Конспект занятия по лексической теме «Осень. Перелётные птицы»
Цель: обобщение знаний детей о перелётных птицах.
• систематизировать знания детей о перелётных птицах;
• уточнить и активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» ( предметный словарь: птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, кукушка, грач, скворец; глагольный словарь: летать, собираться, курлыкать, куковать, тосковать, возвращаться; словарь признаков: перелётный, водоплавающий);
Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Осень, Перелётные птицы“» размещена в разделах
• обогатить экспрессивную речь словами-антонимами, сложными словами;
• совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предложно-падежных конструкций);
• совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с противопоставлением и с однородными членами);
• совершенствовать слоговой анализ слов;
• автоматизировать и дифференцировать в речи произношение сонорных звуков.
• развивать речь, память, слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление;
• развивать общую и мелкую моторики, координацию движений, дыхание.
• воспитывать бережное отношение к миру природы;
• прививать любознательность и желание заботиться о птицах.
Оборудование: презентация «Перелётные птицы», ноутбук, запись голосов птиц, набор картинок с изображением перелётных птиц, карточки с игрой «Четвёртый лишний», запись релаксационной музыки, песня Морозова «Разноцветная осень», цветные камешки.
Индивидуальная работа: Белоусова А., Соловьев П.
• Чтение стихотворения об осени.
• Звучит песня «Разноцветная осень». (Логопед и дети стоят в кругу)
II.Осн. часть. Предварительная беседа о прослушанной песне.
2. Загадки о перелётных птицах (презентация).
3. Упражнение «Узнай птицу по голосу» (презентация).
4. Игра «Скажи наоборот» (презентация).
5. Упражнение «Скажи одним словом» (презентация).
6. Упражнение «Раздели на слоги названия птиц».
7. Беседа о способах перелёта птиц в тёплые края.
8. Физминутка. Упражнение на координацию движений и пальчиковая гимнастика «Птички» (презентация). Звучит релаксационная музыка.
9. Составление предложений о способах перелёта птиц в тёплые края (презентация).
10. Упражнение на развитие мелкой моторики «Цветные камешки».
Выкладывание из цветных камешек вереницы птиц, стайки, клина.
11. Упражнение «Считай и называй» (презентация).
12. Игра «Четвёртый лишний» (по карточкам).
13. Упражнение «Кто где находится?» (презентация).
логопедической непосредственно образовательной деятельности
(Создание положительного эмоционального фона занятия).
• Чтение стихотворения об осени.
Солнышко усталое, скупо греешь ты.
Жёлтые да алые кружатся листы.
В шелесте да в шорохе наш осенний сад.
На дорожках ворохи пёстрые лежат.
Логопед: — Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: — Осенью!
• Звучит песня «Разноцветная осень». (Логопед и дети стоят в кругу)
Предварительная беседа о прослушанной песне.
Логопед: — Ребята, о ком поётся в песне?
Дети: — В песне поётся о перелётных птицах.
Логопед: — Ребята, а каких птиц мы называем перелётными?
Логопед: — Сегодня к вам в гости пришла мудрая сова. У неё для вас есть интересные задания и игры о перелётных птицах.
1. Загадки о перелётных птицах (презентация).
— Отгадайте загадки, ответы найдите на предметных картинках. Покажите их.
Всех перелётных птиц черней,
«Кря!» — кричит, всё это шутка,
2. Упражнение «Узнай птицу по голосу» (презентация).
Цель: развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
— Мудрая сова хочет проверить, умеете ли вы различать птичьи голоса?
— Послушайте голос птицы. Догадайтесь, чей это голосок?
(Дети слушают голос птицы и называют её : кукушка, соловей, журавль, ласточка).
3. Игра «Скажи наоборот» (презентация).
Цель: формирование умения подбирать слова-антонимы, составлять предложения с противопоставлением.
— Ребята, не все птицы выглядят одинаково. У них есть свои отличительные признаки. Помогите мудрой сове назвать эти признаки.
Аист крупная птица, а соловей … (мелкая птица).
У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая шея).
Цапля белая, а грач (чёрный).
У утки клюв широкий, а у журавля … (узкий).
4. Упражнение «Скажи одним словом» (презентация).
Цель: образование сложных слов.
-Мудрая сова ещё приготовила вам упражнение об отличительных признаках птиц.
У аиста ноги длинные, поэтому его называют … (длинноногим).
У соловья голос звонкий, поэтому его называют … (звонкоголосым).
У ласточки хвост длинный, поэтому её называют (длиннохвостой).
У грача крылья чёрные, поэтому его называют (чернокрылым).
5. Упражнение «Раздели на слоги названия птиц»
Цель: совершенствовать слоговой анализ слов.
Работа с предметными картинками по теме «Перелётные птицы».
6. Беседа о способах перелёта птиц в тёплые края.
Цель: систематизировать знания детей о перелётных птицах.
-Ребята, пернатые друзья улетают в дальние страны по-разному. Давайте вспомним способы перелёта птиц на юг.
Упражнение на координацию движений «Птички» (презентация). Звучит релаксационная музыка.
Цель: развитие общей моторики, координации движений, дыхания.
Упражнение на координацию движений и развития дыхания.
Птицы вереницей улетали к югу,
Стайкой мчались где-то вдалеке.
И прощальным клином журавли кружились,
Да кукушки собирались в дальние края.
8. Составление предложений о способах перелёта птиц в тёплые края (презентация).
Цель: составление предложений с однородными членами.
Вереницей улетают утки, гуси, лебеди.
Стаей улетают ласточки, грачи, скворцы, соловьи.
Поодиночке улетают кукушки.
9. Упражнение «Цветные камешки»
Цель: развитие мелкой моторики.
Выкладывание из цветных камешек вереницы птиц, стайки, клина.
10. Упражнение «Считай и называй» (презентация).
Цель: согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Логопед: — Ой, как много здесь птиц! А не посчитать ли нам их?
Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов.
( Далее аналогичная работа: 1-5 грачей, 1-6 ласточек, 1-6 соловьёв).
11. Игра «Четвёртый лишний» (по карточкам).
— Рассмотрите птиц. Кто лишний? Почему?
Лебеди, грач, гусь, утки. (Грач – не водоплавающая птица).
Грач, гусь, скворец, ласточки. (Гусь – травоядная птица).
Лебеди, вьюрок, цапля, журавль. (Вьюрок – мелкая птица).
Ласточки, скворец, лебеди, вьюрок. (Лебеди – водоплавающие птицы).
12. Упражнение «Кто где находится?» (презентация).
Цель: употребление предлогов (по, в, на)
Скворец сидит на ветке берёзы.
Чёрные лебеди спрятались в камышах.
Логопед сообщает детям об окончании НОД. Дети делятся впечатлениями от увиденного и услышанного.
— Ну что ж, давайте проводим в дальний нелёгкий путь наших пернатых друзей.
Звучит прощальный крик журавлей.
Птицы так жалобно с нами прощаются,
Ранней весной к нам они возвращаются.
Будем надеяться, верить и ждать,
Будем им добрые письма писать.
Звучит песня «Разноцветная осень»
Высоко летят над облаками
Птицы перелетные над нами.
Вдаль скользя по ветру легкой тенью,
Тают птицы в синеве осенней.
В путь не ближний провожать их выйдем,
Им простор земли далё ко виден:
«До свиданья, птицы, в путь счастливый!»
Дети, уходя из зала, берут осенние листья, машут ими, говоря слова:
«До свиданья, птицы, в путь счастливый!».
Фотоотчёт о художественном творчестве старших дошкольников «Осень. Перелётные птицы» На непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству-рисование старшие дошкольники учились рисовать осенний закат.
Конспект лексико-грамматического занятия «Перелётные птицы» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания детей о перелетных птицах (скворец, грач, ласточка, журавль, соловей). Закрепить в словаре обобщающее.
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.
Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город. Звуки [ш], [ж]» Конспект занятия №2 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж] Коррекционно-образовательные цели. Активизация.
Конспект занятия по окружающему миру «Перелётные птицы» (старшая группа) Цель:расширять представления о перелетных птицах, закреплять знания об осени, осенних изменениях в природе. Развивать познавательную активность,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы» Цель: Углубление знаний детей о перелетных,.
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы».Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.
Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, представлений о перелётных птицах. Задачи: 1. Закрепить.
Конспект занятия «Путешествие с Городовичком» по лексической теме «Транспорт» Лексическая тема «Транспорт» «Путешествие с Городовичком» Программные задачи: 1. Образовательные: — расширять представления детей.
Ребусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группы В публикации «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» я уже писала о большом значении ребусов для речевого и умственного.
Источник
конспект логопедического занятия Перелетные птицы осенью
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Образовательные: развитие связной речи, закрепление представлений о перелетных птицах.
Коррекционные: развитие графомоторных навыков, развитие артикуляторной моторики, мелкой моторики рук, речевого дыхания
Воспитательные: воспитание бережного отношения к пернатым друзьям,
Наглядность и оборудование: _мультимедийная презентация, карточки-штриховки, перышки, зеркала, простые карандаши, карточки с изображением перелетных птиц, мольберт, магниты____________________
Речевой материал к занятию: ________названия перелетных птиц, шеренга, клин, стая, поодиночке, длинноклювый, длинношеий, длиннокрылый, длинноногий, коротконогий_________________________________
1. Приветствие, какое сейчас время года? Назовите его признаки (самомассаж «Дождик»).
2. Артикуляционная гимнастика с кинезитерапией
3. Узнай по голосу птицу?__________
4. Как называются эти птицы? Сообщение темы занятия, раздача карточек с изображением птиц________
5. Составление рассказа по мнемотаблице (2-3 ребенка)__________________
6. Раздача карточек-штриховок, угадай птицу по силуэту____________________
8. Дыхательное упражнение «Сдуй перышко с ладошки»
9. Физминутка «Ветер по лесу летал»
10. Итог занятия. О чем говорили? Чем занимались? Назовите перелетную птицу. Понравилось занятие?
Дети и педагог стоят на ковре. Идет беседа. Наступила осень. На улице похолодало. Солнце светит не так ярко, как летом. Насекомые прячутся в щели, впадают в спячку. Животные тоже готовятся к холодам: медведь укладывается в берлогу, зайчик меняет шубку на более теплую, белка делает запасы на зиму. А что же делают птицы? Птицы собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны.
Дети сидят за столами. Звучит голос птицы. Кто отгадает, тот поднимает руку. Нужно отгадать кукушку, журавля, утку, жаворонка, соловья. Как назвать этих птиц одним словом. Называем тему занятия: Перелетные птицы осенью.
3 . Интерактивная артикуляционная гимнастика. Дети сидят за столами, перед каждым ребенком стоит зеркало для самоконтроля.
4. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.
— Ребята мы с вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.
У Аиста красный клюв – красноклювый.
У Грача черные глаза – черноглазый.
У Лебедя длинная шея – длинношеий.
У журавля широкие крылья – ширококрылый.
У Цапли длинные ноги – длинноногая.
У Лебедя короткие лапы – коротколапый.
5 . Пальчиковая гимнастика.
«Ветер по лесу гулял». Координация речи с движением пальцев рук.
Сжимают, разжимают кулачки
Источник