Левитан природа родного края

Левитан природа родного края

Признание и долгожданный покой пришли к Левитану не сразу. Годы тяжелой работы, две высылки из Москвы, студенческая жизнь полная лишений и несправедливости. Исаак Ильич родился в бедной, интеллигентной еврейской семье 30 августа 1860 года. Отец его был железнодорожным служащим. В 1870 году семья Левитана перебирается в Москву. Это решение принял отец, чтобы дать детям возможность выбиться в люди, поэтому, когда старший брат Исаака Авель принял решение обучаться искусству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а затем и Исаак в 1873 году, родители были только счастливы и всячески их поддерживали. Но в 1875 году умирает мать, а через два года и отец.

Годы обучения в училище стали настоящим испытанием для Левитана, он не любил об этом вспоминать. Тихий, молчаливый и безумно талантливый Исаак сразу понравился тогда уже признанному и знаменитому художнику Алексею Кондратьевичу Саврасову, который всячески стремился помочь юному дарованию. Но, несмотря на благосклонность великого мастера, Левитана не любили в Академии. Многие считали, что еврейский мальчик неспособен передать всю красоту русской природы.

Любовь к природе – бесценный дар, а умение изобразить её на холсте – великое умение. Левитан и природа – это отдельный островок в мире русской живописи. К нему можно прикоснуться, лишь взглянув на бескрайние просторы левитановской Руси.

В Академии Левитан познакомился с Николаем Чеховым, братом Антона Чехова. С этого времени в жизни художника начинался новый период. Много весёлых вечеров в кругу друзей и семьи Чеховых. Они ставят спектакли, разыгрывают сценки. Именного этого всегда не хватало Левитану. Позже Чехов придумал слово «левитанистый» . «Природа здесь гораздо левитанистее, чем у вас», – писал он в одном из писем. Даже картины Левитана различались, – одни были более левитанистыми, чем другие.

В 1879 году Левитан пишет «Осенний день. Сокольники», это единственный пейзаж, на котором присутствует фигура человека, причём важно отметить, что фигуру женщины написал Николай Павлович Чехов . Эту картину заметит и приобретёт меценат Павел Третьяков, что послужит началом признания художника.

«Осенний день. Сокольники» 1879

Левитан много путешествовал по Волге. В одно из путешествий он взял с собой близкую подругу и ученицу Софию Кувшинникову. Именно в этом путешествии мастер познакомился с Плёсом и навсегда влюбляется в его живописные пейзажи. «Вечер. Золотой Плёс», «После дождя. Плёс» – выдающиеся работы мастера, в Плёсе Левитан написал этюд «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах».

«Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах» 1888

Именно эта церквушка позже появится на знаменитой картине художника «Над вечным покоем». Вечная красота неба и земли. Картина «Над вечным покоем» – островок истории великого народа. Удивительный покой приходит с осмыслением всей бескрайности пейзажа. Словно не слышимая музыка льётся из ветхой церквушки и приносит с собой долгожданное умиротворение.

Читайте также:  Бережем природу бережем страну

Идеально выверенные пропорции, безупречное композиционное решение, при взгляде на картину возникает чувство полёта. С вершины холма открывается удивительной красоты пейзаж, небо и земля сливаются в единое целое. Тусклый солнечный свет пробивается через пелену облаков и нежно соприкасается с водой. Ветер склоняет кроны деревьев, за церквушкой виднеются погосты с крестами. Сочетание тусклых тонов с зеленовато-изумрудными деревьями, медленно покрывающимися ночной пеленой. Вечер плавно переходит в ночь.

Левитан безгранично любил природу, все его стремления были направлены на точную передачу русского пейзажа. Самобытный стиль, присущий Левитану неповторим. Сочетание красок, выбор местности, всё имело значение.

«Как мало ценят, как мало дорожат вещами Левитана. Ведь это же стыдно. Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно было бы переворот сделать. Да, рано, рано умер Левитан…» – эти слова принадлежат другу Исаака Ильича Антону Павловичу Чехову.

В 1900 году по совету врачей Исаак Ильич Левитан отправился в Ялту к Чехову. Это была их последняя встреча. 4 августа Исаак Ильич Левитан скончался. Последним подарком другу была небольшая картина, написанная всего за несколько часов. Картину «Сумерки. Стога» Антон Павлович повесил над камином в своём кабинете и часто любовался ею.

Левитановские пейзажи дышат умиротворенностью, искренней любовью к природе, каждый штрих, каждый мазок словно соединены невидимой нитью с бескрайними просторами Руси. Стоит только закрыть глаза, как оказываешь в сказке, написанной Левитаном.

Левитан любил писать на больших холстах, ведь словно зеркало они отражают удивительную красоту русского пейзажа. Ни одна картина не омрачена душевными терзаниями из каждой льётся удивительной глубины свет. Свет, озарявший душу художника и не дававший ему погибнуть.

«Как странно всё это и страшно – как хорошо небо, и никто не смотрит. Какая тайна мира – земля и небо. Нет конца, никто никогда не поймёт этой тайны, как не поймут и смерть. А искусство в нём есть что-то небесное – музыка».

Главное фото: Левитан «Золотая Осень»

Источник

Русский пейзаж художника И.И.Левитана

И.Левитан.Осень.1890е

Исаак Ильич Левитан (1860-1900 гг.) — выдающийся русский художник, признанный мастер пейзажа. Когда смотришь на его работы, невозможно не вспоминать о музыке и поэзии. Как гармоничны его картины стихотворениям Тютчева и Фета, как созвучны эти полотна мотивам Рахманинова и Чайковского.

И.Левитан. Автопортрет. 1880

Особенности картин Левитана

В работах Левитана всегда удивляет простой мотив и естественность исполнения, без вычурности и сложностей, но соединенные с высоким мастерством, виртуозностью и безупречным вкусом. Простота мотива основывается на огромном опыте, умении отобрать и обобщить увиденное.

Техника исполнения, естественность композиционного решения, точность рисунка, гармония больших отношений, свобода и пластика мазка — на исключительном мастерстве, владении всеми способами и средствами высокохудожественной выразительности. И никакого стремления и желания удивить, поразить, ошеломить многоцветьем.

И.Левитан.Дуб.1880

Излишне красивых мотивов нет и в помине. Все просто, бесхитростно, даже обычно. И то, что отличает мастера и большого художника, — это умение и способность так много рассказать о мотиве, знакомом и виденном всеми, показать нечто необычное и новое, что ускользнуло от других. Свечение необычного в обычном.

Читайте также:  География мировых природных ресурсов лекция спо

Работы Левитана всегда отличаются вниманием к форме, тщательно проработанной и завершенной или взятой обобщенно, но всегда соединенной с цельностью всей вещи. Поразительно чувство силуэта, взаимосвязи детали и общего.

И.Левитан.Березовая роща.1885-1889

Цвет берется художником достоверно, плотно и сочетается с колористической темой картины. Для произведений Левитана, особенно последнего периода, характерна широта письма. Как известно, законченность произведения не равносильна уровню детальной проработанности. Мастерством “не все сказать и выразить” Левитан владел в высокой степени. Такая недосказанность вызывает необходимость и желание обратной связи зрителя и пейзажиста-художника, потребность додумывания и доосмысления зрителем картин, активного самостоятельного их восприятия.

“Летний вечер” (1900 г.)

Глядя на левитановский “Летний вечер”, поражаешься тому, что может создать талант художника из самого незатейливого уголка природы. Вечер, развалившиеся ворота, полоска дальнего леса, но за этим такое очарование, такая природа!

И.Левитан.Летний вечер.1900

Этюды

А как поучительны маленькие этюды Левитана! В них есть все должное в картине — стиль, образ, обобщение, цельность. Вместе с тем ряд его крупных пейзажей — это и есть этюды (”Март”, “Владимирка”).

И.Левитан.Март.1895

Маленькие этюды Левитана, написанные с натуры, раскрывают метод его творчества. Отличаясь высокой художественностью в изображении природы, убедительностью композиции, тонкими колористическими качествами, свежестью, многие из них имеют самостоятельное художественное значение.

И.Левитан.Владимирка.1892

Большинство их легло в основу будущих известных картин художника. И что характерно — мотив, композиционное решение не претерпевали при этом значительных изменений. Выразительность мотива, образность в маленьких натурных этюдах, а также в предварительных эскизах позволяли сохранить их в больших композиционных пейзажах.

И.Левитан.Этюд к картине_Сумерки. Луна.1899И.Левитан.Стог сена.Этюд к картине_Поздняя осень.1894-1898

Акварельные работы

Насколько восхитительны акварели Левитана! Они не многочисленны в творчестве художника, но несут в себе качества, присущие его лучшим творениям.

И.Левитан.Туман.Осень.1899И.Левитан.Осенний пейзаж (Перелет птиц). 1895И.Левитан. Осень.1890-е

“Осеннее утро. Туман” (1887 г.) и “Золотая осень” (1896 г.)

Состояние природы передано с изумительным чувством и мастерством. Какие различные и непохожие изобразительные средства в этих картинах. И как в каждой из них они соответствуют мотиву.

Мягкость, размытость, сплавленность контуров в “Тумане” и четкость, изящество линий в “Осени”. Мастерство рисунка в этой работе необычайно восхитительны! Какая утонченность, изысканность и точность в узорном ажуре деревьев! Как выражена прозрачность, кристальность как бы замершего осеннего воздуха! И главное — восприятие и ощущение осени, спокойствие и ясность далей, сероватое бледное небо, свежесть, спокойствие и тишина в лесах, на реке, на холмах.

И.Левитан.Золотая осень.1896И.Левитан.Осеннее утро. Туман.1887

Любовь к природе

Восторг, любовь, грусть вливались в полотна Левитана более 100 лет назад (в конце 19-го века). И вот оно, волшебство искусства, — с тех пор они проникают с его картин, побуждая и заставляя сжиматься сердца многих людей, радоваться, восхищаться и горевать. За всем этим видится огромный труд, напряженная работа и тонкое, проницательное чувство природы.

Природа- это начало начала. “С природой одною он жизнью дышал”- эту строку поэта Е.А. Баратынского упомянул Левитан в письме к писателю В.А.Гольцеву. Все начинается и зарождается у него с поклонения и любви к природе. С нею неразрывно связаны весь мир и жизнь Левитана.

И.Левитан.Озеро.1899-1900

Он уходил и погружался в природу. И она дарила ему все, поддерживала и помогала забыть печаль, горечь и усталость, сожаления, обиды и неудачи, бремя и тяжесть потерь, недугов и болезнь. Она дарила художнику минуты, когда он был радостнее, счастливее, добрее.

Читайте также:  Значительная часть зоны распахана природная

Природа откликалась Левитану единением и взаимностью. Она радуется, грустит и страдает на полотнах пейзажиста. Она проявляется в самых обычных и простых, много выражающих и дорогих каждому человеку родных мотивах.

И так много их уже прочно соединяется с именем Левитана. Определение и понятие “Левитановский пейзаж” навсегда вошло в нашу жизнь. “У нас природа грустнее, лиричнее, левитанистее” — писал А.П.Чехов. И эти пейзажи живут в нашем сознании необъемлемо.

На Левитановских картинах природы нет людей, но они такие человечные. Полотна несут в себе глубокое содержание и высокий нравственный смысл.

Художник умел говорить о человеке через пейзаж, умел “искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой” (по выражению М.М.Пришвина).

И.Левитан.На Волге.1888

Значение творчества Левитана

Левитан всегда будет авкуален. Его истинное искусство бессмертно, и Левитан во все времена- наш современник. Его тихие полотна звучат все громче. Все шумное и крикливое уходит, а остаются творения, которые помогают нам жить, созидать и быть добрее.

Как измерить современное значение творчества Левитана? “Воображаю, какая прелесть у нас на Руси — реки разлились, оживает все…Нет лучше страны, чем Россия!” — писал Левитан А.Васнецову из Франции в 1884 году. Об этой искренней любви говорит каждая работа Левитана, каждая зарисовка и набросок.

И.Левитан.Золотая осень.1895

Глядя на полотна художника, мы думаем, сострадаем, восхищаемся, переживаем, открываем новое в давно виденном. Как никто другой, он умел претворять личное переживание в достояние всех.

Изображение на холсте — это ведь всегда продолжение того, что звучит в душе пейзажиста. В картинах Левитана так отчетливо виден момент привнесения в них самого себя, сотворение мира из глубины собственной души. Их питала глубина чувств и мыслей художника, виденное и пережитое им, богатство и напряженность его духовной жизни.

Дружба и общение с крупнейшими художниками, писателями, артистами, учеными, музыкантами своего времени сделали Левитана личностью глубокой, наполненной, разносторонне образованной.

Его окружало мощное русское искусство, предшественники и современники. Его творчество питали музыка и поэзия. Его искусство несло в себе естественность, простоту, сокровенность и большую любовь к своей природе и земле.

Влияние Левитана испытали многие художники рубежа 19-20 веков и последующих десятилетий. Его современники — ученики: П.Петровичев, Н.Сапунов и другие. Идущие за ними- С.Жуковский, В.Бялыницкий-Бируль, Н.Крымов и другие.
Искусство Левитана также оказало влияние на духовное формирование поколений. Сколько светлых, лучших чувств пробуждалось у его картин в душах людей! Сколько их пришло к любви и пониманию природы через полотна Левитана!

Увидев его работы, люди радуются, печалятся, страдают, потому что за этими полотнами любовь, счастье и горечь, боль, страдания и радость жизни, за ними родная страна и собственная жизнь художника.

Жизнь Левитана прошла слишком быстро. Он ушел в 39 лет (в 1900 году), ”…не окончив песни лебединой” , но оставил в искусстве и сердцах людей яркий и глубокий след.

И.Левитан.Автопортрет.1890е (не окончен)И.Левитан.Весна большая вода.1897И.Левитан.Осенний день.Сокольники.1879И.Левитан.Осень.Мельница.Плес.1888И.Левитан.Три сосны.1886И.Левитан.Вечер.Золотой плес.1889И.Левитан.Цветущие яблони.1896И.Левитан.Ранняя весна.1899И.Левитан.У омута.1892И.Левитан.Заросший пруд.1887И.Левитан.Золотая осень.Слободка.1889

РЕКОМЕНДУЕМ ПОЧИТАТЬ:

Источник

Оцените статью