Лес часть неживой природы

Неживая природа, растения и животные зоны лесов.

развивать речь учащихся, логическое мышление, аналитические способности; обогащать словарный запас учащихся.

презентации «Подзоны лесной полосы», «Животные леса»;

звукозапись «Голоса птиц на рассвете»;

иллюстрации с изображением животных лесной зоны;

гербарий растений лесной зоны;

учебники Плешаков «Окружающий мир», 4 класс;

тесты «Окружающий мир», 4 класс.

Предварительная подготовка.

Рассадить учащихся по трём группам: I , II – ботаники;

I . Организационный момент.

II . Актуализация знанаий

У. Какие природные зоны мы с вами уже изучали? (Арктика, тундра)

У. Сейчас вам предстоит вспомнить характерные особенности этих природных зон и некоторых представителей их растительного и животного мира; разгадать кроссворд.

(На ИД кроссворд. (Слайд1) Учитель читает задания, учащиеся вписывают ответы)

1. О какой природной зоне идёт речь?

Белый мох на скале, а в расщелине лёд.

Старый снег залежался, не тает.

Ледяная пустыня на мили вокруг,

А тепло здесь совсем не бывает. (Арктика)

2. Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная, холодная, длится 8-9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днём. (Тундра)

3. Назовите растение, которое встречается в обеих природных зонах. (Мох)

4. Полярная лисица. (Песец)

5. Это хищное животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выходит на сушу только для отдыха и сна. В такие минуты можно слышать его голос, похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает двух метров. (Тюлень)

6. Основной корм оленей. (Ягель)

7. Этот обитатель Крайнего Севера быстро продвигается по льду, ловко плавает и ныряет. Питается главным образом тюленями и рыбой. (Белый медведь)

8. Самый крупный зверь тундры. (Олень)

9. Это растение ближайший родственник малины, однако, не кустарник, а многолетние травянистое растение. (Морошка)

10. Весь организм этой хищной птицы приспособлен к ночной охоте: у неё бесшумный полёт, огромные глаза, которые дают возможность видеть в темноте, острый слух. (Белая сова)

11. Одно из самых распространённых тундровых растений. Его плоды – синеватые, округлые ягоды. (Голубика)

12. О каком явлении идёт речь?

Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе, словно огромная радуга, и из неё то и дело вылетали вверх тысячи разноцветных лучей. (Полярноесияние)

У. Прочтите, какая природная зона была зашифрована. (Лесная полоса)(Слайд 2)

Как вы думаете, что нам предстоит изучать сегодня? Что нужно исследовать, чтобы охарактеризовать природную зону?

Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем исследовать неживую природу, растительный и животный мир лесной полосы.

Что, по-вашему, означает слово «исследовать»? (Ответы детей).

У. Исследовать – подвергать научному изучению, осматривать что-то очень тщательно.

III . Работа над новым материалом.

У. Для начала давайте выясним, где эта зона расположена и каковы её особенности.

Итак, отправляемся к югу от тундры:

туда, где солнце поднимается гораздо выше и греет лучше;

туда, где выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне гораздо богаче и разнообразнее.

Читайте также:  Зачем охранять природу доклад

Обратите внимание, что вся лесная полоса состоит из трёх подзон. (Показатьна карте)

Какие растения преобладают в I подзоне? (Ответы детей)

(В северной части преобладают хвойные деревья, которые образуют труднопроходимые леса. Эту территорию называют тайгой.

Кроме того, в подзоне тайги на вырубках встречаются мелколиственные деревья – берёза, осина.)

У. Какие растения преобладают во II подзоне? (Ответы детей)

Как вы думаете, почему появляются и широколиственные растения? (Ответы детей)

(К юго-западу от тайги (показать на карте) поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там преобладают смешанные леса, где вместе с хвойными деревьями растут и широколиственные.)

У. Итак, попробуем обобщить всё сказанное ранее. (Ответы детей)

(Первая подзона – это хвойные леса или тайга;

вторая – смешанные леса или хвойно-широколиственные;

третья – широколиственные.

У. Рассмотрите карту и скажите, в какой подзоне живём мы? (Ответы детей)

IV . Работа с учебником в группах.

У. Сейчас разбейтесь на группыТеперь каждой исследовательской группе предлагаю поработать самостоятельно.

Первая группа ботаников изучит, а затем познакомит нас с некоторыми представителями растительного мира тайги. (Стр. учебника 98-99).

Вторая группа ботаников – с представителями растительного мира широколиственных лесов. (Стр. учебника 103).

Не забудьте выбрать из гербария нужные растения.

Третья группа – зоологи. Они изучат и познакомят нас с представителями животного мира лесной зоны. (Стр. учебника 102).

(Дети выполняют задания)

У. А теперь, послушаем сообщения ботаников. (Выступают I и II группы)

У. Для всемирного конгресса лесоводов каждой стране было предложено выбрать символ – какое-то национальное дерево. Как вы думаете, какое дерево было выбрано символом нашей страны? Почему?

У. А сейчас вам предстоит послушать ещё одну группу. Она познакомит вас с животными леса.

(Выступление III группы )

У. А теперь предлагаю вам посмотреть на некоторых животных в природе. (Слайды )

V . Закрепление изученного.

У. Вы внимательно слушали, смотрели. И теперь я прошу вас открыть Тесты и выполнить задания на стр.30-31. (Дети выполняют задания)

У. Мы с вами почти ничего не сказали об ещё одних жителях, без которых невозможно представить лес, без которых он казался бы безжизненным. Вы сейчас сами догадаетесь, о ком я говорю.

У. Чьи голоса вы услыхали? (Ответы детей)

VII. Домашнее задание.

У. Дома подготовите небольшиесообщения о птицах, живущих в наших лесах. Это будет вашим домашним заданием.

VIII. Итог урока.

У. Над какой темой сегодня работали?

Какую природную зону изучали?

Вывод. Зона лесов занимает больше половины территории России. В эту зону входят тайга, смешанные и широколиственные леса. В лесной зоне условия для жизни более благоприятные, чем в тундре. Поэтому растительный и животный мир здесь более разнообразный.

IX. Оценка знаний учащихся.

Источник

Живая и неживая природа, ее объекты

Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?

Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе.

Читайте также:  Изменения летом живой природе

Природа делится на живую и неживую.

Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.

Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.

Признаки живой природы:

Все объекты живой природы:

— растут,
— питаются,
— дышат,
— дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.

В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).

Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?

Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается — из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ — подсолнух питается. Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) — значит он размножается. Осенью он засыхает — умирает. Вывод: подсолнух — часть живой природы.

Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек — часть природы.

Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.

Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.

Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.

Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают).
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.

Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.

Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел — предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка — предметы живой природы.

В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание?

Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:

а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.

Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.

Связь живой и неживой природы

Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.

Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.

Продолжаем убеждаться дальше. ВОДА: без неё погибнет всё живое. Ни человек, ни животные не могут жить без воды, растения тоже засохнут и погибнут.

Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.

И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.

Читайте также:  Звуки природы авторским правом

С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.

На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.

Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко — это лампа.

Заключение

Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа — наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.

Источник

Почему лес называют единством живой и неживой природы?

achievement

Я очень люблю лес. Большинство людей, погружающихся в это царство деревьев, бродят здесь с корзинками, в поисках «добычи» в виде грибов и ягод. Я предпочитаю бродить здесь налегке, любоваться чащами и полянами, а если повезёт, то представителями лесной фауны. А сейчас я постараюсь объяснить, почему лес можно назвать единством живой и неживой природы.

Две ипостаси природы

Вся окружающая нас реальность — это и есть природа. Необозримое её величие и многообразие можно разделить на две основные части: живая и неживая. Но человек, пожалуй, не отдаёт себе отчёт, насколько тесно связаны между собой эти ключевые составляющие природы.

Человек, вся флора и фауна, всё что дышит, живёт и умирает — относится к живой природе, а все иные проявления материи (даже Солнце и планеты) — неживая её часть.

Связь между этими мирами не просто сильна, а неразрывна. Мне даже кажется, что живое зависит от неживого. Человек живёт благодаря Солнцу, растения не могут существовать без почвы и т. п.

Отличительные особенности неживой природы:

  • всё, что относится к неживой природе, не может размножаться или принимать пищу;
  • неживое не умирает и не рождается (лишь в переносном смысле);
  • неживые сущности не умеют плавать, бегать и ходить.

Великое единство леса

Лес — это тоже природа. Здесь можно наглядно рассмотреть, как неживая природа соединяется с живой, как всё становится единым целым — лесом!

Все растения в лесу (деревья, травы, кустарники) растут из земли, тянутся к Солнцу, цветут и размножаются, а в конце концов снова падают в почву и превращаются в перегной. Все явления неживой природы влияют на этот процесс: ветер, зной, дожди или снегопады.

А мне интересно наблюдать за животными. Например, грызуны, питающиеся ягодами или семенами, которые попадают к ним из растений, точно так же нуждаются в солнечном свете и воздухе.

Меня завораживает следующее: всё живое умирает рано или поздно, превращается в объект неживой природа, уходит в землю. Этот факт, я думаю, наиболее ярко демонстрирует единство двух миров.

Источник

Оцените статью