Урок окружающего мира во 2-м классе по теме «Звери»
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация Power Point; кошка (мягкая игрушка); учебник, тетрадь на печатной основе, хрестоматия; смайлики, “волшебное дерево” с бабочками (для самооценки каждого ученика при работе в группе); дидактический материал по теме “Звери”.
Эмоциональный настрой.
Учитель: Думать – коллективно!
— У меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? (Cлайд №2). Поднимите тот смайлик, который отражает ваше настроение. Я желаю вам на уроке успешных ответов, и хочу, чтобы ваше хорошее настроение не изменилось к концу урока.
II. Повторение характерных отличительных признаков групп животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы.
Учитель достает котенка (мягкая игрушка).
Ученик читает: “Помогите узнать, к какой группе животных я отношусь”.
Учитель: Я уверена, что мы вместе сможем найти ответ на этот вопрос. Кошка – это часть живой природы?
Ученики: Кошка относится к живой природе, потому что она питается, дышит, растет, размножается.
Учитель: Посмотрите на слайд (№ 3). На нем представлены группы животных, с которыми мы уже знакомы. Давайте определим, к какой группе можно отнести котенка?
Ученик: Ни к одной из этих групп котенка отнести нельзя.
Ученики: Кошка – это не насекомое, потому что у него нет трех пар ног.
Кошка не относится к группе рыб, так как у нее нет жабр, и тело не покрыто чешуёй со слизью.
Кошка – это не земноводное, так как не проводит часть жизни на земле, а часть – в воде, как земноводные.
Кошка не относится к группе птиц, потому что у нее нет перьев.
Кошка не является пресмыкающимся, так как ее тело не покрыто сухими чешуйками, не имеет панциря.
Учитель: Какой вывод можно сделать из всего сказанного вами?
Ученик: Ни к одной из этих групп она не относится.
Учитель: Какие мнения будут по этому поводу?
Ученик: Это значит, существует другая группа, в которую, возможно, войдет это животное.
Учитель: Добавим в схему еще одну группу животных (Слайд № 4).
Учитель: Предположите, как может называться эта группа?
Ученики пытаются дать ответы.
Учитель: Вы подтвердите свое предположение или опровергнете его, если разгадаете кроссворд. Обратите внимание на экран (слайды № 5-10).
Ученик 1. Небольшая я лошадка.
Вся в линейку, как тетрадка.
Ученики отвечают: зебра.
На экране появляется ответ.
Ученик 2. Лакомлюсь малиной
И медком пчелиным.
На экране появляется ответ.
Ученик 3. Живу в тундре, и в лесу.
На голове ношу красу.
На экране появляется ответ.
Ученик 4. На льдину вылезаю,
Клыками устрашаю.
На экране появляется ответ
Ученик 5. Я заглядываю без труда
В окна третьего этажа.
На экране появляется ответ.
Учитель: Прочитаем ключевое слово.
Учитель: Это и будет названием новой группы животных (слайд № 11).
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы и задач урока “Звери”.
Учитель: Как вы уже поняли тема урока “Звери”.
1. Познакомиться с отличительными признаками зверей.
2. Узнать, на какие группы делятся звери по способу питания и месту обитания.
Учитель: Посмотрите на слайд (№ 12).
– Что объединяет этих животных?
Ученик: Тело этих животных покрыто шерстью.
— Посмотрите на следующий слайд (№ 13). Назовите первый признак этой группы.
Ученики называют: Тело покрыто шерстью.
Учитель: Что объединяет этих животных? (Cлайд № 14).
Ученик: У всех зверей есть детеныши, они кормят их молоком.
Учитель: Прочитайте второй отличительный признак группы зверей.
Ученики называют признак: Выкармливают детенышей молоком.
Учитель: Кто из вас знает, а как еще можно назвать зверей, выкармливающих своих детенышей молоком?
Ученики пытаются дать ответ.
Учитель: У зверей есть другое название — млекопитающие. Раньше молоко называли млеко, слово млекопитающие состоит из двух корней — млек- и -пит-, что означает “питаться молоком”. Только звери выкармливают своих детенышей молоком.
Учитель: Давайте еще раз произнесем характерные отличительные признаки млекопитающих.
Ученики называют два характерных отличительных признака.
Учитель: Теперь вы можете ответить на вопрос: “К какой группе относится котенок?”
Ученики: Да, можем. Котенок относится к группе млекопитающих, так как он обладает признаками зверей: тело покрыто шерстью, выкармливает детенышей молоком (слайд №16).
Учитель: Я предлагаю отдохнуть, затем продолжить работу.
Учитель: Как живешь? Как идешь? Как даешь? Как берешь? Как шалишь? Как грозишь? Как бежишь? А как спишь? Как сидишь? Как на учителя глядишь?
Ученики произносят хором слова: “Вот так!”, сопровождая их движениями и мимикой лица.
V. Закрепление. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе.
Учитель: Продолжаем работу, откройте тетрадь на с.20 № 27. Прочитайте задание про себя.
Ученики находят задание, читают.
Учитель: Оцените свои возможности по выполнению задания. Если вы уверены, что справитесь с этим заданием, поставьте “!”, если сомневаетесь – поставьте “?”.
Ученики оценивают, записывают соответствующий знак.
Учитель: Приступаем к работе.
Ученики выполняют задание.
Учитель: Проверьте выполнение работы по образцу (слайд № 17). Если выполнили правильно – поставьте “!”, если есть ошибки – поставьте “?”.
Учитель: Для выполнения следующего задания вам необходимо объединиться в группы. Пожалуйста, займите ваши места.
Ученики садятся по заранее созданным группам.
VI. Работа в группах с консультацией учителя.
Учитель: Мы выяснили основные признаки группы зверей, узнали, что их еще называют млекопитающими. Вам необходимо уточнить на какие группы делятся звери по способу питания, а также узнать все ли млекопитающие одинаковые по внешнему виду или есть исключения.
У каждой группы есть конверт с заданиями. Необходимо выполнить задание, выбрать ребят, которые будут давать ответ от группы на вопрос. Раскройте конверты, прочитайте задание и приступайте к работе.
Выбрать и изобразить трех млекопитающих с помощью мимики и жестов.
Ученики работают по группам, выполняют задания.
Отчет представителей групп о проделанной работе. Самооценка учащихся своей работы в группе (слайды №№18-20).
Учитель: Если вы смогли оказать помощь в выборе ответа – прикрепите бабочку красного цвета, если вы сомневались и были не уверены в своем ответе – прикрепите бабочку синего цвета, если вам сегодня не удалось помочь группе, и у вас возникли вопросы – прикрепите бабочку жёлтого цвета.
Ученики оценивают свою помощь.
Учитель дает характеристику работы каждой группы, отмечая положительные моменты учебной деятельности учеников при работе с текстом.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель: С какой группой животных мы сегодня познакомились?
Ученики: Мы познакомились с группой животных “Звери”.
Учитель: Что нового вы узнали об этой группе?
Ученик: Я узнал, что к зверям относятся животные, которые имеют шерсть и выкармливают своих детенышей молоком.
Ученик: Я узнал, что взрослые животные питаются по-разному и поэтому делятся на группы: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные.
Ученик: Я узнал, что не все животные имеют шерсть, например кит, дельфин, но все равно относятся к зверям, так как кормят детенышей молоком.
Ученик: Я узнал, что зверей еще называют млекопитающими.
Учитель: Молодцы, мне понравилось, как вы сегодня работали.
Учитель: оцените свое настроение (слайд №20).
Ученики показывают смайлик, отражающий настроение на конец урока.
Учитель: Я очень рада, что к концу урока мы подошли с отличным настроением.
Домашнее задание (дифференцированное, слайд № 21).
Учитель: выберите любое задание на выбор, оценив свои возможности.
1 уровень: Нарисовать животное, которое относится к млекопитающим.
2 уровень: Подобрать не менее трех загадок о зверях.
3 уровень: Подобрать интересные факты из жизни млекопитающих.
Ученики: выбирают задание, записывают в дневник.
Учитель: Спасибо за урок, мне было очень приятно сегодня с вами работать.
Источник
Живая и неживая природа
Вы уже знаете, что такое слово. Каждое слово описывает той или иной предмет, указывает на его месторасположение и дает ему название. Однако слова в русском языке не существуют сами по себе. Они объединяются в синтаксическую конструкцию, которая называется предложением.
Что такое предложение, знакомство с предложением
Предложение – это набор слов, которые связанные между собою по смыслу. Например: Даша пошла в магазин. Витя ловил рыбу. В саду росли цветы. Благодаря предложению мы не только можем узнать действие, которое совершается или будет совершенно определенным предметом, но и можем полноценно выражать свои мысли и передавать информацию.
Ведь когда вы рассказываете маме о своих школьных друзьях, разговариваете с учителем в школе, или общаетесь с одноклассниками – вы используете в своей речи именно предложения. Предложения также используются в письменной форме.
На письме, букву, с которой начинается предложение, следует писать большой. Например: Правильно писать: Девочка читала книжку. Белка еле вкусные орехи. Мы видим, что слова «девочка» и «белка» в предложении пишутся с большой буквы.
Что такое живая и неживая природа
Вы, наверное, очень много раз слышали выражение «живая и неживая природа». Давайте разберемся, что же это выражение означает. Природа – это, все, что окружает людей, и то, что они сами не сделали. Природа состоит из двух составляющих: живой и неживой природы.
Живая природа — это те предметы, которые могут дышать, расти и умирать, точно также как человек. К живой природе относятся грибы, растения, животные, бактерии и сам человек. Неживая природа – это те предметы природы, которые не растут. Они находятся все время в одном и том состоянии. Это вода, небо, камни, почва, радуга, ветер, дождь.
Также к неживой природе относятся небесные светила – Луна и Солнце. Живая и неживая природа взаимосвязана между собой. Неживая природа способствует жизни живой природы. Например, все мы знаем, что рыбки живут в воде.
Вода – это неживая природа рыбка – живая. Если бы не было воды, рыбки бы не смогли жить. Растения живут благодаря солнечному свету. Солнце – это неживая природа.
Предложения с предметами живой и неживой природы
Давайте попробуем составить предложения, и описать живую и неживую природу в них.
На грядках росли огурцы и помидоры. Огурцы и помидоры – растения (живая природа) растут на почве (неживая природа).
В небе летел гордый сокол. Сокол – птица (живая природа), небо – неживая природа.
Маша купалась в пруду. Маша – это человек (живая природа), пруд – неживая природа.
Зайчик кушал зеленую травку. Зайчик – животное (живая природа), травка – растение (живая природа)
Вода покрывала камни на берегу. Вода – неживая природа, камни – неживая природа.
Бабушка смотрела на солнце. Бабушка – это человек (живая природа), Солнце – небесное светило (неживая природа)
Кошка охотилась на птичек. Кошка и птички – представители животного мира, а значит — относятся к живой природе.
Ветер срывал листья с дерева. Листья – это живая природа, ветер – неживая природа.
Источник