолвный, долговязый сосед. Он без конца вводил меня в искушение и поэтому вынужден был стоически переносить все царапины и порезы, которыми награждал его мой перочинный ножик.
Слева – узкое высокое окно, всегда прикрытое наружными ставнями. Мне казалось, его назначение – специально создавать прохладу и полумрак, неизбежные атрибуты монастырского воспитания. Я сделала важное открытие. Стоило прижаться грудью к парте, чуть‑чуть приподнять голову, и сквозь щель в ставнях можно было увидеть клочок неба, ветку зеленой акации, одинокое окно да решетку балкона. По правде говоря, картина не очень интересная. Окно никогда не открывалось, а на балконной решетке почти всегда висели маленький детский матрасик и одеяльце. Но я была рада и этому.
На уроках я опускала голову на сплетенные под подбородком пальцы, и в такой позе учителя находили мое лицо весьма одухотворенным, а когда я поднимала глаза к нему, настоящему голубому небу, которое проглядывало сквозь щель в ставнях, они радовались еще больше, думая, что я уже начала исправляться. Обманывая так своих воспитателей, я испытывала удивительное наслаждение, я мстила им. Мне казалось, что там, за окном, они прячут от нас жизнь…
Пояснив, как надо писать, сестра Алекси предоставила нас самим себе.
Первые ученицы класса – украшение передних парт – тотчас принялись за работу. Я не сидела рядом с ними, не заглядывала через плечо в их тетради, но я точно знала, о чем они пишут. Это была поэтическая ложь примерно такого содержания:
«Первое, что я помню в жизни, – это златокудрая нежная головка дорогой мамочки, склоненная над моей маленькой кроваткой, и ее голубые, небесного цвета глазки, обращенные ко мне с улыбкой и любовью…»
На самом же деле бедные мамочки, кроме золотистого и небесно‑голубого, могли быть обладательницами и других цветов, однако эти два были для них
обязательны, а для нас, учениц soeurs, такой стиль считался законом.
Что касается меня, то я была совсем другим ребенком. Матери я лишилась очень рано, о ней у меня сохранились самые смутные воспоминания. Одно несомненно, у нее не было златокудрых волос и небесно‑голубых глаз. Но все равно никакая сила на свете не могла заставить меня подменить в памяти подлинный образ матери каким‑нибудь другим.
Я сидела и ломала голову. О чем писать. Часы с кукушкой, висевшие под изображением святой девы Марии, ни на минуту не замедляли своего бега, а мне все никак не удавалось сдвинуться с места.
Я развязала ленту на голове и теребила волосы, опуская пряди на лоб, на глаза. В руке у меня была ручка. Я мусолила ее, грызла, водила ею по зубам…
Как известно, философы, поэты имеют привычку почесывать во время работы нос, скрести подбородок. Вот так и у меня: грызть ручку, напускать на глаза волосы – признак крайней задумчивости, глубокого размышления.
К счастью, подобные случаи были редки.
Источник
Решад Гюнтекин: Королек — птичка певчая
22 %
Аннотация к книге «Королек — птичка певчая»
Решад Нури Гюнтекин (1889-1956) — классик турецкой литературы. Он прославился как автор множества романов и пьес, в которых были подняты важнейшие вопросы существования человека в обществе. Всемирную же известность ему принесла книга о любви — «Королек — птичка певчая«. Ее экранизация с Айдан Шенер и Кенаном Калавом в главных ролях потрясла зрителей, превратив роман в одну из самых популярных книг XX века.
В центре романа — судьба красавицы Феридэ, которая узнает о неверности своего возлюбленного. Оскорбленная девушка бежит из дома. Но впереди ее ждут немалые препятствия и изощренные интриги окружающих. Преодолев их, она сможет найти заслуженное счастье.
- 1 Книга, давно ставшая классикой.
- 2 Невероятный успех экранизаций.
- 3 Произведение ставят на одну полку с книгами «Поющие в терновнике», «Джейн Эйр», «Унесенные ветром».
- 4 Глубокое и трогательное произведение о непростом пути взросления упрямой девочки, которая превращается в прекрасную молодую женщину, способную по-настоящему любить, принимать и прощать.
- 5 Классический перевод Игоря Печенева.
Мы всегда рады честным, конструктивным рецензиям. Лабиринт приветствует дружелюбную дискуссию ценителей и не приветствует перепалки и оскорбления.
Это обновлённое издание турецкого романа 1992 года
Это произведение читает уже не одно поколение и автор открыл миру турецкую прозу, как новое слово в мировой литературе
Я уже не один раз читала книгу и смотрела экранизации, всегда хотелось себе на полку книгу в красивом издании и эта новая обложка как раз попалась на глаза, очень приятно выглядит
Книга читается очень легко и представляет собой дневник турецкой девушки, в котором она рассказывает историю своей жизни. Написано очень поэтично.
Это обновлённое издание турецкого романа 1992 года
Это произведение читает уже не одно поколение и автор открыл миру турецкую прозу, как новое слово в мировой литературе
Я уже не один раз читала книгу и смотрела экранизации, всегда хотелось себе на полку книгу в красивом издании и эта новая обложка как раз попалась на глаза, очень приятно выглядит
Книга читается очень легко и представляет собой дневник турецкой девушки, в котором она рассказывает историю своей жизни. Написано очень поэтично и атмосферно Скрыть
Источник
Электронная книга
Как много мы знаем о турецкой литературе? — Да практически ничего. Но «Королек птичка певчая» — произведение, которым зачитывается уже не одно поколение читателей, принесло мировую славу не только Решаду Гюнтекину, но и открыло турецкую прозу, как новое слово в мировой литературе.
Это история о непростой судьбе красавицы Фериде, которая несмотря на все трудности, обрела свое счастье.
И это не просто история любви, хотя несомненно, в первую очередь именно о любви. Но как настоящая литература, этот роман несомненно тронет ваше сердце и заставит задуматься. А может быть, еще не раз вернуться к прочтению, ведь не успев закрыть книгу, вы уже соскучитесь по любимым героям и не захотите с ними расставаться. (с)Kamitake для Librebook
Leylek
03.01.2014
«Королёк-птичка певчая» — раннее произведение Гюнтекина, роман о любви, роман знаменитый, ставший классикой мировой литературы. Но сейчас мы поговорим не о любовной линии, а о том, что могут найти в этой книге не особые почитатели любовных сентиментальных сюжетов. Прежде всего в этой книге реалистично и всесторонне описана Анатолия, особенно ее провинциальные города, а также ярко и точно представлена турецкая деревня.…
Читать полностью
Morehod
13.03.2022
Книга, не похожая ни на какую другую. Чистый родник. Как же прекрасно совершать открытия в мире книг. «Королек» для меня — открытие турецкой литературы. Сколько поэзии, какое проникновение автора-мужчины в тайники души юной героини. Она чем-то похожа на Наташу Ростову. И в то же время — ее полная противоположность. Другие традиции, другие законы жизни. Эта книга прежде всего ценна сопереживанием, которое испытывает читатель…
Читать полностью
Читала эту книгу в 15. Очень понравилась эта книга и хочется ее перечитывать много раз. Особенно понравился характер главной героини. А относительно самого сюжета — то над некоторыми моментами хотелось заплакать, а некоторые — заставляли смеяться.
Очень хорошая и милая книга Одна з моих любимих
hony Krolik
В моей юности было две потрясающие романтические книги, которые меня потрясли, как вы поняли эта, и «Поющие в терновнике», все читалось взахлеб, за 2-3 дня, вплоть и по ночам — потрясающие книги, я рыдала над ними, как же там все запутанно и не просто! Фильмы гораздо уступают, гораздо, нет ничего лучше, чем прочитать так, как написал автор, а остальное за вашим воображением!
Мюриэль
Перечитываю это произведение каждый раз, когда оно оказывается под рукой. Феридэ люблю и уважаю просто как настоящего человека! И доктора, и Мунисэ. Нравится атмосфера, пыльные улочки, цветущие сады, летний зной, нравы жителей. Правда, искренность поражает, каждый раз удивляюсь, что её написал мужчина Очень динамично, прочувствовано, нежно и с юмором. Есть три книги, которые я прочитала больше 10 раз: «Унесённые ветром», «Элегантность ёжика» и «Птичка певчая». Отличное произведение!
Apetry
Впервые прочитала в восемь лет. Может, для ребёнка это произведение стало шоком, я многое в то время спрашивала и уточняла у родителей. Но факт в том, что эта книга стала толчком в мир книг, и прочитана-перечитала не менее пятнадцати раз.
Всем, кому хочется искренности, оригинальности — обращайтесь к этой книге.) Сюжет очень интересный, а ГГ просто потрясающая.
Не описать, как я плакала над одной из девочек знакомых с ГГ /старательно обхожу спойлер/.
Потому я могу поставить только 10/10, никак не меньше.
Венеция Ворована
Впервые об этом произведении я услышала из уст мамы.
В наше время все слышали историю о гордой красавице Феридэ, которая сбежала от любимого узнав о его предательстве.
Долго шла к этой книге. История известна, экранизация с прелестной Айдан Шенер тоже известна. Однако, несмотря на то, что я так люблю экранизацию, к книге я долго не могла подойти. Но начав читать — влюбялась с первых страниц!
Я погрузилась в мысли Феридэ. Повествование романа от первого лица, помогает читателю прочувствовать все то, что испытала эта хрупкая невинная девушка.
Всю жизнь она боролась, пережила обманы, предательства, потери близких людей, но не растеряла себя, не позволила обозлиться, зачерстветь своему сердцу. Всё это любовь. Любовь маленькой девочки к жизни, к родным, ко всему миру, которая, преодолевая препятствия, лишь крепла, давала силы и надежду. И в итоге была вознаграждена, потому что победила, потому что не дала шансов обстоятельствам сломать себя.
Образ Феридэ продуман очень четко. Все ее выходки, шалости. Мы видим её. её же глазами, словно сами изводим учителей и язвим красавцу Кямрану.
Образ Кямрана для меня долго время был каким-то мутным. То он представляется как типичный бабник, который уединяется с вдовушкой в саду, то как юноша, не знающий как показать свои чувства. Есть некое детское очарование в их встречах в пансионате, когда он дарить коробки с шоколадом и детские книжки Феридэ.
Эта книга вдохновляет, поражает, даже удивляет силой характера хрупкой девушки. Невольно сопереживаешь ей, грустишь и радуешься вместе с ней, хочешь разделить её боль. И всё больше понимаешь, что любовь, доброта и забота — это три главных кита нашей жизни, без которых она пуста и бессмысленна.
И вообще
Чалыкушу — история о жизни «птички», выпущенной на волю.
Я впервые прочитала эту книгу лет в шесть-семь, да-да, когда только научилась читать (спасибо папиному книжному шкафу, где я ее и нашла), и я честно уже не знаю, сколько раз я ее перечитывала.
Зная каждую страницу чуть ли не наизусть, я все равно возвращаюсь к ней. Эта книга была одним из немногих предметов, которые я взяла с собой в Стамбул, когда ехала на учебу. Возможно, глупо так привязываться к предмету, но для меня она — друг, которого я предпочту некоторым людям.
Меня немного обижает, что Чалыкушу знаменита в первую очередь из-за любовной линии. Если бы романтика была ключевым элементом этой книги, я бы и не посмотрела в ее сторону (как ярый ненавистник романтики).
Но тут есть вещи намного интересней и важней. Здесь есть неповторимая главная героиня — Фериде: неповторимая в прямом смысле, такую героиню я больше нигде и нигде не встречала. Здесь показана грязь и двуличие людей. Здесь есть слезы, печаль, боль. Есть красота. Есть уродство. Есть предательство. Любовь? Она тут не ключевой аспект, по крайней мере, для меня.
Источник