Лексические темы осень перелетные птицы

Конспект занятия по лексической теме «Осень. Перелётные птицы»

Цель: обобщение знаний детей о перелётных птицах.

• систематизировать знания детей о перелётных птицах;

• уточнить и активизировать словарь по теме «Перелётные птицы» ( предметный словарь: птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, кукушка, грач, скворец; глагольный словарь: летать, собираться, курлыкать, куковать, тосковать, возвращаться; словарь признаков: перелётный, водоплавающий);

Публикация «Конспект занятия по лексической теме „Осень, Перелётные птицы“» размещена в разделах

• обогатить экспрессивную речь словами-антонимами, сложными словами;

• совершенствовать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже; употребление предложно-падежных конструкций);

• совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений с противопоставлением и с однородными членами);

• совершенствовать слоговой анализ слов;

• автоматизировать и дифференцировать в речи произношение сонорных звуков.

• развивать речь, память, слуховое и зрительное внимание и восприятие, мышление;

• развивать общую и мелкую моторики, координацию движений, дыхание.

• воспитывать бережное отношение к миру природы;

• прививать любознательность и желание заботиться о птицах.

Оборудование: презентация «Перелётные птицы», ноутбук, запись голосов птиц, набор картинок с изображением перелётных птиц, карточки с игрой «Четвёртый лишний», запись релаксационной музыки, песня Морозова «Разноцветная осень», цветные камешки.

Индивидуальная работа: Белоусова А., Соловьев П.

• Чтение стихотворения об осени.

• Звучит песня «Разноцветная осень». (Логопед и дети стоят в кругу)

II.Осн. часть. Предварительная беседа о прослушанной песне.

2. Загадки о перелётных птицах (презентация).

3. Упражнение «Узнай птицу по голосу» (презентация).

4. Игра «Скажи наоборот» (презентация).

5. Упражнение «Скажи одним словом» (презентация).

6. Упражнение «Раздели на слоги названия птиц».

7. Беседа о способах перелёта птиц в тёплые края.

8. Физминутка. Упражнение на координацию движений и пальчиковая гимнастика «Птички» (презентация). Звучит релаксационная музыка.

9. Составление предложений о способах перелёта птиц в тёплые края (презентация).

10. Упражнение на развитие мелкой моторики «Цветные камешки».

Выкладывание из цветных камешек вереницы птиц, стайки, клина.

11. Упражнение «Считай и называй» (презентация).

12. Игра «Четвёртый лишний» (по карточкам).

13. Упражнение «Кто где находится?» (презентация).

логопедической непосредственно образовательной деятельности

(Создание положительного эмоционального фона занятия).

• Чтение стихотворения об осени.

Солнышко усталое, скупо греешь ты.

Жёлтые да алые кружатся листы.

В шелесте да в шорохе наш осенний сад.

На дорожках ворохи пёстрые лежат.

Логопед: — Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: — Осенью!

• Звучит песня «Разноцветная осень». (Логопед и дети стоят в кругу)

Читайте также:  Зимой холод птицам страшен

Предварительная беседа о прослушанной песне.

Логопед: — Ребята, о ком поётся в песне?

Дети: — В песне поётся о перелётных птицах.

Логопед: — Ребята, а каких птиц мы называем перелётными?

Логопед: — Сегодня к вам в гости пришла мудрая сова. У неё для вас есть интересные задания и игры о перелётных птицах.

1. Загадки о перелётных птицах (презентация).

— Отгадайте загадки, ответы найдите на предметных картинках. Покажите их.

Всех перелётных птиц черней,

«Кря!» — кричит, всё это шутка,

2. Упражнение «Узнай птицу по голосу» (презентация).

Цель: развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

— Мудрая сова хочет проверить, умеете ли вы различать птичьи голоса?

— Послушайте голос птицы. Догадайтесь, чей это голосок?

(Дети слушают голос птицы и называют её : кукушка, соловей, журавль, ласточка).

3. Игра «Скажи наоборот» (презентация).

Цель: формирование умения подбирать слова-антонимы, составлять предложения с противопоставлением.

— Ребята, не все птицы выглядят одинаково. У них есть свои отличительные признаки. Помогите мудрой сове назвать эти признаки.

Аист крупная птица, а соловей … (мелкая птица).

У аиста длинная шея, а у кукушки … (короткая шея).

Цапля белая, а грач (чёрный).

У утки клюв широкий, а у журавля … (узкий).

4. Упражнение «Скажи одним словом» (презентация).

Цель: образование сложных слов.

-Мудрая сова ещё приготовила вам упражнение об отличительных признаках птиц.

У аиста ноги длинные, поэтому его называют … (длинноногим).

У соловья голос звонкий, поэтому его называют … (звонкоголосым).

У ласточки хвост длинный, поэтому её называют (длиннохвостой).

У грача крылья чёрные, поэтому его называют (чернокрылым).

5. Упражнение «Раздели на слоги названия птиц»

Цель: совершенствовать слоговой анализ слов.

Работа с предметными картинками по теме «Перелётные птицы».

6. Беседа о способах перелёта птиц в тёплые края.

Цель: систематизировать знания детей о перелётных птицах.

-Ребята, пернатые друзья улетают в дальние страны по-разному. Давайте вспомним способы перелёта птиц на юг.

Упражнение на координацию движений «Птички» (презентация). Звучит релаксационная музыка.

Цель: развитие общей моторики, координации движений, дыхания.

Упражнение на координацию движений и развития дыхания.

Птицы вереницей улетали к югу,

Стайкой мчались где-то вдалеке.

И прощальным клином журавли кружились,

Да кукушки собирались в дальние края.

8. Составление предложений о способах перелёта птиц в тёплые края (презентация).

Цель: составление предложений с однородными членами.

Вереницей улетают утки, гуси, лебеди.

Стаей улетают ласточки, грачи, скворцы, соловьи.

Поодиночке улетают кукушки.

9. Упражнение «Цветные камешки»

Цель: развитие мелкой моторики.

Выкладывание из цветных камешек вереницы птиц, стайки, клина.

10. Упражнение «Считай и называй» (презентация).

Цель: согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.

Логопед: — Ой, как много здесь птиц! А не посчитать ли нам их?

Читайте также:  Какую птицу отряда воробьиных

Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов.

( Далее аналогичная работа: 1-5 грачей, 1-6 ласточек, 1-6 соловьёв).

11. Игра «Четвёртый лишний» (по карточкам).

— Рассмотрите птиц. Кто лишний? Почему?

Лебеди, грач, гусь, утки. (Грач – не водоплавающая птица).

Грач, гусь, скворец, ласточки. (Гусь – травоядная птица).

Лебеди, вьюрок, цапля, журавль. (Вьюрок – мелкая птица).

Ласточки, скворец, лебеди, вьюрок. (Лебеди – водоплавающие птицы).

12. Упражнение «Кто где находится?» (презентация).

Цель: употребление предлогов (по, в, на)

Скворец сидит на ветке берёзы.

Чёрные лебеди спрятались в камышах.

Логопед сообщает детям об окончании НОД. Дети делятся впечатлениями от увиденного и услышанного.

— Ну что ж, давайте проводим в дальний нелёгкий путь наших пернатых друзей.

Звучит прощальный крик журавлей.

Птицы так жалобно с нами прощаются,

Ранней весной к нам они возвращаются.

Будем надеяться, верить и ждать,

Будем им добрые письма писать.

Звучит песня «Разноцветная осень»

Высоко летят над облаками

Птицы перелетные над нами.

Вдаль скользя по ветру легкой тенью,

Тают птицы в синеве осенней.

В путь не ближний провожать их выйдем,

Им простор земли далё ко виден:

«До свиданья, птицы, в путь счастливый!»

Дети, уходя из зала, берут осенние листья, машут ими, говоря слова:

«До свиданья, птицы, в путь счастливый!».

Фотоотчёт о художественном творчестве старших дошкольников «Осень. Перелётные птицы»

Фотоотчёт о художественном творчестве старших дошкольников «Осень. Перелётные птицы» На непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству-рисование старшие дошкольники учились рисовать осенний закат.

Конспект лексико-грамматического занятия «Перелётные птицы» в старшей группе с ОВЗ

Конспект лексико-грамматического занятия «Перелётные птицы» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Закрепить и уточнить знания детей о перелетных птицах (скворец, грач, ласточка, журавль, соловей). Закрепить в словаре обобщающее.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Дом» Цели: Образовательные: Продолжать работу над развитием грамматического строя речи: учить согласовывать числительное один с существительными.

Конспект занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город. Звуки [ш], [ж]» Конспект занятия №2 в старшей логопедической группе по лексической теме «Наш город». Звуки [ш], [ж] Коррекционно-образовательные цели. Активизация.

Конспект занятия по окружающему миру «Перелётные птицы» (старшая группа)

Конспект занятия по окружающему миру «Перелётные птицы» (старшая группа) Цель:расширять представления о перелетных птицах, закреплять знания об осени, осенних изменениях в природе. Развивать познавательную активность,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Водоплавающие, болотные, перелётные птицы» Цель: Углубление знаний детей о перелетных,.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы»

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Перелётные птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: «Перелётные птицы».Цель OОД:Формирование грамматического строя речи.

Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, представлений о перелётных птицах. Задачи: 1. Закрепить.

Читайте также:  Зимующие птицы покажи правильно

Конспект занятия «Путешествие с Городовичком» по лексической теме «Транспорт»

Конспект занятия «Путешествие с Городовичком» по лексической теме «Транспорт» Лексическая тема «Транспорт» «Путешествие с Городовичком» Программные задачи: 1. Образовательные: — расширять представления детей.

Ребусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группы

Ребусы по лексической теме «Перелётные птицы» для детей подготовительной к школе группы В публикации «Использование ребусов в логопедической работе с детьми» я уже писала о большом значении ребусов для речевого и умственного.

Источник

конспект логопедического занятия Перелетные птицы осенью
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Образовательные: развитие связной речи, закрепление представлений о перелетных птицах.

Коррекционные: развитие графомоторных навыков, развитие артикуляторной моторики, мелкой моторики рук, речевого дыхания

Воспитательные: воспитание бережного отношения к пернатым друзьям,

Наглядность и оборудование: _мультимедийная презентация, карточки-штриховки, перышки, зеркала, простые карандаши, карточки с изображением перелетных птиц, мольберт, магниты____________________

Речевой материал к занятию: ________названия перелетных птиц, шеренга, клин, стая, поодиночке, длинноклювый, длинношеий, длиннокрылый, длинноногий, коротконогий_________________________________

1. Приветствие, какое сейчас время года? Назовите его признаки (самомассаж «Дождик»).

2. Артикуляционная гимнастика с кинезитерапией

3. Узнай по голосу птицу?__________

4. Как называются эти птицы? Сообщение темы занятия, раздача карточек с изображением птиц________

5. Составление рассказа по мнемотаблице (2-3 ребенка)__________________

6. Раздача карточек-штриховок, угадай птицу по силуэту____________________

8. Дыхательное упражнение «Сдуй перышко с ладошки»

9. Физминутка «Ветер по лесу летал»

10. Итог занятия. О чем говорили? Чем занимались? Назовите перелетную птицу. Понравилось занятие?

Дети и педагог стоят на ковре. Идет беседа. Наступила осень. На улице похолодало. Солнце светит не так ярко, как летом. Насекомые прячутся в щели, впадают в спячку. Животные тоже готовятся к холодам: медведь укладывается в берлогу, зайчик меняет шубку на более теплую, белка делает запасы на зиму. А что же делают птицы? Птицы собираются в стаи и улетают зимовать в теплые страны.

Дети сидят за столами. Звучит голос птицы. Кто отгадает, тот поднимает руку. Нужно отгадать кукушку, журавля, утку, жаворонка, соловья. Как назвать этих птиц одним словом. Называем тему занятия: Перелетные птицы осенью.

3 . Интерактивная артикуляционная гимнастика. Дети сидят за столами, перед каждым ребенком стоит зеркало для самоконтроля.

4. Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

— Ребята мы с вами познакомились с перелетными птицами. Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

5 . Пальчиковая гимнастика.

«Ветер по лесу гулял». Координация речи с движением пальцев рук.

Сжимают, разжимают кулачки

Источник

Оцените статью