Квн птицы наши пернатые друзья

Сценариий КВН «Птицы — наши пернатые друзья»
план-конспект занятия по экологии (5 класс) на тему

Оборудование: фотографии птиц, рисунки детей с изображением птиц, карточки с заданиями, запись “Голоса птиц”, экран, проектор, презентация.

познакомить учащихся с многообразием пернатых;

научить выделять сходства и различия у птиц;

формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц;

расширить кругозор учащихся;

прививать любовь и бережное отношение к родной природе;

воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, навыков сотрудничества.

Учитель: Сегодня мы с вами собрались для проведения веселого соревнования – КВНа.

Тема нашего КВНа спрятана в загадке.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (Птица)

Ежегодно с 1924 года отмечается в нашей стране День птиц. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц – не сад, лес без птиц – не лес! (Слайд №1). Презентация

2. Знакомство с многообразием названий птиц.

Учитель: Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.

Птицы везде – над нами, вокруг нас, в дальних странах и рядом. Встретить их можно в лесу, и в поле, и на реке, и в горах, зимой и летом, весной и осенью. (Слайды №2-8)

— Назовите птиц, которых мы можем встретить в наших краях и зимой и летом. Как называется эта группа птиц?

— Перечислите птиц, которые прилетают к нам на лето, а осенью улетают в теплые края? Как называется эта группа птиц? А как вы думаете, почему эти птицы улетают от нас на зиму в теплые края?

Вывешиваются надписи к рисункам: зимующие, перелетные.

Учитель (продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем.

Читайте также:  Домашняя птица во дворе дома

Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

— Синь-синь! – посвистывает синица.
— Чи-чи! Чи-чи! – вторит ей чиж.
— Гра-гра! – представляется грач.
— Сквор-сквор! – поют скворцы.
— Ку-ку! Ку-ку! – зовет кукушка.

Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляет природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.

Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремлении научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

Помните, ребята, что нельзя разорять гнезда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая, а без наших птичьих команд – соревнования.

Всем привет, вам, господа!
Прилетели мы сюда,
Весна пришла, и мы тут как тут,
“Ласточками” нас зовут.

Я всех перелетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовусь я птица-грач.

2-й конкурс “Четвертый лишний”

Учитель: Начинаем следующий конкурс, который называется “Четвертый лишний”. Каждая команда получит по 4 карточки с цифрами, которые будут соответствовать названиям четырех птиц на экране. Три из этих птиц объединены каким-то общим признаком, а одна лишняя. Какая именно, определять вам. Вы должны показать номер лишней птицы.

Три из перечисленных здесь птиц – зимующие, а одна перелетная. Найдите ее. (1 – синица, 2 – снегирь, 3 – дятел, 4 – грач )

Среди указанных здесь птиц одна не выводит птенцов летом. Какая? (1 – соловей, 2 – чайка, 3 – клест, 4 – лебедь)

Три птицы обитают в наших лесах, одна в жарких странах. Укажите ее. (1 – глухарь, 2 – зяблик, 3 – страус, 4 – свиристель)

Одна из этих птиц – не хищная. Какая? ( 1 – стриж, 2 – гриф, 3 – сокол, 4 – ястреб)

Читайте также:  Ok google паук птицеед

Учитель: А сейчас отдохнем и поиграем в игру “Прилетели птицы”. Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …(Дети хлопают)

Учитель: Что неправильно, почему?

Ученики: Мухи – это насекомые.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны … (Дети хлопают)

Прилетели птицы:
Голуби, куницы… (Дети хлопают)

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки… (Дети хлопают)

Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы – сплюшки,
Лебеди, скворцы….
Все вы молодцы!

3-й конкурс “Птичьи профессии”

Учитель: А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?

Капитаны команд получают карточки и зачитывают команде слова из первого и второго столбика. Задача команд соединить названия профессий из первого столбика с названием птицы на карточках.

Птица – плотник — дятел
Птица – акробат — поползень
Пернатый солист — соловей
Ночной охотник — сова
Птица – рыболов — баклан
Легкомысленная мамаша — кукушка

Ответ: (на экране – фото птиц)

Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: “Заладил, как дятел”.

Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.

Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: “В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая”.

Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.

Птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.

Легкомысленная мамаша (кукушка).

Нужно определить птицу по картинке. За каждую узнанную птицу по одному баллу. Каждой команде предоставляется по четыре картинки. (Зяблик, горихвостка, бекас, зарянка (малиновка), синица — лазоревка, кукушка, иволга, зеленушка.)

Зяблик Горихвостка Бекас Зарянка (малиновка)

Синица – лазоревка Кукушка Иволга Зеленушка

Читайте также:  Какие деревья едят птицы

5-й конкурс “Что это за птица ?”

Ключевые слова: “Берегите птиц”. (Слайды №37)

6-й конкурс “Домашнее задание”

1 стихотворение “Берегите птиц” /Т. Евдошенко/

О птицах много знаем мы
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам, и нам,-
Чтоб их побольше стало.

Для этого побережём
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведём
Певцов наших крылатых.

Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых,
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.

Зимой поставь кормушку им,
Синицам дай ты сала;
Пшено едят все воробьи,
Подсыпь, как станет мало.

Они вознаградят труды,
И зацветут кругом сады.
Среди зелёной той листвы
Их песенку услышим мы.

Даль ясна, и солнце светит,
Голубеет неба шелк
Птицы, птицы, мы вас встретим
Встретим очень хорошо.
Новым всходам – колосится,
Будет славный урожай,
В этом нам помогут птицы,
Много – много птичьих стай.
И не зря порою вешней
Их и в парке, и в саду
С нетерпением скворечники
Замечательные ждут!

Птицы наши пернатые друзья!

Учитель: Так почему же нам нужно беречь птиц? А какую пользу приносят птицы людям?

А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей – вредителей растений.

Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полевок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

Степной орел очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2-3 кг зерна, а суслик – до 16 кг. Значит, каждая сова, орел спасают тонны хлеба от грызунов.

Учитель: Ну вот, ребята, теперь вы знаете, какую огромную пользу приносят птицы, а наш КВН, посвященный именно этим обитателям планеты Земля, подошел к концу. Слово – жюри. Подведем итоги. Вручение грамот.

Источник

Оцените статью