Ликвидация чрезвычайной ситуации обусловленной обрушением моста
Ликвидация чрезвычайной ситуации включает следующие основные мероприятия:
разведку с целью выявления вида чрезвычайной ситуации, обнаружения источников опасности, определения масштаба и границы зоны чрезвычайной ситуации, непрерывное наблюдение и контроль за изменением обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценку обстановки в зоне чрезвычайной ситуации;
принятие решения на проведение АСДНР;
проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
обеспечение процесса ликвидации чрезвычайной ситуации;
жизнеобеспечение населения и сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
Планирование, подготовку и осуществление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации организуют соответствующие органы управления в территориальных и ведомственных подсистемах РСЧС и в их звеньях (комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности (КЧС), органы управления ГОЧС). Планирование осуществляется заблаговременно на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться на конкретной территории при возникновении чрезвычайной ситуации, а также учета местных условий, особенностей и возможностей, влияющих на организацию защиты населения. Основным планирующим документом является План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации, который служит руководящим документом по выполнению мероприятий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в целях защиты населения осуществляются следующие мероприятия:
проверка готовности систем и средств оповещения, управления и связи;
приведение в готовность средств защиты; подготовка к выдаче или выдача населению средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики;
проведение санитарных и противоэпидемических мер;
подготовка к эвакуации (переселению), а при необходимости проведение эвакуации населения из районов и участков, которым угрожает опасность.
Непосредственное руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации осуществляет руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, предусмотренный соответствующими документами или назначенный органами исполнительной власти, к компетенции которых относится ликвидация возникшей чрезвычайной ситуации.
Этапы
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется в три этапа силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возникла чрезвычайная ситуация, сосредоточенными соответственно в первом, втором и третьем (резерве) эшелонах. При недостаточности вышеуказанных сил и средств, по запросу органов управления, организующих ликвидацию чрезвычайной ситуации, могут привлекаться силы и средства федеральных органов исполнительной власти (подразделения Минобороны России, войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования) в соответствии с заблаговременно разработанными Планами взаимодействия, как правило, во втором или третьем эшелоне (резерве).
На первом этапе принимаются экстренные меры по защите населения, предотвращению развития или уменьшению воздействия возникшей чрезвычайной ситуации и подготовке к развертыванию (проведению) аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ.
К экстренным мерам защиты населения относятся:
оповещение об опасности;
использование средств защиты;
соблюдение режимов поведения;
эвакуация из районов, в которых существует опасность поражения людей;
применение средств медицинской профилактики и оказание пострадавшим первой медицинской и других видов помощи.
Для предотвращения развития и (или) уменьшения последствий аварии (катастрофы, стихийного бедствия) аварийно-спасательными силами постоянной готовности (первый эшелон) проводится их локализация, приостановка или изменение технологического процесса производства, предупреждение и тушение пожаров. Устанавливается оцепление района аварии, катастрофы или стихийного бедствия, регулируется движение. Особое внимание уделяется предотвращению паники, информации населения об обстановке, указаниям и рекомендациям о порядке его поведения.
Основной задачей второго этапа является выполнение силами второго эшелона аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ. Одновременно продолжается выполнение начатых на первом этапе мероприятий по защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Работы ведутся непрерывно с необходимой сменой личного состава и соблюдением техники безопасности.
Ликвидация чрезвычайной ситуации
На третьем этапе в основном решаются задачи по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, а также аварийно-восстановительные работы. На данном этапе к работам могут подключаться силы третьего эшелона (резерва). Жизнеобеспечение пострадавшего населения направлено на создание условий, необходимых для сохранения и поддержания жизни, здоровья и работоспособности людей при нахождении их в зоне чрезвычайной ситуации и при эвакуации (временном отселении). В этих целях проводятся следующие мероприятия:
расселение эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение его продовольствием, предметами первой необходимости, медицинской помощью и трудоустройством;
временное размещение населения, оставшегося без крова, в уцелевших сооружениях, палатках, юртах, вагонах-домиках, временно возводимых постройках, железнодорожных вагонах и др.;
обеспечение населения незагрязненными (незараженными) продуктами питания, водой и предметами первой необходимости;
обеспечение деятельности предприятий коммунального хозяйства, транспорта и учреждений здравоохранения;
организация учета и распределения материальной помощи;
проведение необходимых санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
проведение работы среди населения по снижению последствий психологического воздействия чрезвычайной ситуации, ликвидации шоковых состояний.
При необходимости продолжается выполнение аварийно-восстановительных работ.
Успех проведения мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации достигается:
заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайной ситуации;
оперативным реагированием на возникновение чрезвычайной ситуации, развертыванием системы управления;
принятием обоснованного решения на ликвидацию чрезвычайной ситуации и претворением его в жизнь;
непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации чрезвычайной ситуации, организацией взаимодействия участников ликвидации чрезвычайной ситуации;
ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований;
организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Источники:Безопасность России. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. –М., 1999; Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. –М., 1996; Организация и ведение гражданской защиты (выпуск №6). –Новогорск, 2003; ГОСТ Р 22.0.02-2016 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения; ГОСТ Р 22.8.01-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Общие требования.
Источник
Тема 6. Особенности проведения асднр в зонах чс природного и техногенного характера
Особенности проведения АСДНР в зонах ЧС природного и техногенного характера. Безопасность аварийно-спасательных работ при ЧС, методы обеспечения безопасных условий.
Основными требованиями к организации и технологиям ведения АСДНР являются:
организация и проведение работ в короткие сроки, обеспечивающие розыск, оказание помощи и выживание пострадавших;
применение способов и технологий, соответствующих сложившейся обстановке, обеспечивающих быструю локализацию источника заражения и снижение на этой основе масштабов заражения, количества пострадавших и экологического ущерба;
достаточная надежность и эффективность работ по обеззараживанию местности, проливов и парогазовой фазы АХОВ;
безопасность применяемых способов и технологий для спасателей и окружающей среды.
Чс в зависимости от количества пострадавших людей и материального ущерба классифицируются:
разведку маршрутов движения и участков (объектов) работ;
локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках (объектах) работ;
розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов. Розыск и спасение утопающих (при наводнении, затоплениях, селевых потоков);
вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защитных сооружений, подвальных и других помещений и спасение находящихся в них людей;
подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с поврежденной фильтровентиляционной системой;
оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пораженным и эвакуацию их в лечебные учреждения;
вывод (вывоз) населения из опасных мест в безопасные районы;
санитарную обработку людей, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды и фуража;
доставку пострадавшим воды, продовольствия, одежды и обеспечение палатками, надувными и другими временными сооружениями для жилья;
розыск и спасение животных, сбор и охрану материальных ценностей и важных объектов;
оцепление и охрану территории в целях обеспечения карантинных и других мероприятий;
опознание, учет и захоронение погибших в установленном порядке.
прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и на зараженных участках;
локализация аварий на газовых энергетических и других сетях, краткосрочное их восстановление;
укрепление или обрушение конструкций зданий, угрожающих обвалом, препятствующих безопасному движению и поведению спасательных работ.
соединения и части войск гражданской обороны;
гражданские организации гражданской обороны;
профессиональные аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования.
границы очага (района) бедствий и направление его распространения;
объекты и населенные пункты, которым угрожает опасность;
места скопления людей;
пути подхода техники к местам работ;
состояние поврежденных зданий и сооружений и наличие в них пострадавших, которым необходима помощь в первую очередь;
места аварий на технологических линиях и коммунально-энергетических сетях;
объемы работ, условия их производства, возможности применения средств механизации.
степень и объем разрушений, и возможность проведения работ без индивидуальных средств защиты;
наличие разрушений, которые могут усугубить обстановку или повлечь за собой увеличение размера аварии;
места скопления людей, степень угрозы для их жизни;
состояние производственных и коммунально-энергетических сетей.