В этом году мусульмане начнут отмечать свой главный праздник Курбан-байрам 28 июня. Его арабское название — Ид аль-Адха, или праздник жертвоприношения, он посвящен окончанию хаджа — паломничества в Мекку.
Праздник длится три дня, которые в большинстве мусульманских стран являются нерабочими. Совершить жертвоприношение можно в любой из них.
Рассказываем о традициях празднования Курбан-байрама.
Хадж — одна из основных обязанностей мусульманина, гарантирующая ему отпущение грехов и достижение, согласно верованиям, вечного блаженства в загробной жизни. Каждый правоверный, согласно исламскому вероучению, обязан хотя бы раз в жизни совершить хадж. После этого он имеет право именоваться «хаджи» — это почетное и уважаемое обращение к мусульманину.
В основе праздника лежит сюжет из Корана, аналогичный библейскому, — ангел Джабраил (архангел Гавриил) явился к пророку Ибрахиму (библейскому Аврааму) во сне и передал ему повеление Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Отец с сыном отправились туда, где сейчас находится Мекка, чтобы принести жертву.
Убедившись в том, что Ибрахим выдержал испытание, Аллах послал ему барашка, которого они и принесли в жертву Всевышнему.
Сегодня мусульмане совершают подобное жертвоприношение независимо от того, в Мекке они или нет.
Курбан-байрам отмечается на десятый день месяца зуль-хиджа — 12-го месяца мусульманского лунного календаря. Из-за различий в григорианском и мусульманском календарях дата празднования ежегодно сдвигается назад на 11 дней.
В предшествующий Курбан-байраму день (День Арафат) принято соблюдать пост.
Празднование начинается с восходом солнца. Мусульмане совершают полное омовение, надевают новую одежду и направляются в мечеть к утренней молитве.
По окончании утреннего намаза верующие возвращаются домой, а потом снова собираются во дворах или на улице, чтобы спеть хором славословие Аллаху (по-арабски «такбир» — прим. ТАСС). Затем мулла произносит праздничные проповеди (по-арабски «хутба» — прим. ТАСС), по окончании которых мусульмане посещают кладбища, чтобы у могил помолиться за умерших.
Затем наступает время жертвенного обряда. По решению Духовных управлений мусульман в городах России для забоя жертвенных животных отведены специальные места. На этих площадках должны соблюдаться правила, согласованные с ветеринарными службами.
Большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В следующие несколько дней обычно ходят в гости к родным, близким и знакомым.
По мнению исламских богословов, жертвенными животными могут быть не только бараны, но и верблюды, буйволы, быки или коровы, овцы и козы. Однако возраст животных, идущих на заклание, строго определен: барану должно быть не более года, корове — два года, верблюду — пять лет.
Животные должны быть куплены верующими исключительно на честно заработанные деньги, без чего жертвоприношение не считается принятым Аллахом.
От одной семьи в жертву приносится одно животное. Мясо делят на три части: одну отдают бедным, из второй готовят угощение для родных, соседей, друзей, третью верующие могут оставить своей семье.
Источник
Традиция жертвоприношения в праздничный день берет начало в далекой древности, но не теряет актуальности по сей день. Разбираемся почему.
Для мусульман Татарстана приближается один из важнейших религиозных праздников – Курбан-байрам. Этот день верующие начинают с намаза в мечетях, и он традиционно связан с жертвоприношением. Поговорили об особенностях праздника с начальником отдела Духовного управления мусульман республики по вопросам шариата и казыем (шариатский судья. — Ред.) Казани Булатом хазратом Мубараковым.
— Как сложилась традиция жертвоприношения в Курбан-байрам?
— Во-первых, отмечу, что приносить в жертву можно не только барашка, как это бывает в большинстве случаев, но еще и корову или верблюда. Мясо этих животных дозволено к употреблению в пищу шариатом.
А говоря о самой традиции, важно подчеркнуть, что это было вменено самим Аллахом. Первую подобную жертву принес пророк Ибрахим (а.с.), чтобы исполнить свое обещание перед Всевышним Аллахом.
Случилось это так: Ибрахим обратился с мольбой к Аллаху с тем, чтобы он одарил его сыном. В то же время он обязал себя принести своего сына в жертву ради Всевышнего, если он родится.
Спустя годы Ибрахиму приснился сон с напоминанием об обещанном. Когда Ибрахим повел своего сына на жертвоприношение, Аллах явился к нему, похвалил за выдержанное испытание и объяснил, что в исламе не позволено приносить в жертву людей, что человеческая жизнь важна. Всевышний одарил Ибрахима барашком, которого пророк и принес в жертву.
— Есть ли какие-то критерии выбора жертвенного животного?
— Да, критерии есть. Если в жертву приносится баран, то важно, чтобы этому животному было не меньше одного года и чтобы оно было здоровым, могло самостоятельно дойти до места заклания. Если в жертву приносится корова, то ей должно быть не меньше двух лет, а верблюдов разрешено приносить в жертву от пяти лет.
Важный момент: если один баран считается приношением от одного человека, то одну корову или одного верблюда можно принести в жертву за семерых одновременно.
— Как рекомендуется делить мясо жертвенного животного?
— Строгих правил в этом вопросе нет, есть только рекомендации. Одну треть мяса можно оставить себе, другую треть раздать родственникам, а последнюю треть отдать нуждающимся. Но если кто-то желает передать мясо барашка нуждающимся, ничего не оставив себе, или, наоборот, полностью оставить его себе, то в этом нет ничего страшного.
— Кому приносить жертвоприношение обязательно, а кому нет?
— Традиция жертвоприношения обязательна для человека, если он соответствует нескольким критериям. Во-первых, он должен быть мусульманином. Во-вторых, человек должен достичь половой зрелости. В-третьих, человек должен располагать имуществом определенного размера — нисабом и не иметь долгов.
Размер нисаба каждый год меняется и зависит от стоимости серебра. В этом году его размер составляет 32 тысячи рублей.
Эти средства необязательно могут быть выражены в деньгах. Это может быть золото, серебро, какие-то другие излишки материального имущества, например, вторая квартира, которую человек сдает в аренду.
— Получается, если человек соответствует этим критериям, он каждый год должен приносить в жертву животное?
— Да. Не верно рассуждать, что в один год семья зарежет барана от имени мужа, в следующий от лица жены, а в третий – от лица ребенка. Каждый человек каждый год должен по-новому оценить свое имущество и исходя из этого прийти к пониманию, обязан он делать курбан или не обязан.
— О других традициях праздничного дня: если мужчинам в этот день обязательно нужно сходить в мечеть, то женщине предпочтительно остаться дома и до возвращения домой мужчин пустить запах сковородки. Это тоже обязательство или рекомендация?
— То, что в праздник нужно пустить запах сковородки, – это убеждение не связано с религией. Делается это для создания атмосферы праздника. Если женщина встречает мужчину дома таким образом, то это, конечно, похвально.
— Есть ли какие-то другие традиции, которых необходимо придерживаться в праздничный день?
— Одним из рекомендуемых действий с точки зрения религии является употребление в пищу мяса жертвенного животного в качестве первой еды за день. Второе — после того как вопросы с жертвоприношением будут завершены, рекомендуется провести время с семьей, с родственниками, чтобы поздравить их с праздником, навестить родителей, если кто-то живет отдельно от них.
Наша справка
Праздничные мероприятия начнутся с чтения утреннего намаза в 2:30. С 2:35 до 3:10 пройдет рецитация Корана, а с 3:10 до 3:40 – вагаз, в 3:41 – гает-намаз. С 3:45 в мечетях пройдут проповедь на арабском языке, чтение Корана и дуа.
Добраться до мечетей в Казани можно будет и на общественном транспорте города, который начнет работу в этот день по специальному расписанию.
Определены и места заклания жертвенных животных. С полным списком площадок можно ознакомиться на сайте.
Источник