Лексические темы водоплавающие птицы

Рекомендации учителя-логопеда воспитателям подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ДОО по лексической теме: «Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту»
материал по логопедии (подготовительная группа)

Задание учителя-логопеда воспитателю подготовительной группы.

Лексическая направленность: « Водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлёту ».

Направления работы. Задания воспитателю

Артикуляционная гимнастика( на звук Н):

«Маляр», «Дятел», «Грибок», «Гармошка», «Парус», «Утюжок».

ЧИСТОГОВОРКИ: На-на-на– сидит кошка у окна. Но-но-но– весь день распахнуто окно. Ну-ну-ну– ночью вижу я луну. На-на-на– нам звезда видна. Но-но-но– мы пойдем в кино . Ну-ну-ну– саночки тяну. Он-он-он– зазвонил вдруг телефон. Ан-ан-ан– мне купили барабан. Ун-ун-ун– лошадей табун. Ан-ан-ан– сшила мама сарафан.

СЛОВАРЬ: (по общей теме: «Перелётные птицы»: Существительные : грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озеро, болото, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, крылья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван. Признаки ( прилагательные) : перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, трудный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный . Действия ( глаголы) : летать, возвращаться, кормить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

Дети должны знать: (Ответить на вопросы вместе с детьми):

— Почему одних птиц назвали зимующими, а других перелетными? (Зимующие птицы живут всегда в одном месте, их еще можно назвать оседлыми. Перелетные птицы каждую осень улетают в теплые края, а с наступлением весны возвращаются домой.)

-Почему одни птицы улетают на юг, а другие остаются? (Перелетные птицы не могут найти себе корм зимой)

— Чем отличаются птицы от животных? (летают, есть перья, клюв, пух).

-Какие бывают птицы? ( большие, маленькие, пестрые, красивые, зимующие, перелетные , лесные , домашние, дикие, водоплавающие, степные)

-Что есть у водоплавающей птицы -внешний вид (клюв, перья, 2 лапы, крылья, умеет летать).

-По сравнению с животными, чего нет у птицы ( шерсти, зубов, 4 лап).

-Назови водоплавающих птиц: утка , лебедь, гусь , нырок, гагара, баклан, пеликан, фрегат, султанка, камышница, пингвин, бекас, поморник, гоголь, огарь, крохаль, савка, лисуха, белая чайка, зуек, круглоносый плавунчик, крачка, морской голубок и тупик…

-Чем отличается лапа водоплавающей птицы от обычной птицы, которая не плавает? (На лапах водоплавающих птиц развились кожаные перепонки, увеличивающие общую площадь. Это позволяет быстро передвигаться и маневрировать в воде).

-Почему птицы не замерзают в холодной воде? (Птица не тонет благодаря густому оперению и подкожным воздушным мешкам. Копчиковая железа, которая находится около хвоста, выделяет жир. Птица наносит его на оперение с помощью клюва. Смазанные перья отталкивают воду, уберегая пернатых от намокания).

Читайте также:  Видеоурок где зимуют птицы

-Почему водоплавающие птицы не опрокидываются в воду, а уверенно и красиво плавают? (Тела водоплавающих птиц плотные, сплюснутые в спинно-брюшном направлении. Такая форма придает им устойчивость на водной глади).

-Чем питаются водоплавающие птицы? (Большинство водоплавающих птиц питается животной пищей: различной рыбой, земноводными или водными беспозвоночными).

У водоемов держатся многие птицы. Однако водоплавающими называются лишь те, что умеют держаться на глади озер, рек, морей. Аисты и цапли, к примеру, лишь бродят на мелководье, выуживая там рыбешку. А вот утки, бакланы плавают, ныряют.

— «Как улетают птицы?» : гуси, утки, лебеди — вереницей; журавли — клином; ласточки, грачи, скворцы — вереницей; кукушки — поодиночке.

-«Чем питаются птицы?» (полный ответ, составляем предложения)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами, мелкими рыбёшками, водорослями…).

-«Кого много в лесу? в поле?» (словоизменение)
В лесу много скворцов (ласточка, соловей, аист, грач, журавль, кукушка, цапля, стриж)

— «Скажи правильно» (использование глаголов в ед. и множ. числе):
Птица улетает, а птицы . (улета ЮТ ) (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюёт, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьёт гнездо, поёт)

— Образуй признак (от предметов): лебедь – лебединая, соловей — …, журавль — …, утка — … , птица — ….

— Назови птенцов : грач – грачонок, утка — …, кукушка — …,скворец -…, гусь-…, ласточка-ласточонок, пингвин-…, пеликан- ….

-Упражнение «Один – много» (множественное число): лебедь – лебеди , птица — … грач — …, скворечник — … , журавль — … , соловей — … , перо – … , аист — … , клюв — …

-Упражнение «Есть – нет» (родительный падеж): лебедь – нет лебедя , птица — … , грач — … , скворечник — …, журавль — … , соловей — …, перо – … , аист — …, клюв — …


-Образуй новые слова по образцу: У журавля длинные ноги – длинноногий журавль. Длинный клюв –…..Короткий хвост –….Чёрные глаза -.. ..Острый клюв –….Большое крыло –

-Упражнение: «Подбери по аналогии»: У людей дети, а у птиц ….

У человека нос, а у птиц …. У животных шерсть, а у птиц …

— Составление описательного рассказа о птице (по плану):

4. Где вьет гнездо? Назови ее птенцов.

5. Когда птица улетает в теплые края?

7. Какую пользу приносит птица человеку?

— Упражнение «Чьи крылья? Чей клюв?»
У журавля – журавлиные крылья, журавлиный клюв
У гуся – …. У утки – ….. У грача –……

-Упражнение: «Потому что…». Дополни :

-Птицы не тонут, потому что…. –Птицы улетают на юг, потому что..

Читайте также:  Жар птица арт студия

-У журавля длинные ноги, потому что… -Птицы улетают косяком, потому что… -Водоплавающие птицы питаются рыбёшкой, потому что….

-У водоплавающих птиц кожаные перепонки на лапах, потому что…

Источник

Лексическая тема «Водоплавающие птицы. Перелетные птицы»

Автор: Кабеткина Анастасия Анатольевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад №192», г. Ярославль
Описание материала: предлагаю план еженедельных заданий по взаимодействию логопеда и воспитателя логопедической группы. Данный материал способствует развитию словаря, грамматического строя речи, фонематического слуха, координации движений у детей подготовительной группы. Данный материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп, методистам.

1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ.
Упражнение «СОСТАВЬ СХЕМУ». Развитие фонематического анализа.
Воспитатель помещает на наборное полотно картинки с изображением птиц и предлагает детям составить звуковые схемы слов. Картинки: утка, аист. Дети характеризуют каждый звук и выкладывают схемы этих слов.
Упражнение «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ». Дифференциация перелетных и зимующих птиц. Развитие речевого слуха. Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений).
Воспитатель произносит названия трех перелетных и одной зимующей птицы. Дети внимательно слушают и составляют предложения:
— Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные птицы — перелетные.
2.ИГРЫ.
Игра «СКАЖИ ЛАСКОВО». Образование существительных уменьшительно-ласкательной формы.
Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает мяч одному из детей и произносит название птицы, ребенок кидает мяч обратно воспитателю и называет эту птицу ласково.
Кукушка — кукушечка, утка — уточка и т. д.
Пальчиковая гимнастика «ПТИЧКИ». Развитие мелкой моторики.
Эта птичка — соловей, Дети загибают по одному пальчику на
Эта птичка — воробей, обеих руках.
Эта птичка — совушка,
сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель.
Эта птичка — злой орлан. Машут сложенными накрест ладонями.
Птички, птички, по домам. Машут обеими руками, как крыльями.
Подвижная игра «ЖУРАВЛИ УЧАТСЯ ЛЕТАТЬ». Развитие координации движений
Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук — выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу.
Подвижная игра «Ласточки летели». Развитие координации речи с движением.
Ласточки летели,
Все люди глядели. Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.
Ласточки садились,
Все люди дивились. Приседают, сложив руки за спиной.
Сели, посидели, Делают ритмичные наклоны головой.
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели. Опять бегут по кругу, взмахивая руками.
3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1) Предметные картинки по теме.

2) В. Бианки «Птичий год — осень» (из книги «Наши птицы»).
3) Г. X. Андерсен «Дикие лебеди».
4. СТИХИ И ЗАГАДКИ.
***
«Птичка, нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь. Подожди!»
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидают подруг!
Завтра вы спать еще будете, детки,
А уж мы все понесемся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не прячется там. »
«Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?»
«Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдет, когда в овраге
Зажурчит, блестя, ручей.
И начнет под вешним солнцем
Вся природа оживать.
Я вернусь, когда, малютки,
Вы уж будете читать!»
А. Плещеев

Читайте также:  Дикие домашние птицы задания

Улетели, улетели.
Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет —
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, Улетели и грачи.
Е. Благинина

Перед отлетом
Лопаты не при деле —
Работы нет в саду.
И рано поредели
Дубы в этом году.
Скворечники — пустые,
В них больше нет скворчат,
Скворечники пустые
Среди ветвей торчат.
И понимает каждый,
Что теплым дням конец.
Но осенью однажды
К нам в сад летит скворец.
Скворец!
Смотрите, вот он,
Ему пора на юг,
А он перед отлетом
Домой вернулся вдруг.
К нам прилетела птица
Проститься.
А. Барто

Загадки
У меня ходули —
Не страшит болото.
Лягушат найду ли —
Вот моя забота.
(Цапля)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех заводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?
(Соловей)

Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
(Утка с утятами)

5. ТЕКСТЫ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА
Улетают журавли
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, по¬тянулись в теплые страны. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные клики. До свиданья, до свиданья, журавли! До радост¬ной встречи весною.
По И. Соколову-Микитову

Первыми тронулись в путь
Первыми улетают от нас быстрокрылые стрижи. Почему они уле¬тают так рано, уже в августе, когда в воздухе еще достаточно комаров и мошек? Вот ласточки еще не тронулись в путь, а ведь они тоже питаются летающими насекомыми.
В августе воздух около земли еще теплый, но чем выше, тем он холоднее. Высоко в воздухе насекомые уже не летают, поэтому для стрижей уже недостаточно добычи. Они и улетают от нас раньше ласточек.
По Г. Скребицкому

Источник

Оцените статью