Круговорот природы схема 3 класс

Содержание
  1. Окр. мир. Какие организмы составляют круговорот жизни, как сделать схему?
  2. Круговорот веществ в природе
  3. Какие бывают круговороты?
  4. Великий круговорот жизни
  5. Геологический круговорот
  6. Круговорот воды
  7. Участие человека
  8. Что мы узнали?
  9. Окружающий мир 3 класс 1 часть. Великий круговорот жизни стр. 118 – 120
  10. 1. Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них.
  11. Обсудим!
  12. 1. Представьте, что на Земле исчезло какое-ни­будь из звеньев круговорота. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:
  13. Что будет, если исчезнут на Земле растения?
  14. Что будет, если на Земле исчезнут животные?
  15. Что будет, если на Земле исчезнут грибы и бактерии?
  16. Что будет, если на Земле исчезнет почва?
  17. Проверь себя
  18. 1. Перечисли звенья круговорота веществ.
  19. 2. Почему растения названы производителями, а животные — потребителями?
  20. 3. Какие организмы названы разрушителями? Какова их роль в круговороте?
  21. 4. Какова роль почвы в круговороте?
  22. Задание для домашней работы
  23. Рассказ «Великий круговорот на Земле» для 3 класса
  24. Полезные ссылки:
  25. Великий круговорот жизни. Стр. 69 Окружающий мир Плешаков 3 кл, рабочая тетрадь ответы

Окр. мир. Какие организмы составляют круговорот жизни, как сделать схему?

Как пронумеровать рисунки: производители, потребители, разрушители?

Проведи стрелки так, чтобы получилась схема круговорота жизни, как это сделать?

Круговорот жизни, круговорот веществ, круговорот энергий — все это звенья одного и того же явления, его разные названия.

Суть этого круговорота в том, что ничто в природе не исчезает бесследно. и не появляется из неоткуда. Когда растения берут из почвы питательные вещества и добавляют к ним органические соединения полученные в процессе фотосинтеза они растут и становятся пищей для животных. И растения и животные со временем превращаются в органические останки тем или иным путем, которые разрушители приводят к состоянию минеральных питательных веществ, которые опять могут использовать растения.

Поэтому растения — это производители, животные — это потребители, на у бактерии и грибы — разрушители.

Составить схему на тему круговорота жизни в природе весьма несложно. Питательные вещества запасенные в почве хранятся там до того момент пока их не извлекут оттуда производители. Производители посредством солнечной энергии преобразуют минеральные питательные вещества в органические питательные вещества, которые поглощают потребители, используют их для своей жизнедеятельности и роста. Отходы жизнедеятельности потребителей, а так же их самих после их гибели, а так же погибших производителей используют в пищу разрушители, которые высвобождают накопленные питательные вещества обратно в почву, где они будут запасены до момента поглощения минеральных веществ производителями.

В природе есть круговорот во всё, круговорот воды, вот и сегодня мы поговорим и узнаем что такое круговорот жизни, из чего он состоит, сделаем и нарисуем схему. Итак круговорот жизни состоит из:

Ну и конечно же должны быть запасы и ресурсы, они откладываются и появляются по мере жизнедеятельности всего живого — это запас питательных веществ в почве.

Теперь разберёмся что означает каждый организм в этом круговороте, и для чего он служит. Все слова говорят сами за себя.

Производители — это органические и неорганические вещества, те что производят. К примеру это водоросли, растение, причём любое.

Читайте также:  Где есть природные камни

Потребители — это те кто потребляют, то есть, принимает в пишу, данные растения, вещества, производящие природой. А именно потребители у нас кто? Это животные поедающие траву, плотоядные, растительноядные: муравьед, термиты, ленивцы, богомолы, птицы-туканы.

Ну и наконец, разрушители. Это всяческие организмы, которые разрушают всё в природе, всяческие бактерии, различные грибки, грибы, кокки, и многое другое, относящееся к видам бактерий.

Ну вот, теперь мы знаем что из себя представляет и из чего состоит круговорот жизни. Теперь мы без труда сможем пронумеровать рисунки, на которых изображены: производители, разрушители и потребители.

На первой картинке ставим циферку 2 — это у нас консументы, на второй картинке ставим циферку 3 — это у нас разрушители, ну и на оставшейся картинке 1 (единичка).

Теперь когда мы научили определять и находить какие организмы к чему относятся, сделаем задание на странице 56, нарисуем схему круговорота жизни.

Так как это круговорот, то у него нет ни начала ни конца, это бесконечный процесс. Смотрим рисунок со схемой и как её сделать.

Источник

Круговорот веществ в природе

В 3 классе ребята узнают о природных круговоротах. Статья поможет вспомнить известный материал, узнать новое и подумать о знакомых явлениях.

Какие бывают круговороты?

В мире существует множество круговоротов, часть присущи природе, часть – человеческой деятельности. В таблице представлены 3 самых известных круговорота веществ в природе.

Тип круговорота

Продолжительность

Начнем с биологического, который часто называют великим круговоротом жизни.

Великий круговорот жизни

В природе взаимодействуют 3 типа организмов: производители (растения), потребители (животный мир), разрушители (грибы, бактерии).

Например, олень питается травой, в его желудке бактерии перерабатывают траву, отходы жизнедеятельности попадают в почву, где грибы и другие бактерии их разлагают вместе с отмершей травой и опавшей листвой. В результате образуется перегной, который обогащает почву, делает ее плодородной. Чем плодороднее почва, тем больше растений вырастет.

Великий круговорот жизни, схема

В современных грибных теплицах устраивают цеха, которые производят компост (перегной) из соломы. На этом компосте определенное время растут шампиньоны, затем его отдают в хозяйства, где занимаются зерновыми культурами. Эти хозяйства обеспечивают теплицы соломой.

Геологический круговорот

Самое яркое явление, которое демонстрирует «рождение» горных пород – это извержение вулкана.

Извержение вулкана

Постепенно породы остывают, под действием ветра и воды разрушаются. Так образуются скалы причудливой формы на берегах морей. Со временем скалы превращаются в обломки разного размера, песок, глину. Часть останется на пляже, часть смоют волны. Пройдут миллионы лет, эти участки начнут погружаться в глубины планеты, переплавятся там и в виде расплавленного материала по гигантским трещинам поднимутся к поверхности. В результате появится новый вулкан или проснется прежний.

Человек добывает железную руду и выплавляет из нее сталь. Из стали производятся машины, рельсы, трубы и другие изделия. Когда они приходят в негодность, их можно вновь переплавить и получить новые вещи. Для этого не требуется вновь добывать железную руду.

Круговорот воды

Круговорот воды не имеет начала и конца. Дождь (снег, град) пополняет водоемы, откуда вода испаряется и вновь выпадает дождем.

Водный круговорот связывает биологический и геологический круговороты. Вода разрушает горные породы, часть песка и глины входят в состав почвы. Почва – основа жизни растений и животных. Из растений древнего леса 300-350 млн лет назад сформировались огромные залежи каменного угля.

Читайте также:  Кроноцкого государственного природного биосферного заповедник

Круговорот воды в природе, модель

Участие человека

Участие современного человека в круговороте веществ в природе часто приводит к проблемам. Вырубка лесов, осушение болот, горы мусора – все это нарушает экологическое равновесие. Для исправления ситуации требуется много средств и времени, а также объединенные усилия многих стран.

Что мы узнали?

Мы узнали о трех круговоротах веществ в природе, о некоторых «производственных» круговоротах. Человек привносит много проблем в жизнь природы, но в силах человечества изменить ситуацию и вернуть здоровье природным сообществам.

Источник

Окружающий мир 3 класс 1 часть. Великий круговорот жизни стр. 118 – 120

Окружающий мир

Из этой темы учебника «Окружающий мир» третьеклассник узнает, что такое круговорот жизни и какие организмы в нём участвуют.

1. Придумайте и изготовьте модель, демонстрирующую круговорот веществ. Сравните с моделями, предложенными другими ребятами. Выберите лучшую из них.

Модель, показывающую великий круговорот в природе, можно выполнить в виде рисунка или коллажа. Мы покажем все виды организмов, участвующих в этих процессах.

Пример модели круговорота веществ в природе:

Круговорот веществ в природе

Слева покажем растения, организмы-производители. Над ними покажем животных — организмы-потребители. Справа покажем грибы и бактерии, это организмы-разрушители. И внизу покажем перегной, питательный слой почвы, на котором растут растения. Из перегноя они получают нужные им для роста вещества.

Связи между этими организмами покажем стрелочками.

Обсудим!

1. Представьте, что на Земле исчезло какое-ни­будь из звеньев круговорота. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:

в) грибы и бактерии;

Что будет, если исчезнут на Земле растения?

Если исчезнет растительность, некому станет производить питательные вещества из воды и углекислого газа, а значит животным нечего будет есть и они вымрут. А далее погибнут многие из бактерии, которые питаются исключительно на животных.

Что будет, если на Земле исчезнут животные?

Если они исчезнут, то некому станет потреблять питательные вещества, производимые деревьями или травами, а значит начнут вымирать некоторые грибы и бактерии, которым нечего будет разрушать. Растения будут получать меньше минеральных солей. Вымрут те из них, чьё распространение и размножение зависит от животных.

Но в целом, природа сможет приспособиться к отсутствию животных и великий круговорот пойдёт тогда по короткому пути. На нашей схеме этот путь показан стрелкой от производителей к разрушителям.

Что будет, если на Земле исчезнут грибы и бактерии?

Если исчезнут грибы и бактерии, некому станет разрушать органические останки, и растения окажутся лишены минеральных солей, а значит большая их часть быстро вымрет. А следом вымрут животные, которым будет нечего кушать.

Что будет, если на Земле исчезнет почва?

Если не будет почвы, не на чём станет расти растениям, неоткуда им окажется брать минеральные соли, нигде не смогут жить микроорганизмы и грибы. Нарушится сразу несколько звеньев круговорота, и все живые организмы постепенно вымрут.

Проверь себя

1. Перечисли звенья круговорота веществ.

  • Первое звено: растения. Производители органических веществ.
  • Второе звено: животные. Потребители органических веществ.
  • Третье звено: грибы и бактерии. Разрушители органических останков.
Читайте также:  Красивая природа море водопады

2. Почему растения названы производителями, а животные — потребителями?

Только растения могут производить органические вещества из воды и углекислого газа. Поэтому они названы производителями.

Животные потребляют вещества, произведённые растениями. Поэтому они названы потребителями.

3. Какие организмы названы разрушителями? Какова их роль в круговороте?

Разрушителями называют грибы и микроорганизмы, бактерии. Эти организмы разрушают мёртвые останки других объектов живой природы.

4. Какова роль почвы в круговороте?

Почва — это плодородный слой, в котором находятся минеральные питательные соли, необходимые для роста травы и деревьев.

Задание для домашней работы

По схеме в учебнике или модели научись рассказывать о круговороте жизни на земле.

Рассказ «Великий круговорот на Земле» для 3 класса

Все живые организмы на Земле связаны между собой.

Растения обладают важной способностью получать, производить новые органические соединения, используя энергию солнечного света, воду и углекислый газ. То есть производят пищу для всех других организмов.

Ими питаются животные, и потому их называют потребителями. Даже хищники, поедающие других животных, зависят от растительности. Ведь если не будет травы, деревьев, плодов, не окажется и животных, которых едят хищники. Так лев Симба не сможет съесть антилопу, если антилопа не поест травы.

Растения и животные умирают, они оставляют после себя останки жизнедеятельности. Эти останки разрушают грибы и микроорганизмы, превращая их в неорганические вещества — минеральные соли. Эти соли жизненно необходимы растениям для роста и развития.

Накапливаясь в почве, останки растительности и животных, а также различные соли, образуют питательный слой, который называется перегноем.

На перегное возникает новая растительность, и круговорот начинается заново.

Полезные ссылки:

Источник

Великий круговорот жизни. Стр. 69 Окружающий мир Плешаков 3 кл, рабочая тетрадь ответы

3. Мудрая Черепаха предлагает тебе трудное задание. По схемам в учебнике или рабочей тетради сравни круговорот воды в природе и круговорот веществ. Что в них общего, а в чём различие? Расскажи о значении этих процессов для жизни на Земле.

Схема из учебника «Круговорот воды в природе»

Схема из учебника «Круговорот веществ в природе»

Общее: то что вода и вещества всегда возвращаются к своему начальному состоянию и опять начинают участвовать в круговороте. Этот процесс повторяется вновь и вновь. У круговорота веществ и воды нет начала и нет конца.

Различия: в круговороте воды вода остается водой, только меняет свое состояние (жидкое, твердое, газообразное). В круговороте веществ вещества преобразуются в различные формы. Например, растения поедаются животными и становятся «строительным материалом» для их организма.

Значение круговорота (общими словами)
Ничего не может появится из ничего. Ничего не возникает из ниоткуда и никуда не исчезает.

Значение круговорота воды (на примерах). Если бы не происходило круговорота воды, то жизнь на Земле исчезла бы. Представим, что вся вода постепенно испарилась, а дожди не выпадают. Все на земле высохло бы.

Значение круговорота веществ (на примерах). Жизнь на земле поддерживается благодаря непрерывному круговороту веществ. Представим, что животные умирают и микроорганизмы их не разлагают. Тогда не буде источника питания для растений. Растения погибнут в конечном итоге. И тогда не будет питания для животных.

Источник

Оцените статью