Лексические темы зимующие птицы

Лексическая тема «Зимующие птицы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: формирование словарного запаса по лексической теме.

Дидактическая игра «Один — много» (можно играть с мячиком)

Один снегирь – много …снегирей

Один голубь – много …голубей

Дидактическая игра «Есть — нет»

Есть снегирь – нет … снегиря и т.д.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Голубь — … голубок, голубочек

Цель: обогащение и закрепление словарного запаса по лексической теме.

Дидактическая игра «Жадина»

ОНА МОЯ – галка, ворона, синица…

ОН МОЙ – голубь, снегирь, дятел…

ОНИ МОИ – голуби, сороки, вороны…

Дидактическая игра «Какой, какая, какие?»

  • Воробьи (какие?) – маленькие, большие, толстые, растрепанные
  • Ворона (какая?) – серая, старая, крикливая, хитрая .
  • Снегирь (какой?) – красивый, большой, молодой, старый … и т.д.

Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?»

У вороны клюв чей? — … вороний.

У вороны голова чья? — … воронья.

У вороны лапы чьи? — … вороньи.

У сороки клюв чей? — … сорочий.

У сороки голова чья? — … сорочья.

У сороки лапы чьи? — … сорочьи.

У воробья клюв чей? — …воробьиный.

У воробья голова чья? — …воробьиная.

У воробья лапы чьи? — …воробьиные.

Дидактическая игра «Как птицы голос подают?» (составить предложения)

  • Сова — … ухает.
  • Ворона, галка – … каркает.
  • Сорока – … стрекочет.
  • Воробей – … чирикает.
  • Голубь — …воркует.

Цель: развитие грамматической стороны речи по лексической теме.

Одна синица — три синицы – пять синиц

Одна сорока – три сороки – пять сорок

Одна ворона – три вороны – пять ворон

Один дятел — три дятла – пять дятлов

Один голубь – три голубя – пять голубей и т.д.

Дидактическая игра «Образуй новое слово»

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв – красноклювый.

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв – красноклювый.

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)

Читайте также:  Желторотик птица чем кормить птенца

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).

Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.

Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).

Если у аиста красный клюв – красноклювый.

Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).

Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).

Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)

Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).

Если у сороки белые бока , то она … белобокая

Если у синицы желтая грудка , то она … желтогрудая

Если у снегиря красная грудка , то он … красногрудый

Если у сороки длинный хвост , то она … длиннохвостая

Если у совы большие глаза , то она … большеглазая

Если у дятла красная голова , то он … красноголовый

Дидактическая игра «Подбери нужное слово»

  • Ворона большая, а воробей… маленький.
  • У дятла длинный клюв, а у синицы … короткий.
  • У снегиря грудка красная, а у синицы … желтая.
  • У сороки клюв толстый, а у воробья… тонкий.
  • У сороки хвост длинный, а у синицы …короткий.
  • У совы большие глаза, а у воробья… маленькие.
  • Ворона каркает, а воробей… чирикает.
  • У синицы лапки тонкие, а у вороны …толстые. И т.д.

Цель: развитие связной речи, логического мышления, памяти.

Дидактическая игра «4 –й лишний»

  • ласточка , ворона, воробей, галка
  • ворона, скворец, кукушка, соловей
  • воробей, голубь, журавль , синица.
  • скворец, журавль, лебедь, снегирь
  • голубь, галка, утка, синица
  • дятел, сова, курица , свиристель
  • голубь, ворона, галка, сова
  • сорока, соловей , ворона, снегирь
  • цапля , голубь, дятел, воробей

Составление рассказа про зимующую птицу.

1.Про какую птицу ты расскажешь?

2. Какого она (птица) размера?

3. Какие части тела есть у птицы?

4. Какого цвета ее (его) оперение?

Я расскажу про дятла. Это лесная птица среднего размера. У него есть голова, туловище, длинный хвост, 2 лапки с коготками. Оперение дятла пестрое: черная спинка с белыми крапинками, на голове красные перышки. Сильный черный хвост помогает дятлу упираться в дерево. Дятел питается личинками насекомых, семенами шишек. Дятел помогает сохранить деревья, поедая насекомых-вредителей.

Цель: обобщение материала по изученной лексической теме.

Дидактическая игра «Подбери нужное слово» (с показом на схеме)

  • Сова вылетела (откуда?) – из дупла.
  • Сова влетела (куда?) — в дупло.
  • Голубь прилетел и сел (куда?) – на крышу.
  • Сорока вылетела (откуда?) – из дупла.
  • Сорока влетела (куда?) — в дупло.
  • Синица залетела (куда?) – за дерево.
  • Синица вылетела (откуда?) – из-за куста.
  • Ворона прилетела и села (куда?) – на ветку дерева.
  • Галка пролетела (над чем?) – над деревом.

Дидактическая игра «Объясни пословицу»

  • Всякая птица своим голосом поёт.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Всякая птица к своей стае летит.
  • Где птица не летает, а своё гнездо знает.
  • Каждая птица своим носом кормится.
  • Красна птица пером, а человек умом.
  • Птицы сильны крыльями, а человек дружбой.
  • Слово не воробей, вылетит не поймаешь.

Подготовила Канева И.С. воспитатель

Источник

Конспект занятия по лексической тема «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Цель: Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.

Читайте также:  Иванушки интернешнл птица любви

1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.

Коррекционно — развивающие задачи:

1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,

2. согласовывать существительные в творительном падеже,

3. образовывать сложные прилагательные,

4. формировать фразовую речь;

5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой;

6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;

7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;

1. воспитывать бережное отношение к птицам;

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях;

3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: зимующие птицы, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.

Оборудование: презентация «Зимующие птицы», предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, разнос) .

Логопед: — Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.)

А назовите мне признаки зимы (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке; люди одеваются в теплую зимнюю одежду) .

Логопед: — Ребята, вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, которые живут с нами круглый год (воробей, голубь, ворона) .

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири) .

А почему снегирей зовут так? (прилетают с первым снегом) .

Логопед: Выделите отличительные признаки птиц, которые прилетают к нам зимовать.

Дети: Синица-грудка желтая, головка и крылья черные.

Снегирь-грудка красная, голубовато-серая спинка и черная головка и крылья.

2. Артикуляционная гимнастика.

Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился лакомиться вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.

Логопед. Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.

С первым снегом на рябине

Стучит лесной телеграфист:

4. Пальчиковое упражнение «Дятел».

На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».

Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.

Помахать кистями рук – «летящая птица».

5. Упражнение «Кто внимательный? »

Дети прикрепляют заранее раскрашенных птиц на ветки деревьев по словесной инструкции логопеда (перед, сверху, снизу, между, слева от, справа от).

Читайте также:  Какие виды птиц вымерли

-Логопед: — Ребята, а сейчас я вам расскажу о другой зимующей птице (рассказ логопеда) .

Клест — крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста — клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда «под рукой» запасы корма.

Селится клест в хвойных и смешанных лесах.

Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.

«Попрыгать» ладошками по плечам.

Потрясти кистями рук перед собой.

Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.

Поднять руки вверх и покачать ими.

Помахать руками – «крылышками».

Ворона чирикала на солнышке.

9. Игра «Добавь словечко» (приставочные глаголы) :

Птичка из гнезда … вылетела.

С красной грудкой – красногрудый, с черными крыльями – чернокрылый, с черными глазами -, с кривым клювом -, с желтой грудкой -, с длинным хвостом-, с толстым клювом-…

Логопед раздаёт мячики для су-джок терапии.

Сверху – левой, снизу – правой

12. Образование форм творительного падежа.

— Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила лакомство для птиц (на разносе у логопеда в первой пиале- семечки, во второй-сало, в третей- хлеб, в четвёртой-пшено, в пятой-ягоды рябины. Посмотрите внимательно на корм и скажите, какую птицу мы угостим салом, хлебом, пшеном …

— Я угощу снегиря ягодами рябины.

Логопед: Птицам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птиц можно заметить возле кормушек, едва забрезжит рассвет. Поэтому корма в кормушки надо засыпать с вечера. И пока стоят сильные морозы или метут метели, это нужно делать каждый вечер.

13. Задания для самокоррекции. Складывание пазлов с изображением зимующих птиц.

— о каких птицах мы сегодня говорили?

-требуют ли заботы зимующие птицы?

-с какой птицей мы сегодня познакомились?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме, для детей 4 – 5 лет .

Недостаточность методических разработок по данному типу дошкольных учреждений вызвала трудности в организации образовательного процесса. Эта проблема подтолкнула нас внести свои коррективы в сис.

Конспект занятия по лексической теме: «Зимующие птицы»

Занятие может быть как использовано для подгруппы детей старшего дошкольного возраста, так и фронтально.

Конспекты занятий по лексической теме «Осень» (4 занятия)

Конспекты коррекционно-развивающих занятий по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)Лексическая тема: «Дары осени -.

Конспект занятия по лексической теме»Перелетные птицы»

НОД конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Перелетные птицы&quot.

Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»

Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы&raquo.

Конспект занятия по лексической теме «Домашние птицы»

Конспект занятия для детей с ОНР старшего возраста.

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» (старшая логопедическая группа)Тема: «Перелётные птицы».Задачи: расширить словарь по теме; развивать умение со.

Источник

Оцените статью