- Лексическая тема «Зимующие птицы» методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
- Если у сороки белые бока , то она … белобокая
- Если у синицы желтая грудка , то она … желтогрудая
- Если у снегиря красная грудка , то он … красногрудый
- Если у сороки длинный хвост , то она … длиннохвостая
- Если у совы большие глаза , то она … большеглазая
- Если у дятла красная голова , то он … красноголовый
- Конспект занятия по лексической тема «Зимующие птицы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лексическая тема «Зимующие птицы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: формирование словарного запаса по лексической теме.
Дидактическая игра «Один — много» (можно играть с мячиком)
Один снегирь – много …снегирей
Один голубь – много …голубей
Дидактическая игра «Есть — нет»
Есть снегирь – нет … снегиря и т.д.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Голубь — … голубок, голубочек
Цель: обогащение и закрепление словарного запаса по лексической теме.
Дидактическая игра «Жадина»
ОНА МОЯ – галка, ворона, синица…
ОН МОЙ – голубь, снегирь, дятел…
ОНИ МОИ – голуби, сороки, вороны…
Дидактическая игра «Какой, какая, какие?»
- Воробьи (какие?) – маленькие, большие, толстые, растрепанные
- Ворона (какая?) – серая, старая, крикливая, хитрая .
- Снегирь (какой?) – красивый, большой, молодой, старый … и т.д.
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьи?»
У вороны клюв чей? — … вороний.
У вороны голова чья? — … воронья.
У вороны лапы чьи? — … вороньи.
У сороки клюв чей? — … сорочий.
У сороки голова чья? — … сорочья.
У сороки лапы чьи? — … сорочьи.
У воробья клюв чей? — …воробьиный.
У воробья голова чья? — …воробьиная.
У воробья лапы чьи? — …воробьиные.
Дидактическая игра «Как птицы голос подают?» (составить предложения)
- Сова — … ухает.
- Ворона, галка – … каркает.
- Сорока – … стрекочет.
- Воробей – … чирикает.
- Голубь — …воркует.
Цель: развитие грамматической стороны речи по лексической теме.
Одна синица — три синицы – пять синиц
Одна сорока – три сороки – пять сорок
Одна ворона – три вороны – пять ворон
Один дятел — три дятла – пять дятлов
Один голубь – три голубя – пять голубей и т.д.
Дидактическая игра «Образуй новое слово»
Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у аиста красный клюв – красноклювый.
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у аиста красный клюв – красноклювый.
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
Если у цапли длинный клюв, то это … (длинноклювая цапля).
Если у цапли длинные ноги, то она – длинноногая.
Если у аиста длинные ноги, то это … (длинноногий аист).
Если у аиста красный клюв – красноклювый.
Если у скворца короткий хвост, то это … (короткохвостый скворец).
Если у ласточки острые крылья, то это … (острокрылая ласточка).
Если у ласточки, у неё длинный хвост. Она. (Длиннохвостая)
Если у соловья звонкий голос, то это … (звонкоголосый соловей).
Если у сороки белые бока , то она … белобокая
Если у синицы желтая грудка , то она … желтогрудая
Если у снегиря красная грудка , то он … красногрудый
Если у сороки длинный хвост , то она … длиннохвостая
Если у совы большие глаза , то она … большеглазая
Если у дятла красная голова , то он … красноголовый
Дидактическая игра «Подбери нужное слово»
- Ворона большая, а воробей… маленький.
- У дятла длинный клюв, а у синицы … короткий.
- У снегиря грудка красная, а у синицы … желтая.
- У сороки клюв толстый, а у воробья… тонкий.
- У сороки хвост длинный, а у синицы …короткий.
- У совы большие глаза, а у воробья… маленькие.
- Ворона каркает, а воробей… чирикает.
- У синицы лапки тонкие, а у вороны …толстые. И т.д.
Цель: развитие связной речи, логического мышления, памяти.
Дидактическая игра «4 –й лишний»
- ласточка , ворона, воробей, галка
- ворона, скворец, кукушка, соловей
- воробей, голубь, журавль , синица.
- скворец, журавль, лебедь, снегирь
- голубь, галка, утка, синица
- дятел, сова, курица , свиристель
- голубь, ворона, галка, сова
- сорока, соловей , ворона, снегирь
- цапля , голубь, дятел, воробей
Составление рассказа про зимующую птицу.
1.Про какую птицу ты расскажешь?
2. Какого она (птица) размера?
3. Какие части тела есть у птицы?
4. Какого цвета ее (его) оперение?
Я расскажу про дятла. Это лесная птица среднего размера. У него есть голова, туловище, длинный хвост, 2 лапки с коготками. Оперение дятла пестрое: черная спинка с белыми крапинками, на голове красные перышки. Сильный черный хвост помогает дятлу упираться в дерево. Дятел питается личинками насекомых, семенами шишек. Дятел помогает сохранить деревья, поедая насекомых-вредителей.
Цель: обобщение материала по изученной лексической теме.
Дидактическая игра «Подбери нужное слово» (с показом на схеме)
- Сова вылетела (откуда?) – из дупла.
- Сова влетела (куда?) — в дупло.
- Голубь прилетел и сел (куда?) – на крышу.
- Сорока вылетела (откуда?) – из дупла.
- Сорока влетела (куда?) — в дупло.
- Синица залетела (куда?) – за дерево.
- Синица вылетела (откуда?) – из-за куста.
- Ворона прилетела и села (куда?) – на ветку дерева.
- Галка пролетела (над чем?) – над деревом.
Дидактическая игра «Объясни пословицу»
- Всякая птица своим голосом поёт.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Всякая птица к своей стае летит.
- Где птица не летает, а своё гнездо знает.
- Каждая птица своим носом кормится.
- Красна птица пером, а человек умом.
- Птицы сильны крыльями, а человек дружбой.
- Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
Подготовила Канева И.С. воспитатель
Источник
Конспект занятия по лексической тема «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Цель: Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают птицам в зимнее время.
1. закрепление и уточнение названий зимующих птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.
Коррекционно — развивающие задачи:
1. учить образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах,
2. согласовывать существительные в творительном падеже,
3. образовывать сложные прилагательные,
4. формировать фразовую речь;
5. закрепить и уточнить знание детей о зимующих птицах и их жизни зимой;
6. развитие мышления при составлении разрезной картинки, при работе с карточками-шифровками;
7. развивать сенсорно-зрительное восприятие, логическое мышление, внимание, мелкую, общую моторику, координацию движений с речью;
1. воспитывать бережное отношение к птицам;
2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях;
3. воспитывать желание защищать и оберегать зимующих птиц.
Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о зимующих птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.
Словарь: зимующие птицы, воробей, ворона, сорока, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, красногрудый, белобокая, желтогрудая, толстоклювая, длиннохвостая.
Оборудование: презентация «Зимующие птицы», предметные картинки зимующих птиц; конверты с разрезными картинками птиц; угощение для птиц (пшено, семечки, кусочек сала, ягоды рябины, крошки хлеба, корочка хлеба, разнос) .
Логопед: — Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.)
А назовите мне признаки зимы (наступили холода; воет вьюга, дует сильный, порывистый (злой ветер, вся земля покрыта снегом, лед замерз в речке; люди одеваются в теплую зимнюю одежду) .
Логопед: — Ребята, вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, которые живут с нами круглый год (воробей, голубь, ворона) .
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.
А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири) .
А почему снегирей зовут так? (прилетают с первым снегом) .
Логопед: Выделите отличительные признаки птиц, которые прилетают к нам зимовать.
Дети: Синица-грудка желтая, головка и крылья черные.
Снегирь-грудка красная, голубовато-серая спинка и черная головка и крылья.
2. Артикуляционная гимнастика.
Жил-был Веселый Язычок. Вот однажды он решил он пойти погулять в детский парк. Выглянул из домика – тепло, солнечно. Он и решил погреться на солнышке, как блинчик на сковородке. Погрелся и отправился в путь. Пришел язычок в парк и решил сначала покататься с горки, потом на качелях. Пощелкал кончиком от удовольствия и отправился лакомиться вкусным вареньем, которое было в красивом ковшике и съел конфетку. Посмотрел на часики – поздно уже. И покатился домой, как катушка. А дома губки его наказали за то, что он так долго гулял. Почистил Язычок зубки и лег спать в свою теплую постельку.
Логопед. Я вам загадаю загадки, и если вы угадаете, появятся отгадки.
С первым снегом на рябине
Стучит лесной телеграфист:
4. Пальчиковое упражнение «Дятел».
На одной руке соединить все пальцы с большим – «дятел». Другую руку поставить вертикально перед собой – «дерево».
Изобразить, как дятел стучит клювом по дереву.
Помахать кистями рук – «летящая птица».
5. Упражнение «Кто внимательный? »
Дети прикрепляют заранее раскрашенных птиц на ветки деревьев по словесной инструкции логопеда (перед, сверху, снизу, между, слева от, справа от).
-Логопед: — Ребята, а сейчас я вам расскажу о другой зимующей птице (рассказ логопеда) .
Клест — крупная птица окраса спелой малины с длинными и узкими крыльями, короткими толстыми лапами с сильными пальцами. Главная отличительная особенность клеста — клюв, сложенный крестиком. Этот своеобразный клюв помогает птице добывать семена, доставая их из шишек. Птенцы у клестов появляются и осенью, и весной, но чаще, как это ни странно, зимой. Правда, продолжение семейства возможно лишь тогда, когда «под рукой» запасы корма.
Селится клест в хвойных и смешанных лесах.
Питается клест семенами сосновых и еловых шишек, ягодами.
«Попрыгать» ладошками по плечам.
Потрясти кистями рук перед собой.
Обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.
Поднять руки вверх и покачать ими.
Помахать руками – «крылышками».
Ворона чирикала на солнышке.
9. Игра «Добавь словечко» (приставочные глаголы) :
Птичка из гнезда … вылетела.
С красной грудкой – красногрудый, с черными крыльями – чернокрылый, с черными глазами -, с кривым клювом -, с желтой грудкой -, с длинным хвостом-, с толстым клювом-…
Логопед раздаёт мячики для су-джок терапии.
Сверху – левой, снизу – правой
12. Образование форм творительного падежа.
— Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила лакомство для птиц (на разносе у логопеда в первой пиале- семечки, во второй-сало, в третей- хлеб, в четвёртой-пшено, в пятой-ягоды рябины. Посмотрите внимательно на корм и скажите, какую птицу мы угостим салом, хлебом, пшеном …
— Я угощу снегиря ягодами рябины.
Логопед: Птицам так тяжело зимой, что любая болезнь для них практически смертельна. Поэтому кормушки и места постоянного кормления надо содержать в чистоте, чтобы они не стали источником болезней. Птиц можно заметить возле кормушек, едва забрезжит рассвет. Поэтому корма в кормушки надо засыпать с вечера. И пока стоят сильные морозы или метут метели, это нужно делать каждый вечер.
13. Задания для самокоррекции. Складывание пазлов с изображением зимующих птиц.
— о каких птицах мы сегодня говорили?
-требуют ли заботы зимующие птицы?
-с какой птицей мы сегодня познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лексической теме, для детей 4 – 5 лет .
Недостаточность методических разработок по данному типу дошкольных учреждений вызвала трудности в организации образовательного процесса. Эта проблема подтолкнула нас внести свои коррективы в сис.
Конспект занятия по лексической теме: «Зимующие птицы»
Занятие может быть как использовано для подгруппы детей старшего дошкольного возраста, так и фронтально.
Конспекты занятий по лексической теме «Осень» (4 занятия)
Конспекты коррекционно-развивающих занятий по развитию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)Лексическая тема: «Дары осени -.
Конспект занятия по лексической теме»Перелетные птицы»
НОД конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме «Перелетные птицы".
Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»
Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы».
Конспект занятия по лексической теме «Домашние птицы»
Конспект занятия для детей с ОНР старшего возраста.
Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы»
Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» (старшая логопедическая группа)Тема: «Перелётные птицы».Задачи: расширить словарь по теме; развивать умение со.
Источник