Курсы 5 класс природа

Программа прикладному курса «Природа и человек» 5 класс

Представленная программа рассчитана на применение в общеобразовательной школе и ориентирована на учащихся 5- класса. В этом возрасте учащиеся уже имеют представление о практическом значении природы для жизни людей, но ещё недостаточно оценивают влияние человека на природу и возникающие изменения в среде из-за его воздействия. В связи с этим возникает необходимость более близкого знакомства с природой , влиянием человека на окружающую среду, формирования экологической культуры и воспитания гармоничного сосуществования человека с окружающей средой.

Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у младших школьников умения анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно мыслить. На занятиях используются различные виды деятельности теоретического и практического характера: лекции, эвристические беседы, экологические викторины и сказки, интеллектуальные игры, работа с наглядными пособиями;, экскурсии. На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотографий, используется разнообразный раздаточный материал, справочная литература. Это позволяет учащимся увидеть красоту природы, её уникальность, понять необходимость её охраны, бережного отношения с ней.

– углубленное изучение природы, её ресурсов;

– формирование элементов экологической культуры школьников.

1. Формирование у учащихся познавательного интереса к изучению предметов естественного цикла;

2. Развитие знаний о живой и неживой природе, полученных в начальной школе в курсах природоведения и других;

3. Формирование основополагающих понятий и опорных знаний, необходимых при изучении самостоятельных курсов: биологии, географии, химии, физики, астрономии;

4. Создание у учащихся представления о целостной естественнонаучной картине мира.

Формы контроля промежуточных результатов :

· выставки творческих работ;

Формы занятий: беседы, игры, практикум, работа с наглядными пособиями, выполнение творческих заданий.

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру. Программа курса включает разделы: «Вселенная», «Мир географии», «Жизнь на Земле», «Человек на Земле», «Единство наук о природе».

Читайте также:  Журнал охрана дикой природы

Содержание курса «Природа и человек» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней.

Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.

1. Вселенная (9 ч)

Рождение астрономии. Представления людей древности о Земле, Вселенной.

Развитие взглядов на Вселенную в Древней Греции. Система мира по Аристотелю. Система мира по Птолемею.

Николай Коперник и его система мира. Роль Д.Бруно в развитии взглядов Н.Коперника.. Закон всемирного тяготения И.Ньютона. Г.Галилей. Значение его открытий. Современные методы исследования космоса.

Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон.

Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, метеоры.

Мир звёзд, разнообразие звёзд. Созвездия. Солнце – ближайшая звезда. Солнечные и лунные затмения на Земле. Галактики.

Счёт времени в древности. Лунный календарь. Солнечный календарь. Юлианский календарь. Григорианский календарь. Служба времени в наши дни.

Влияние космоса на живые организмы. Солнце и жизнь на Земле. Свет в жизни живых организмов. Влияние Луны на живые организмы. Значение астрономии в наши дни.

2. Мир географии (7 ч)

Что у Земли внутри. Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Рельеф, горные породы, полезные ископаемые.

Землетрясения и вулканы. Сейсмически активные районы. Очаг и эпицентр землетрясения. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы.

Суша. Материки, части света, острова, архипелаги. Особенности природы разных континентов.

Мировой океан. Свойства морской волны. Океаны Земли. Жизнь в мировом океане. Роль океана в жизни человека.

Методы географических исследований (географические описания, картографический метод, космические методы исследования).

Практическая работа №1.

Нахождение на карте материков и океанов, крупнейших равнин и гор. Нанесение на контурную карту названий географических объектов.

Читайте также:  Животное эмблема всемирного фонда охраны природы

3. Жизнь на Земле ( 9ч)

Разделы биологии (ботаника, зоология и др.)

Как развивалась жизнь на Земле. Клеточное строение организмов. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро). Деление клетки. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Разнообразие клеток многоклеточного организма.

Разнообразие живых существ, царства живого: бактерии, грибы, растения, животные. Строение их тел и работа органов, размножение и развитие организмов.

Среды обитания. Приспособленность организмов к среде.

Жизнь на разных материках и океанах. Растения и животные разных материков и океанов. Океанические сообщества.

Значение биологии для практической деятельности людей. Обеднение живой природы под воздействием человека и её охрана.

Практические работы №2

Изучение устройства светового микроскопа и ознакомление с приёмами работы с ним; рассматривание под микроскопом биологических объектов; знакомство с растениями по гербарным материалам.

4. Человек на Земле (7ч )

Как человек появился на Земле. От дриопитека до человека разумного. Естественные науки: астрономия, физика, химия, биология, физическая география

Как человек открывал Землю. Географические исследования в Древней Греции, открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Эпоха Великих географических исследований. Путешествия Х. Колумба, Дж. Кука, Лазарева и Беллинсгаузена. Как человек изменил Землю. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Радиоактивные отходы. Экологические проблемы. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Биологическое разнообразие его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины. Борьба с опустыниванием.

Требования к уровню подготовки.

естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

— области, исследуемые астрономией. географией, биологией, практическое значение этих наук;

— великих учёных – географов, биологов (назвать 3-4 имени, кратко характеризовать заслуги);

— строение клетки (главные части);

— значение классификации организмов; царства живого;

— способы размножения организмов;

— способы общения в животном мире;

Читайте также:  Какого цвета бывают природные топазы

— основные способы охраны живой природы.

— выполнять практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;

— рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;

— готовить сообщения и небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.

Поурочное планирование прикладного курса «Природа и человек».

Источник

Оцените статью