Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Осенний пейзаж»
Цель: расширение представлений учащихся о многообразии и красоте окружающего мира и о пейзаже, как особом жанре живописи.
1. Учить учащихся внимательно рассматривать художественную картину;
2. Обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него искусствоведческие термины, эпитеты и метафоры, образные выражения, которые дети смогут использовать в своих суждениях для передачи эмоционального состояния человека;
3. Углубить умение изображать осенний пейзаж с помощью гуаши и кисти.
1. Развивать у детей интерес к пейзажной живописи;
2. Развивать наблюдательность, воображение и творческие способности.
1. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение природой Руси, гордость за творчество русских художников.
· повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
· воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
· духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.
· развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
· в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи;
· планировать предстоящие практические действия;
· анализировать, сравнивать, группировать произведения изобразительного искусства;
· перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
· участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
· задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Для учителя: компьютер, проектор, колонки.
Для обучающихся: гуашь, кисти, бумага для рисования, простой карандаш, ластик.
1. Рабочая программа по изобразительному искусству;
2. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Селиванова Т.В. 2014 год.
3. Т. Ю. Бутурлакина. Методическое пособие по созданию современного урока.
Объяснение последовательности выполнения рисунка
Выставка работ, оценивание
I . Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Сегодня урок изобразительного искусства буду вести у вас я. Меня зовут Мария Николаевна. На сколько я знаю, ваш класс выпускной, а это значит, что вы уже достаточно взрослые, поэтому я надеюсь на вашу дисциплинированность и серьёзную работу на уроке.
— Закройте глаза и послушайте музыку. (Звучит запись фрагмента «Осень» из концерта фа-мажор «Времена года» Антонио Вивальди).
— Какие чувства вызвала у вас эта мелодия? (Предполагаемые ответы учащихся: грусть, умиротворение, печаль, нежность).
— Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло.
— Как вы думаете, о каком времени года хотел рассказать композитор? (Если не догадаются, прочитать стихотворение А.С. Пушкина, не называя время года, а потом еще раз попросить назвать время года.)
— Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока?
— Совершенно верно, а точнее «Осенний пейзаж».
— Какие задачи вы поставите себе на уроке?
— Послушайте, как об этом времени года говорил Александр Сергеевич Пушкин.
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье.
В багрец и в золото одетые леса.
— А какие стихотворения об осени помните вы?
— Скажите, представители, какой профессии тоже очень красиво изображают осень, природу?
— Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Ответы детей)
— Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину. (Презентация №1 с осенними пейзажами под музыку А. Вивальди «Времена года»).
— Какое настроение у вас вызывают эти картины? (Ответы детей)
— Что объединяет все эти картины? (Изображена природа, осень)
— Кто знает как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)
— Скажите, а что вы чувствуете, глядя на эти осенние пейзажи? (Ответы детей)
— А сейчас мы подробно рассмотрим картину «Золотая осень», которую написал художник Исаак Ильич Левитан.
— Посмотрите на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? (Он показал, как красива наша природа в любое время года, что невозможно не любить Русь, эти леса, поля, реки и равнины.)
— Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие краски выражают грусть? (Ответы детей)
— Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.
— Какая же здесь нарисована осень?( Нарядная, яркая, золотая, веселая).
— Да, художник назвал эту картину «Золотая осень».
— А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»?
— Какие цвета он использовал? (Много желтых, оранжевых красок)
— Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? (Теплые, радостные, веселые)
— Молодцы! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник? (Красивые березки, луга, речку).
— А какого цвета травка на лугах? (Зеленого).
— Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Давайте внимательно рассмотрим картину. С левой стороны, близко к нам, на переднем плане, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья? (Березки)
— Расскажите о них. Какие они? (Они тоненькие, с белыми стволами). На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. (Она золотая, желтая, коричневато-оранжевая.).
— А еще дальше, на дальнем плане, видна группа березок. Такую группу называют «роща». — А листочки на этих березках видны? (Нет)
— Правильно, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев — ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.
— А теперь посмотрите на правую сторону картины. Что же здесь нарисовано? (Речка)
— Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали — беловато-голубая. Синие и фиолетовые — это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А каких красок больше — теплых или холодных? (Теплых)
— Вдали, на излучине (изгибе) реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее — хоровод зеленовато-коричневатых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? (Ответы детей)
— Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше — стена березок и лес. А какого цвета небо? (Голубое, с легкими белыми облачками)
— Чего больше на картине — неба или земли? (Земли)
— Каждый художник старается выразить через картины свое отношение к Родине. Все делают это по-разному. Левитану очень понравилась красота земли, осенней природы и поэтому художник выбрал форматом данного полотна вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило ему изобразить большое пространство земли.
— А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев — значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!
— Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.
— А сейчас мы все вместе исполним танец-импровизацию «Листья желтые над городом кружатся»
VI . Объяснение последовательности выполнения рисунка.
— Для начала нужно определить расположение листа.
— Рисование начинается с выполнения наброска карандашом (нажим на карандаш должен быть легким, прорисовываются только главные детали)
— Далее делим плоскость бумаги на две части (небо и земля). Линия, которая делит небо и землю называется линия горизонта.
— В рисунке пейзажа есть два закона: линейная перспектива и воздушная перспектива. Поэтому на переднем плане предметы нужно изображать крупно, а на заднем мелко – этот закон называется линейной перспективой.
— Чтобы пейзаж на листе не выглядел плоским, а передавал пространство и воздух — закон воздушной перспективы, по этому на переднем плане предметы прорисовываются четко, а на заднем более расплывчато.
— При рисовании используются более яркие и контрастные цвета на переднем плане.
— При рисовании заднего плана цвет становится более тусклым. Это достигается разбавлением краски водой – если это акварель или белилами – если это гуашь.
— Зная законы линейной и воздушной перспективы, можно приступать к выполнению пейзажа начиная с переднего плана потом заднего плана.
VII . Самостоятельная работа.
— Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.
— А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски. (Дети приступают к работе под запись мелодии А. Вивальди «Времена года»).
VIII. Выставка работ, оценивание.
— Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи — как настоящие художники! Молодцы!
-Что интересного из сегодняшнего урока расскажите другу или родителям?
-Какое у вас сейчас настроение?
-Оцените свою работу на уроке смайликом.
Источник