Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» (старшая группа).
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведет к потере нравственности в человеке.
Будущее человека зависит от уровня образовательной культуры.
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ.
Материал программы «Природа – наш дом» ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, формирование навыков ухода за ними; на бережное отношение к миру природы. Экологическое воспитание учит детей видеть, наблюдать, делать открытия, понимать, высказывать свои мысли, обсуждать, мыслить.
Занятия проводятся один раз в неделю по 25 минут.
2. Учебно – тематический план.
3.Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер).
4.Человек – частица природы. Природа – наш дом.
5.В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку?
6.Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?»
7.Собираем осенью урожай плодов.
8.Какие бывают птицы: знакомство с перелетными и зимующими птицами
11.Уход за комнатными растениями.
12.Хвойное дерево – ель; кто дружит с ней?
14.Кто как зимует. Жизнь животных зимой.
16.Жизнь воды. Основные свойства воды.
18.Круговорот воды в природе.
19.Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума).
20.Что в морской глубине на самом дне?
22.Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.
24.Экскурсия на участок (весенние изменения в природе).
25.Что за чудо – кладовая есть у матушки – земли: знакомство с почвой.
26.Обитатели почвы: знакомство с кротом и дождевым червяком.
27.Лес – наше богатство. Этажи леса.
29.К первоцветам в гости(экскурсия на участок).
Сформировать понятие «природа» и «не природа» (природа-это то, что существует вне зависимости от человека; не природа –это то, что создано руками человека). Классификация окружающих предметов, объектов на природу и не природу.
Комплект карточек «Природа –не природа»; игрушки; природный материал; мяч.
Закрепить понятия «природа» и «не природа».Животные и растения как живые существа: они могут дышать, питаться, размножаться, двигаться.
Комплект карточек «Живая и неживая природа», «Курочка Ряба», комнатное растение «Фикус эластика»; губка с водой.
Неживая природа (солнце, вода, небо, облако, земля, ветер).
Закрепить понятия «живая»- «неживая» природа. Живая и неживая природа, как общий дом для всех живых существ. Д.и. «Кто в домике живет?»
Игрушка ежик; лист ватмана; рисунки с изображением людей; животных и растений; краски; клей.
Человек – частица природы. Природа – наш дом.
— человек, как представитель живой природы: двигается, питается, дышит, размножается;
— связь человека с природой, ее компонентами;
— природа – единственный дом человека.
Два рисунка – природы и обычного дома; таблица с рисунками.
В гостях у солнца. Почему солнце называют солнышком? Как оно служит человеку?
Солнце, как великий труженик: оно – источник тепла и света, оно помогает нам дышать, благодаря ему образуется ветер (перемещение теплого и холодного воздуха).
Игрушка Карлсон; рисунок солнца.
Осенняя сказка «Почему осенью желтеют листья?»
Раскрыть осенние явления в неживой природе: температура воздуха, сокращение светового дня; состояние растений; зависимость существования растений от условий внешней среды (короткий световой день).
Умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.
Аудиозаписи «времена года»; шума ветра; репродукции картин; рисунки осеннего и летнего листа; волшебное дерево; засушенные листья; бумага и краски.
Собираем осенью урожай плодов.
Сформировать представление об овощах и фруктах, их классификация, сравнение и обобщение, описание плодов (название, где растет, цвет, форма, величина, какой на вкус, как используется человеком).
Муляжи овощей и фруктов; рисунок «Сад», «Огород»; мяч.
Какие бывают птицы (перелетные, зимующие птицы).
Рассказать о перелетных и зимующих птицах:
— классификация птиц на зимующих(синица, дятел, воробей, голубь) и перелетных (ласточка, цапля, утка, гусь…) в зависимости от характера корма и возможностей его добывания;
Как помочь птицам в зимних условиях.
Комплект карточек «Птицы»; таблица – модель; иллюстрации лета и осени.
Сформировать понятие «домашние животные»:
— рассказать об их жизни и существенных признаках;
— живут рядом с человеком, человек о них заботится.
Иллюстрации диких и домашних животных
Сформировать понятие «дикие» животные:
— рассказать об их жизни и признаках;
— дикие и домашние животные – родственники;
— классификация диких и домашних животных.
Д.и. «Дикие и домашние животные», «Кто где живет».
Телеграмма; клубок; два обруча ;рисунки диких и домашних животных.
Уход за комнатными растениями.
Развивать интерес к комнатным растениям; учить детей описывать растения
(стебель, листья, светолюбиво или нет, как поливать).
Комнатные растения в группе; карты – схемы ухода за цветами.
Хвойное дерево – ель. Кто дружит с ней?
— о строении ели(ствол, ветки; иголки зеленые, короткие, колючие, расположены по одной на ветке; корень; шишки продолговатые с семенами);
— отличие лиственных деревьев от ели (по сезонам);
— роли ели в жизни животных ( для дятла, белочки, мышки – столовая; для зайца, медведя, ежа –дом; для клеста и дом, и столовая).
Рисунок мешка треугольной формы, три геометрические фигуры( треугольники); игрушка зайка; шишки и еловая веточка; рисунки голых деревьев и ели.
— о состоянии растений поздней осенью и зимой;
— способах приспособления растений к изменившимся условиям существования ( не растут, не цветут, сбросили листья, запасли питательные вещества в стеблях, корнях, находятся в состоянии покоя);
— как можно помочь им зимовать ( не ломать, укрыть снегом, чтобы не замерзли).
Репродукции осенних и зимних пейзажей; рисунки осеннего и зимнего деревьев.
Кто как зимует. Жизнь животных зимой.
Рассказать о зимовке животных в лесу, кто и как готовится к зиме. Сформировать навыки установления причинно – следственных связей. Как помочь животным зимой.
Комплект карточек «Животные»; пособие«Зимний лес».
Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
Глобус; звуки воды (аудиозапись), банка с водой, два стакана( один с чистой водой, другой с грязной). Лейка, солнце и цветы бумажные, яблоко, соль поваренная и морская, поднос и стаканчики с простой и морской(соленой) водой.
Жизнь воды. Основные свойства воды.
— свойства воды (прозрачная, бесцветная жидкость, без запаха; некоторые вещества в ней растворяются, а некоторые нет, без вкуса, без формы; очищает предметы);
Прозрачные сосуды разной формы и величины; глоьус; таблица; соль, сахар, песок( два стакана), ложка, стакан с молоком, салфетки; конверт с загадками.
Сформировать бережное отношение к воде. Рассказать о состояниях воды( жидкое, твердое, парообразное). Установить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед.
Комплект карточек « Волшебница – вода», рисунок на логику ребенка, по два стаканчика, салфетка, блюдце со льдом; банка с водой; чайник с кипящей водой; стекло, лед.
Круговорот воды в природе.
Рассказать о круговороте воды в природе, важности этого явления для всех живых существ на планете. Закрепить знания о различном состоянии воды в природе.
Таблица «Круговорот воды в природе»; рисунки с заданиями.
Есть ли жизнь в воде? (на примере аквариума)
— о водоеме (аквариуме) как среде обитания животных и растений);
— о том, что помогает рыбам и растениям жить в нем, как естественном водоеме;
— о создании необходимых условий для обитателей водоема.
Что в морской глубине, на самом дне?
— о море, как среде обитания животных и растений;
— разнице между морскими и речными обитателями.
Рисунки морских животных; иллюстрации корабля и подводной лодки.
Вспомнить с детьми изученный материал; совершенствовать умение быстро и четко отвечать на вопросы.
Медали; конверты с заданиями.
Воздух вокруг нас. Свойства воздуха.
— роль воздуха в жизни человека.
Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля – растениям.
Мяч; воздушный шар;емкость с водой; пустая бутылка.
Составить у детей представление о ветре(движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных.
Вентилятор; аудиозапись со звуками ветра.
Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе.
Понаблюдать за весенними изменениями в природе: ярко светит солнце, у деревьев начинается сокодвижение. Научить наблюдать, замечать, сравнивать.
Что за чудо – кладовая есть у матушки- земли: знакомство с почвой.
Рассказать об образовании почвы; о роли животных и растений в этих процессах; составе почвы: вода, воздух, останки умерших животных и растений (питательные вещества), глина, песок; о значении почвы в жизни животных, растений, человека.
Колба с почвой; вода; лупа; муляжи овощей и фруктов.
Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червяком.
Раскрыть понятие «обитатели почвы». Об условиях жизни животных под землей. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы.
Иллюстрации крота, червя, барсука.
Дать понятие: лес – наше богатство. Познакомить с «этажами» леса. Закрепить знания о диких животных. Воспитывать любовь к природе.
Плакат «Лес» с указанными на нем «этажами».
Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
Карточки «Цепи питания»; схемы к игре.
Дать детям понятие о первоцветах; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и насекомыми.
Создать у детей атмосферу праздника. Развивать мышление, память, фантазию детей. Воспитывать интерес к знаниям; обобщать и систематизировать материалы разных тем.
Картинки животных; плакат «Круговорот воды в природе»; картинки «Цепи питания»; картинки о природе; музыкальное сопровождение..
4. Методическое обеспечение.
1.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.:ТЦ Сфера,2008.
2.Виноградова Н.Р., Куликова Т.Ф. дети, взрослые и мир вокруг. М.,1993.
3.Громова О.Е. Стихи и рассказы о животном мире. М., 2005.
4.Громова О.Е. Стихи и рассказы о растительном мире. М., 2007.
5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет.сада.-М.: Просвещение, 1981.
6.Иванова А.И.Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М., 2007.
7.Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005.
8. Николаева С.Н. Воспитание основ экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
9.Рыжова Н.А. наш дом – природа: Почва – живая земля (блок занятий «Почва»). М.,1996.
10.Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.- метод. Комплект по экологическому образованию дошкольников. М., 1996.
11.Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
12.Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу? Путешествие в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
13.Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
Источник