Кубановедение 4 класс природные зоны краснодарского края

Конспект урока по кубановедению 4 класс «Природные зоны Краснодарского края»

Способствовать формированию углубленных знаний учащихся о природе Краснодарского края, её разнообразии, закрепить знания об особенностях форм поверхности нашего края, его природных зонах.

Образовательная : формировать умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны;

Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать полученную информацию, делать выводы, обобщать материал, развивать устную и письменную речь учащихся;

Воспитательная: способствовать воспитанию коммуникативной культуры, воспитание у учащихся чувства гордости за свою малую Родину и любовь к родной природе.

Планируемые результаты

Предметные: развивать умение узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны, уметь объяснять особенности природных зон;

Познавательные — понимать познавательную задачу; находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;

Коммуникативные — слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы других,

формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Регулятивные — овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять. действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник; оценивать свои достижения.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная работы; объяснительно-иллюстративный метод.

Природные зоны, суховей, равнина

Мультимедийная презентация, физическая карта Краснодарского края, контур Краснодарского края для каждого учащегося, предметные картинки растений и животных Кубани.

Источник

Природные зоны Краснодарского края
план-конспект занятия (4 класс)

Цель урока: обобщить знания учащихся о природных зонах Краснодарского края; развивать память, мышление; прививать практические умения и навыки работы с картой; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карта природных зон края, презентация, компьютер. Ход урока:

2.Изучение, осмысление .(рассказ учителя сопровождается показом презентации)

Растительность края распределяется по зонам. Здесь ярко выражена широтная и вертикальная (высотная) зональность. В недалеком прошлом это была разнотравно-типчаково-ковыльная степь. Сейчас она почти вся распахана и превращена в поля, где выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник.

В составе растительности края 2880 высших растений, кроме того, на Кубани много водорослей, грибов, лишайников.

Вдоль берегов, дорог, по склонам балок можно встретить дикорастущие травянистые растения: пырей ползучий, лютик дикий, донник желтый, полынь горькая, подорожник, зверобой, лебеда — а так же кусты терна. На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся массив Красного леса. Это остаток лесов, окаймлявших раньше берега Кубани. Вся равнинная часть Кубани лежит в полосе степей. Основу сообществ образуют дерновидные злаки: типчак, ковыль, тонконог.

Читайте также:  Земли особо охраняемых природных территорий статья

В северной части края распространены степные животные. Здесь встречаются зайцы, лисицы, ежи, ласки, кроты. Из птиц — жаворонки, перепела, серые куропатки, луни.

В камышах плавней и лиманов, дельте Кубани водятся дикие кабаны и лисицы, много птиц: пеликаны, утки, гуси.

Особую группу животных составляют обитатели рек и морей. В морях и реках нашего края водятся осетровые (осетр, белуга, севрюга), сельдь, тюлька, хамса, лещ, кефаль, судак, сазан. Только в Черном море насчитывается 170 видов рыб. Из крупных животных есть дельфины.

По мере повышения рельефа, степь переходит в лесостепь — в лесную зону. Лесостепь занимает сравнительно неширокую полосу в левобережье Кубани. Леса занимают около 5 млн. гектаров и располагаются в основном в горной части.

Растительность в горах образует три пояса: лесной, субальпийский, альпийский.

Лесная зона подразделяется на два пояса: широколиственных и хвойных лесов. Растут дуб, граб, ясень, груша, яблоня, кизил.

Разнообразна растительность Черноморского побережья.

: Среди сказочного кавказского леса живут и необычные представители животного мира. В горах и предгорьях — дикие кабаны, бурые медведи, косули, кавказские олени, серны, туры, куница.

Отдельного разговора заслуживает охрана природы в крае. В 1924 году правительством принято постановление о Кавказском биосферном заповеднике. Здесь сохраняется нетронутая природа Кавказа, его животный и растительный мир. Он находится в юго-восточной части края.

Кроме него в крае ряд заказников: Головинский, Приазовский, Новоберезанский, Горячеключевской, Даховский. Всего их 9.

Делая вывод из сказанного, характеризуя растительный и животный мир края, можно сказать, что флора Кубани чрезвычайно разнообразна. Лес — это гигантский фильтр, он очищает воздух, является местом обитания многочисленных животных.

В нашем крае уделяется внимание охране природы. Сейчас в крае организован комитет по охране природы.

Наше путешестие расширило познания о растительном и животном мире края, показало их взаимосвязь.

Источник

Технологическая карта урока кубановедения «Природные зоны Краснодарского края» 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок обобщения знаний в форме путешествия по станциям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока кубановедения

Предмет, класс, автор учебника, учитель

Кубановедение. 4 класс. М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко, Н.Я.Паскевич.

ОИПЦ «Перспективы образования», 2017г. Чунина Л.В. НОП СОШ «Новатор»

Обобщение по теме «Природные зоны Краснодарского края»

Обобщить знания о природных зонах России, Краснодарского края, их особенностях и обитателях

  1. Формирование умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
  2. Умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей
  3. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою малую Родину и любовь к родной природе
  • Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
  • Уметь объяснять особенности природных зон
  1. Познавательные УУД:
  • Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления
  1. Регулятивные УУД:
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  1. Коммуникативные УУД:
  • Слушать и понимать речь других
  • Оформлять свои мысли в устной форме
  • Уметь работать в парах, в группе
Читайте также:  Йодное число является показателем качества природного жира

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, работа в парах

Карта «Природные зоны Краснодарского края», тетради на печатной основе к учебнику кубановедения, карточки с изображением животных, карточки с разноуровневыми заданиями, конверты с заданиями.

-Представьте, что если бы нескольким художникам, живущих в разных концах нашего края, предложили нарисовать пейзажи Краснодарского края, то получились бы совсем разные картины.

На одной мы увидели бы степь, на другой – пышный субтропический лес, на третьей –горные льды. И если все пейзажи собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько разнообразия у природы нашего края, как не похожи картины друг на друга.

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

учебное сотрудничество с учителем

Целепологание и мотивация

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Природные зоны Краснодарского края». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам края, мы с вами убедимся в уникальности нашего края.

— Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

-Составьте задачи урока по опорным словам : проверить, обобщить, доказать, .

— А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашего края?

— Обобщить и проверить знания о природных зонах

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Актуализация опорных знаний

— А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного.

1. Сколько природных зон на территории России?

2. Самая северная природная зона.

3. Самая большая природная зона по территории.

4. Природная зона, где мы с вами живем.

5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли.

6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота?

7. Зона субтропиков на территории России.

8. Самая жаркая природная зона.

9. В каком направлении идет смена природных зон?

10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой?

Читайте также:  Министерство природных ресурсов бело

11. Как называется эта зона?

12. Как называется сухой ветер степей?

13. Перечислите промежуточные природные зоны.

14. Какие горы есть на территории нашего края?

— Черноморское побережье Кавказа

— Области с высотной поясностью

— Лесотундра, лесостепь, полупустыня

умение соотносить свои знания

умение соотносить определение и термин

Обобщение знаний о природных зонах:

— о положении природных зон, особенностях неживой природы, занятиях населения;

— о животных, населяющих природные зоны

— о растениях природных зон

— о национальных парках и заповедниках России

— Сейчас мы будем работать в группах.

Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны 2)климат 3) занятия населения

Игра «Рассели животных по природным зонам».

— Назовите животных, которые расселены ребятами в степях, лесостепи, лесах, субтропиках, зоне альпийских и субальпийских лугов, льдов,.)

— Что вы знаете об этих животных?

Узнайте растение по описанию

  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.
  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки, мыши.
  3. Про это растение с плодами фиолетового цвета есть загадка:

Чем больше семечек, тем слаще,

  1. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками.
  2. Это не дерево, а куст.
    Он колюч, быть может густ.
    Кисло-сладкий плод ввозил,
    Кто растил в саду ….

Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

ковыль степь инжир субтропики

анемоны, колокольчики альпийские луга

Деревья, растущие и цветущие зимой

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник.

– Выбери лишнее (что не относится к заповедникам Краснодарского края):

  1. Остров Врангеля
  2. Таймырский
  3. Черные земли
  4. Сочинский национальный парк
  5. Утриш

Обсуждение экологических ситуаций

  1. Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров.
  2. В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему?

Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану

Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга

Соотносят описание растения с его названием.

Источник

Оцените статью