Лексика перелетные птицы конспект

Лексическая тема «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Коррекционно-образовательные цели. Расширение представлений о перелетных птицах, их внешнем виде и образе жизни. Обучение полному, последовательному, выразительному пересказу сказки «Гуси-лебеди». Формирование развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью. Формирование умения использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие познавательной и регулирующей функции речи, голоса, выразительности речи, эмоций, внимания, памяти, воображения, нравственных представлений. Формирование возможности перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование. Сказка «Гуси-лебеди», цветная иллюстрация к сказке.

Предварительная работа. Чтение сказки «Гуси-лебеди».

1. Организационный момент. (Объявление темы занятия)

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о перелетных птицах. Я прочитаю вам русскую народную сказку «Гуси-лебеди». Дикие гуси и дикие лебеди — тоже перелетные птицы, они улетают от нас осенью и возвращаются с юга весной.

2. Вводная беседа. (Оживление личного опыта детей. Развитие диалогической речи.)

Логопед помещает на наборное полотно иллюстрацию к сказке и книгу «Гуси-лебеди».

Логопед. Знакома ли вам эта сказка? Кто вам читал эту сказку? Кто из вас пробовал рассказать сказку сам?

3. Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на наборном полотне или в настольном театре без нацеливания на пересказ . (Развитие речевого слуха.)

Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:

— Ну, дочка, будь умницей. Никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем.

Отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и побежала к подружкам. Вдруг откуда ни возьмись налетели гуси-лебеди, подхватили Ванюшку, посадили на крылья и унесли. Вернулась Маша, глядь — братца нет. Кинулась она туда, сюда — нигде Ванюшки не видно. Стала Маша плакать, да слезами горю не поможешь. Сама виновата, сама и найти братца должна.

Выбежала Маша в чистое поле, видит — метнулись гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Догадалась Маша, что это гуси-лебеди унесли ее братца, и бросилась догонять их.

Бежала, бежала, видит — стоит в поле печка. Маша к ней:

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Подбрось в меня дровец, — говорит печка, — тогда скажу!

Маша поскорее дровец нарубила, в печку подбросила. Печка сказала, в какую сторону бежать. Побежала Маша дальше, видит — стоит яблоня, вся румяными яблоками увешана, ветки до самой земли склонились. Маша к ней:

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Стряси мои яблочки, а то все ветки погнулись.

Стрясла Маша яблочки, яблоня ветки подняла, листики расправила, Маше дорогу показала. Бежит Маша дальше и видит: течет молочная речка — кисельные берега. Маша к ней:

— Молочная речка — кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

Читайте также:  Какие есть приспособления птиц к полету

— Упал в меня камень, — отвечает речка, — мешает молоку дальше течь. Сдвинь его в сторону — тогда скажу, куда гуси-лебеди полетели.

Сдвинула Маша камень в сторону, зажурчала речка, сказала Маше, куда ей бежать, где гусей-лебедей искать.

Бежала, бежала Маша и прибежала к дремучему лесу. Смотрит Маша — стоит избушка на курьих ножках, сидит в той избушке баба-яга, пряжу прядет. А Ванюшка возле крылечка золотыми яблочками играет.

Подкралась Маша тихонько, схватила братца и побежала домой.

Глянула баба-яга в окно: нету мальчика. Кликнула она гусей-лебедей и послала в погоню.

А Маша бежит, несет братца, ног под собой не чует. Глянула назад — увидела гусей-лебедей. Что делать? Побежала она к молочной речке — кисельным берегам.

— Речка, речка, — просит Маша, — спрячь нас!

Речка посадила ее с братцем под крутой бережок, от гусей-лебедей спрятала. Гуси-лебеди Машу не увидали, мимо пролетели. Вышла Маша из-под крутого бережка, поблагодарила речку и опять побежала. А гуси-лебеди увидали ее — воротились, летят навстречу.

— Яблонька, яблонька, спрячь меня!

Яблонька заслонила ее ветками, прикрыла листочками. Гуси-лебеди покружились, покружились, не нашли Машу и Ванюшку и пролетели мимо. Вышла Маша из-под яблони, поблагодарила ее и опять пустилась бежать. Гуси-лебеди снова увидали ее — и ну за ней! Хорошо, что печка рядом. Маша к ней:

Печка ее спрятала, заслонкой закрыла. Гуси-лебеди к печке подлетели, давай заслонку открывать, да не тут-то было. Сунулись они в трубу, да в печку не попали, только крылья сажей вымазали. Покружились они, покричали, да так ни с чем и вернулись к бабе-яге.

А Маша и братец вылезли из печки и пустились домой во весь дух. Тут скоро и отец с матерью вернулись из города, гостинцы привезли.

4. Беседа по сказке . (Развитие диалогической речи.)

Логопед. С чего начинается сказка? Кто может выступить в роли сказочника и начать рассказывать сказку?

Что сделала Маша, когда гуси – лебеди украли брата?

Кто помог ей сначала?(Кто помог ей потом? . Кто еще помог Маше?)

Куда пришла Маша и что там увидела? (избушку)

Что сделала девочка, когда увидела брата?

Кто помчался в погоню за детьми?

Кто опять помогал Маше и прятал ее от гусей? (Маше опять помогала речка, яблонька и печка.)

Удалось ли гусям отнять Ванюшку?

Чем закончилась сказка?( Машенька и Ванюшка прибежали домой, а тут и родители приехали и привезли им подарки.)

5. Подвижная игра «Ласточки летели». (Координация речи с движением. Развитие умения бегать по кругу в общем для всех темпе, приседать без опоры.)

Логопед предлагает детям пройти на ковер и вспомнить игру «Ласточки летели».

Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Приседают, сложив руки за спиной.

Делают ритмичные наклоны головой.

Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

6. Повторное рассказывание сказки педагогом . (Нацеливание детей на последующий пересказ. Развитие речевого слуха детей.)

Логопед. Сейчас я прочитаю вам сказку еще раз. Вы будете внимательно слушать, чтобы потом рассказать сказку мне. ( Читает сказку второй раз.)

Читайте также:  Жар птица баня промокод

Логопед заканчивает рассказывание сказки и предлагает детям подготовиться к пересказу.

Логопед. Теперь вы немного подумаете и попробуете рассказать сказку мне.

7. Составление логопедом плана пересказа . (Развитие речевого слуха.)

Логопед предлагает каждому ребенку план его части пересказа.

Логопед. Кто начнет рассказывать сказку . Он расскажет о том, что папа и мама собрались ехать в город и просили Машеньку следить за братцем, а Маша не послушалась и оставила братца одного. Не забудь рассказать, что произошло из-за этого. Кто унес мальчика?

Кто дальше сказку будет рассказывать . Он расскажет, как Маша отправилась на поиски братца, кто ей помогал по дороге, что Маша делала для этого.

Кто продолжит пересказ. Он расскажет о том, как Маша пришла в дремучий лес, нашла и унесла от бабы-яги своего брата.

8. Окончание занятия . (Оценка работы детей.) Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, понравилась ли им сказка, кто из героев понравился и почему. Далее логопед оценивает работу каждого ребенка.

Источник

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений «Перелётные птицы весной»
план-конспект

Оборудование: ИКТ, изображения перелетных птиц, силуэты зимующих и перелетных птиц, цветные карандаши, изображение дерева.

На экране – картина, где среди зимующих птиц находится одна перелетная птица. (Слайд 1).

-Ребята, а теперь посмотрите на наше дерево. Кто на него прилетел?

— Что интересного вы заметили?

— Так о чем мы сегодня будем говорить?

-Ворона, воробей, синица, ласточка.

— Среди зимующих птиц — одна перелётная.

Логопед: – А каких перелетных птиц вы знаете? Почему их так называют? (Грач, аист, кукушка, скворец и т.д.) Перелетных птиц так называют, потому что они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются.)

Упражнение «Прилетели птицы»

Я буду перечислять птиц, но если вы услышите что – либо другое, то топайте ногами.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, мухи и стрижи.

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Прилетели птицы: аисты, вороны, галки, комары.

Прилетели птицы: голуби, лисицы, галки и скворцы. Все вы молодцы!

Упражнение «Так бывает или нет».

— Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле.

Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы).

Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет!) Из яиц птиц вылупились …(кто?) (птенцы).

Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет!) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов).

Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет!) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем).

Медведи строят гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет!) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).

Кукушка вьет себе гнездо. Так бывает или нет? (Нет!) Почему? (Кукушка откладывает яйца в гнезда других птиц).

Логопед: — Посмотрите, сколько птиц прилетело на наше дерево. (Слайд №2). Назовите их. Какая птица сидит выше всех? Где находится грач?

С какой стороны сидят соловей и кукушка? Кто сидит между ласточкой и соловьем? Кто сидит под кукушкой? и т.д.

Читайте также:  Иванушки интернешнл птица любви

Руки согнули, кисти встряхнули –

В стороны руки, плавно помашем –

Как они сядут, тоже покажем –

Ребята, скажите, чем похожи все птицы? (У них есть клюв, крылья, покрыты перьями). Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый. (Слайд №3)

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый. (Слайд №4)

У Лебедя длинная шея – длинношеий. (Слайд №5)

У Лебедя короткие лапы – коротколапый

У журавля широкие крылья – ширококрылый. (Слайд №6)

У Цапли длинные ноги – длинноногая. (Слайд №7)

-Ребята, а чем птицы занимаются весной? (Строят гнезда и выводят птенцов). Посмотрите на картинки и назовите птенцов, которые нам изображены. (Слайды№ 8, 9, 10, 11, 12)

Описательный рассказ о птице по алгоритму.
— Найдите среди всех силуэтов силуэты перелетных птиц. Раскрасьте птицу. Расскажите о ней и закрепите её на нашей картине. Рассказать о птице вам поможет схема. (Слайд №14)

Сначала давайте разомнем пальцы.

Пальчиковая игра «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (Скрещивают большие пальцы, машут

Прилетел к нам скворушка – (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках,

Серенькое пёрышко. начиная с мизинца левой руки)

Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут

Песни звонкие запели ! (Указательным и большим пальцами

(Дети раскрашивают птицу и описывают ее с помощью плана-схемы)

— О ком мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? Что было легко, а что трудно? И мне сегодня было приятно с вами работать, потому что вы были внимательными, активными …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»: «Как купить машину».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий языка Тема: «Дикие животные наших лесов»

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ЗАНЯТИЯпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи на тему «Сад. Парк. Луг».
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: «Овощи»

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий все стороны речи и внимание детей при изуче.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в старшей логопедической группе: «Предлог из»

Данное занятие направлено на формирование у детей умения правильно употреблять предлог из с существительными в родительном падеже.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «В стране Снежной Королевы»

Материал в в форме игры-путешествия с использованием метода моделирования предназначен для логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Приметы весны»

Цель: обобщение представлений детей о характерных признаках весны. Итоговое занятие по лексической теме «Весна».

Источник

Оцените статью