КВН «Юные знатоки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Воспитывать основы экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Систематизировать и расширять представления детей об экологических сообществах «лес», «луг», «водоем» и их объектах.
Продолжать формировать у воспитанников речь, учить связно отвечать на поставленные вопросы.
Развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление, эрудицию.
Увлечь детей и вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.
Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре, учить соблюдать правила игры, умение слушать ответы и дополнять их.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы: пояснения, указания, вопросы к детям, анализ, поощрения, игра, загадки, физминутки, подведение итогов.
Словарная работа: называть природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) по составляющим их растениям и обитающим в них животным.
проведение работы по экологическому воспитанию (игры, наблюдение, проведение опытов и т. д.);
заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок о природе и погоде;
беседы с детьми об исчезающих животных и растениях, которые занесены в красную книгу;
настольные и дидактические игры о природе и погоде: «Съедобное и несъедобное», « Лес, луг, водоем», «Рыбаки и рыбки», лото «Домашние и дикие животные» и т. д.
Рассматривание энциклопедии « Животные и растения нашей природы».
Материалы и оборудование: 3 мольберта, магниты, таблички с названиями команд («Лес», «Луг», «Водоем»), песочные часы на 1 минуту, изображения объектов природных сообществ «лес», «луг», «водоем», фишки для зрителей, наборы картинок «Цепи питания» и «Четвертый лишний», природоохранные знаки.
Дети заходят в зал под музыку КВН.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем вас в Клубе веселых и находчивых! Наш КВН сегодня называется «Юные знатоки природы». Сегодня в игре будут участвовать три команды: «Лес», «Луг» и «Водоем». А судить их будет жюри. (Ведущий представляет членов жюри).
Жюри, как видите, у нас достойно уважения,
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!
Команды прошу занять свои места. Много тайн и загадок скрывает от нас природа. Но мы – любознательный народ, и нам открываются любые тайны. Начинаем игру!
1-й конкурс «Загадки-проверялки».
Ведущий: Каждая команда должна за минуту ответить на наибольшее количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл.
— Тополь, клен, береза – как назвать одним словом? (Деревья).
-Какой самый страшный враг леса? (Пожар).
-У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
-Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью).
-Как называется дом муравья? (Муравейник).
-Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (Лесник).
-У какой птицы красная грудка? (У снегиря).
-Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка).
-Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные).
-Какой гриб опасен для человека, но полезен некоторым животным? (Мухомор).
-Сколько ног у паука? (Восемь).
-У какого насекомого уши на ногах? (У кузнечика).
-Как называют птиц, которые не улетают на юг? (Зимующие).
-Почему майских жуков называют майскими? (они появляются в мае).
-Какое животное почти все время проводит под землей? (Крот).
-Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник).
-На каком дереве растут желуди? (На дубе).
-Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто они? (Птицы).
-Как называется жилище медведя? (Берлога).
-Делают ли зайцы запасы еды на зиму? (Нет).
-Назовите одним словом пчелу, кузнечика, шмеля, божью коровку. (Насекомые).
Вопросы для команды «Водоем».
-Во что превратится вода на морозе? (В лед).
-Кто носит свой домик на себе? (Улитка, черепаха).
-Что ест зимой лягушка? (Ничего, она спит).
-Назовите одним словом цаплю, утку, лебедя. (Птицы).
-Какое насекомое умеет бегать по поверхности воды? (Водомерка).
-Как называется жилище бобра? (Хатка).
-Если посмотреть на глобус, какого цвета на нем больше всего? (Сине-голубого).
-Назовите самого известного и крупного хищника наших водоемов. )Щука).
2-й конкурс «Составь природное сообщество».
Ведущий. «Лес», «Луг», «Водоем» — это не только названия наших команд, но и природных сообществ. Каждый член команды знает много о жизни данного сообщества. И сейчас они нам это продемонстрируют. Из предложенных природных объектов нужно выбрать те, которые принадлежат к данному сообществу, и объяснить свой выбор. (Например: медведь живет в лесу, питается растениями, ягодами, насекомыми).За каждый правильный ответ – 1 балл.
Лес: черника, ель, мухомор, белый гриб, сова, медведь, береза, муравей.
Луг: мышь, одуванчик, клевер, кузнечик, колокольчик, божья коровка, бабочка, трясогузка.
Водоем: жук-плавунец, кувшинка, бобр, лебедь, камыш, лягушка, верба, щука.
Физминутка «Летит по небу жук».
Летит, летит Машем руками – «летим», пальцем показываем
Жук Указательные пальцы прикладываем к голове и машем ими.
По небу жук летит. Повторяем все движения.
Но знаем мы, Указательный палец поднимаем вверх, руку на грудь,
До неба жук Указательные пальцы прикладываем к голове и машем
Никак Машем головой в знак отрицания.
Не долетит Машем руками – «летим».
3- конкурс «Составь цепи питания».
Ведущий. У каждой команды картинки, с помощью которых нужно составить цепи питания. Время на обдумывание – 3 минуты. 1 балл за правильную цепь.
Грибы – белка – лесная куница.
Цветок – бабочка – трясогузка.
Водоросли – улитка – лягушка.
4-й конкурс «Узнай по объявлению».
1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу с собой. (Улитка)
2.Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Ёж)
3.Помогите меня разбудить весной. Приходите с мёдом. (Медведь)
4.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте себе на память. Я успешно ращу новый. (Ящерица)
5.Что – то очень скучно стало выть на луну одному. Кто составит мне
6.Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обведу вокруг пальца. Учитывая всё это, прошу называть меня по имени отчеству. Патрикеевной больше не называть. (Лиса)
5-й конкурс «Экологические знаки».
Ведущий. Каждая команда получает по 3-5 природоохранных знака. Ребята, вы должны сказать название каждого знака и дать объяснение. Жюри оценивает ответы (1-3 балла).
Игра с командами и зрителями «Если я приду в лесок».
Ведущий. Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если хорошо, то говорим «Да!», если плохо, то говорим «Нет!».
-Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)
-Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)
-Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)
-Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да!)
-Если разведу костер и тушить не буду? (Нет!)
-Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет!)
-Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)
-Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да!)
Подведение итогов. Награждение команд.
В вокзальной сутолоке века
Она твой давний добрый лекарь,
Источник