Строение тела у птиц направлено на то, чтобы облегчить полёт. У них маленькое тело обтекаемой формы, покрытое контурным и пуховым пером. Верхние конечности видоизменены в крылья, а нижние представляют собой лапы с четырьмя пальцами. Хвост у птицы выполняет функцию рулящего механизма и позволяет птице контролировать свои движения во время полета, тормозить при приземлении.
Источник
Цель: ознакомиться с внешним строением птицы и строением перьев. Найти черты сходства с пресмыкающимися; найти черты приспособленности к полёту.
Отдел | Особенности строения, покров |
Голова | |
Туловище | |
Конечности |
Источник
Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, выявить черты приспособленности к полёту.
Оборудование: чучело птицы, набор перьев (контурные: маховые, рулевые и покровные; пуховые, пух).
1. Рассмотрите внешнее строение птиц. Найдите отделы тела: голову, шею, туловище, хвост. Какие органы на них расположены? ( Устно) Выполните подписи к рисунку «Внешне строение птицы» (письменно только подписи к рисунку).
1- ________________________ 7- __________________________
2- ________________________ 8- __________________________
2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание, что клюв состоит из надклювья и подклювья. Найдите кожистый участок желтого цвета – восковицу, она покрывает основу надклювья. Рассмотрите глаза, ноздри, ушные отверстия. (Устно)
Обозначьте цифрами на рисунке (Рисунок СХЕМАТИЧНО зарисовать в тетради и подписать)
1 – надклювье, 2 – подклювье, 3 – ноздри, 4 – язык, 5- восковица,
6 – веки, 7 – слуховое отверстие, 8 – глаз.
3. Рассмотрите задние конечности птиц. Большинство костей стопы срастаются и образуют цевку, покрытую роговыми чешуйками. У какого класса позвоночных кожа имеет роговой покров? ______________________ (Письменно, только ответ)
О чём свидетельствует наличие роговых чешуек у птиц?____________ (Письменно, только ответ)
4. Зарисуйте строение пера и обозначьте: 1- стержень, 2 – опахало, 3 – очин.
Вывод (записать только пропущенные слова или словосочетания, соответствующие цифрам).
На лабораторной работе мы (что изучили?) (1) _________________________________________________________________ .
Черты приспособления к полёту во внешнем строении птиц:
Форма тела у птиц (2) ____________ она уменьшает (3)____________________________________________________________.
(4)_____________ конечности птиц видоизменились в (5) _______________ при помощи которых она (6) __________________, а задние конечности приспособлены к (7) ______________________________. (8) ____________ покрывают отдельные участки тела. По функциям и строению перья бывают (9) _________________________________________________________________ .
Лабораторная работа №15.
Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц
Цель: изучить особенности внешнего строения птиц, выявить черты приспособленности к полёту.
Оборудование: чучело птицы, набор перьев (контурные: маховые, рулевые и покровные; пуховые, пух).
1. Рассмотрите внешнее строение птиц. Найдите отделы тела: голову, шею, туловище, хвост. Какие органы на них расположены? ( Устно) Выполните подписи к рисунку «Внешне строение птицы» (письменно только подписи к рисунку).
1- ________________________7- __________________________
2- ________________________8- __________________________
2. Рассмотрите голову птицы. Обратите внимание, что клюв состоит из надклювья и подклювья. Найдите кожистый участок желтого цвета – восковицу, она покрывает основу надклювья. Рассмотрите глаза, ноздри, ушные отверстия. (Устно)
Обозначьте цифрами на рисунке (Рисунок СХЕМАТИЧНО зарисовать в тетради и подписать)
1 – надклювье, 2 – подклювье, 3 – ноздри, 4 – язык, 5- восковица,
6 – веки, 7 – слуховое отверстие, 8 – глаз.
3. Рассмотрите задние конечности птиц. Большинство костей стопы срастаются и образуют цевку, покрытую роговыми чешуйками. У какого класса позвоночных кожа имеет роговой покров? ______________________ (Письменно, только ответ)
О чём свидетельствует наличие роговых чешуек у птиц?__________________________________ (Письменно, только ответ)
4. Зарисуйте строение пера и обозначьте: 1- стержень, 2 – опахало, 3 – очин.
Вывод (записать только пропущенные слова или словосочетания, соответствующие цифрам).
На лабораторной работе мы (что изучили?) (1) _________________________________________________________________ .
Черты приспособления к полёту во внешнем строении птиц:
Форма тела у птиц (2) ____________ она уменьшает (3)____________________________________________________________.
(4)_____________ конечности птиц видоизменились в (5) _______________ при помощи которых она (6) __________________, а задние конечности приспособлены к (7) ______________________________. (8) ____________ покрывают отдельные участки тела. По функциям и строению перья бывают (9) _________________________________________________________________ .
Источник