Крыло птицы казахский орнамент

Казахский орнамент.

Орнамент (от латинского «орнаментум»- «украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических или изобразительных элементов. Орнамент» по-казахски называется «ою-орнек», от слов «ою» — выкройка и «орнек» — узор. Мастер орнаментального искусства (оюшы) очень уважаемый в народе человек. Богат и самобытен язык народного орнамента. Каждый узор может рассказать свою историю. Всякий цвет имеет свою символику:

белый – радость и счастье

жёлтый – знание и мудрость

красный– огонь, солнце

зелёный– юность и весну

В древности по орнаменту можно было определить, к какому роду или жузу относится тот или иной человек. Орнамент кочевников, говорят, обладают свойствами отгонять злых степных духов и имел магическое значение, например, амулет – имеет форму треугольника и оберегает обладателя от дурного глаза.

2. Виды казахского орнамента

Мотивы казахского орнамента разделены на 4 группы:

Зооморфные узоры наиболее многочисленны. Они отражают мир древних скотоводов и земледельцев, связаны с древней мифологией и первобытным искусством. Узоры в виде головы, рогов, копыт животных, крыльев и лапок птиц являются основными в казахском орнаменте.

Один из основных мотивов казахского орнамента – узор «бараний рог». Каждая юрта стремилась использовать его в своих изделиях. Потому что баран в древности был олицетворением могущества и силы власти. Представляя в орнаменте «бараний рог», казахи надеялись на улучшение благосостояния и социального положения семьи, желали благополучия своему роду.

На флаге Республики Казахстан изображен орнамент, который называется «кошкар муиз», что в переводе значит «рог барана». Этот орнамент символизирует богатство земной жизни, богатство души и устремленность ввысь.

У казахов существует несколько вариантов этого узора:

Қос мұйіз – двойные рога

Торт муйиз – четыре рога

Сынар муйиз – один рог

Сынык муйиз – сломанный рог

Бугы муйиз – олений рог, который используется в бордюре войлочных ковров.

Туйе табан – верблюжий след

Из него строится система узоров для центрального поля ковров.

Бота мойын – шея верблюжонка, очень древний орнамент в виде латинской буквы S . Этот орнамент известен еще со времени саков и сохраняется в орнаменте казахов, киргизов и каракалпаков. Этот узор используется в композиции войлочных, ворсовых и безворсовых ковров, баскуров, вышивке на мужской и женской одежде, в резьбе по дереву и ювелирных изделиях.

Бори кулак – волчьи уши, характерные для ювелирного искусства и тиснения по коже.

Читайте также:  Деревянная птичка свистулька народный промысел

Тулпар бас – голова скакуна

Тулки бас – лисья голова, узор, характерный для тускиизов.

Торт кулак – четыре уха

Этот древний узор представляет собой крестовидную фигуру, составленную из взаимопересекающихся линий с четырьмя бараньими рогами, расположенными по углам. Такие крестовидные фигуры сохранились у казахов в орнаментации настенных ковров – тускиизов.

Омыртка – позвоночник

Из него составляются ритмические ряды в композициях ковровых изделий

Используется для боковых участков ковровых композиций

В казахском орнаменте многочисленны узоры, напоминающие силуэты птиц, очертания их крыльев, шеи и лапок.

Тырна – вереница летящих журавлей

Тырна гуль – журавль-цветок

Буркит-орнек – орел-цветок, используется в орнаментации бордюров ковров.

Буркит-канат – орлиное крыло

Лашин-канат – соколиное крыло, используется в тускиизах.

Кус тумсык – птичий клюв, используется в обрамлениях различных изделий.

Растительные узоры широко используются в войлочных изделиях, предметах быта: ковров, сумок, чехлов:

Өткізбе — вьющийся стебель, образует арабесковую вязь.

Алма гуль – яблоко, характерны для розеток в центральном поле ковра.

Торангы гуль – тополь, используется в резьбе и ковровых изделиях.

Байшешек гуль – полевые цветы, часто встречаются в вышивке настенных ковров, одежды, подзоров для кровати.

Сегиз илме – лотос, используется для украшения центров ковровых композиций.

К древнейшим относятся космогонические узоры. Предметы искусства с изображением солнца в древности были талисманами, оберегами. Предметы искусства с космогоническими узорами встречаются на керамике и в архитектурном декоре, например на фасаде мавзолея Бабаджи-хатун, расположенного в окрестностях Джамбула.

Кун кози – глаз солнца

Кун саулеси – солнечные лучи

Шиккан кун – восход солнца

Ай гуль – лунный цветок, этот узор один из древнейших.

Айшик гуль – полумесяц, широко применяется в резьбе по дереву, этим узором украшается конская сбруя.

Жұлдыз – звезда,этими узорами вышивалась верхняя одежда.

Су – вода, река, эти мотивы служат обрамлениями узоров, интервалами. Вода – одна из основных стихий скотоводов, ей поклонялись, как священной.

Тогыз тобе – девять холмов, этим узором украшены ювелирные изделия гуннов и сарматов. Его используют в резьбе по дереву, в аппликации по коже.

Геометрический орнамент широко используется в архитектурном декоре, ковровых изделиях, в резьбе по дереву и камню, в тиснении по коже. Это – квадрат, ромб, четырехугольники, треугольники, составляющие половину квадрата или ромба, разделенных по диагонали, шестиугольники, восьмиугольники.

Для геометрических узоров характерны равновесие между отдельными элементами, пропорциональное деление фигур, вписанных в композицию.

Читайте также:  Какая птица моргает только верхним веком

Алши – древний элемент в виде запятой символизирует удачу, счастье, благополучие. Используется главным образом в вышивке настенных ковров, халатов, платков.

Существует огромное многообразие орнаментальных узоров. Вот только некоторые из них:

Куннин кози ( глаз солнца, луч)

Жулдыз гуль (лунный цветок)

Райхангуль (цветок легендарной девушки Райхан)

Тумарша (изображение амулета)

Кырык муйиз (сорок рогов, изобилие, богатство)

Семсер/ пышак уши (острие меча)

1. В чем сущность орнамента?

Мұғалім ісі сырттай қарапайым болғанмен – тарихтағы ең ұлы істің бірі.

Источник

Ою-өрнек: казахский орнамент, который раскрывает внутренний мир народа

Орнамент ою-өрнек

Орнамент – важная часть духовной культуры. История многих национальных узоров уходит корнями в века, имея глубокий символизм. Пожалуй, на Земле трудно отыскать народ, который не имел бы своего орнамента. Все народы, вне зависимости от места проживания, всегда стремились подчеркнуть свою уникальность и создать собственную культуру. Как раз-таки орнамент является наиболее ярким и выразительным показателем культурного своеобразия народа.

Первые орнаменты создавались десятки тысяч лет назад. Образцы наскальной живописи – самые древние из сохранившихся орнаментов на планете. Кроме того, оформленные узоры можно увидеть на различных видах посуды, найденной во время археологических раскопок. С освоением шитья орнамент стал неотъемлемой частью одежды людей.

В казахском языке орнамент обычно называют ою-өрнек. Каждый из них несет в себе определенный смысл. Согласно порталу «История Казахстана», ою-өрнек по-прежнему хранит в себе множество тайн. С течением времени значение изображенного символа могло трансформироваться или вовсе утрачиваться. Взамен одним орнаментам создавались другие. В результате в наши дни они все больше несут чисто эстетическую функцию.

В древние же времена определенный символ или узор мог служить для человека источником исчерпывающей информации. К примеру, встречая незнакомца, люди, в первую очередь, обращали внимание на его одежду, а точнее – на специфику узоров, орнамент или другие обозначения. Исходя из этого можно было определить, откуда прибыл человек, какой народ он представляет, каков его социальный статус, чем он занимается, опасен ли он.

Один из ключевых национальных казахских символов, который использовался при создании орнамента, – это мүйіз (рог). Многие узоры создавались именно на основе этого символа. Данное изображение имеет огромное количество разновидностей: арқар мүйіз (рога архара), бұғы мүйіз (рога оленя), қошқар мүйіз (бараньи рога), қос мүйіз (двойные рога) и даже сынық мүйіз (сломанный рог).

Читайте также:  Внезапно все исчезло словно стая птиц

Изображение и использование стольких видов рогов, конечно, не случайно. Скотоводство – традиционное занятие казахов-кочевников, наложившее свой глубокий отпечаток на искусство и быт народа. Помимо этого, в орнаментальной культуре казахов свою роль играют символы, обозначающие других животных и птиц. К примеру, стоит выделить түйе табан (верблюжья ступня), құс қанаты (крыло птицы), қаз табан (гусиные лапки), ит құйрық (собачий хвост) и другие.

Национальные казахские танцы

Важно отметить, что нанесение ою-өрнек в свое время выполнялось по строгим правилам. Так, құс мұрын (птичий ключ) имел символическое значение свободы, счастья (паришь в небе, как вольная птица). Поэтому его часто наносили на одежду молодых девушек и парней. Нередко құс мұрын можно было увидеть на домашней утвари, принадлежащей молодой семье.

Ою-өрнек түйе табан, как правило, символизировал дальнюю дорогу. Этот символ нашивали на инвентарь, который требуется путнику, например на седло. Предметы с изображением верблюжьей ступни в большом количестве были найдены на маршруте Великого шелкового пути. В то же время ою-өрнек ит құйрық являлся символом близкой дороги (собака далеко уйти не сможет).

Как уже было сказано выше, большой популярностью у казахов пользовался орнамент мүйіз. Завитки бараньего рога – частый мотив в казахской орнаментальной культуре. Он символизировал силу, власть, благополучие и богатство. Поэтому люди, желавшие, чтобы их дети стали успешными и добились уважения в обществе, наносили этот орнамент на их вещи.

Омыртқа с казахского языка переводится как «позвоночник». Орнамент с таким названием также довольно популярен у казахов. Его, как правило, изображают на мужских изделиях, ведь крепкий позвонок – символ надежности, стойкости, мужественности и силы.

На войлочные ковры в юрте зачастую нашивался ою-өрнек, имеющий название қолтық ою. Его предназначение – показать пришедшему гостю радушие. Этот орнамент как бы говорит вошедшему человеку, что тот может чувствовать себя как дома и располагаться с комфортом.

В общем, разнообразие казахских орнаментов, узоров и специальных символов – просто огромно. Достаточно даже взглянуть на обычный национальный костюм, и вы сможете понять, насколько большое значение мастера придают красоте узора и его смысловой нагрузке. Ою-өрнек можно увидеть даже на государственном флаге Казахстана. Он символизирует культуру и традиции народа, а также является выразительным средством раскрытия внутреннего мира казахов.

*Материал подготовлен при поддержке Управления по делам религий города Алматы

Больше материалов по теме: Пресс-релизы

Источник

Оцените статью