Литература 2 класс птичка

Урок литературного чтения Л.Н.Толстой «Птичка»
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Урок литературного чтения с презентацией по теме:»Рассказ Л.Н.Толстого «Птичка».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Проект урока по литературному чтению

во 2 классе по программе «Планета знаний».

Тема урока : знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Птичка».

Этот рассказ занимает центральное место в системе уроков литературного чтения во 2 классе по теме нравственного воспитания, так как он поднимает вопросы ответственности, свободы выбора, совести.

Тип урока: урок – ролевая игра.

Интегративная связь с уроками музыки, риторики.

формирование чувств, опираясь на внутреннее состояние человека.

активное участие в ролевой игре;

развитие умения вычленять в тексте необходимые фрагменты для ответа на вопрос;

развитие монологической речи;

обогащение словаря, определяющего нравственную характеристику человека;

развитие умения определять состояние персонажа, рассказывать о его действиях, выражать к ним своё отношение.

развитие умения доказывать свою точку зрения;

развитие коммуникативных навыков общения;

развитие умения соотносить звуковые и зрительные впечатления.

Формирование основ нравственного самосознания личности

(нравственный самоконтроль, выполнение моральных норм и нравственная оценка своих и чужих поступков)

Структура урока. Время — 45 мин.

1.Организационный момент (2 мин.).

2. Мотивационный этап (6 мин.):

— постановка целей и задач урока;

— слово учителя о Л.Н.Толстом.

3. Первичный синтез (10 мин):

— оценивание выступлений учащихся;

5. Анализ поступков героев рассказа (15 мин);

-творческая работа в группах (5 мин):

— защита читательского мнения (10 мин).

6. Музыкальная пауза (2 мин.).

7. Словарная работа ( 2 мин.).

Оценивание учащихся. Рефлексия (6 мин)

мультимедийный экран, магнитная доска, презентация к уроку, музыкальные файлы – запись песни Ю. Этина «Дорога добра» и композиция Ave Marija.

модель человека (фигурка), модель «дороги в будущее», слова для работы на магнитной доске, карточки с творческими заданиями, шифровка, памятки оценивания №1 и №2, учебники литературного чтения.

1.Организационный момент. Слайд №1.

— Вы все сегодня участники ролевой игры: чтецы, которые готовились к чтению заранее, «критики». Нам потребуются и другие лица. Как вы думаете, тяжело ли войти в роль героев рассказа.

— Какая общая цель нашего урока?

— Зачем нужен этот урок каждому из вас?

Предположительные ответы детей:

— Судья будет судить главного героя рассказа.

— Чтецы прочитают выразительно рассказ.

— «Критики» оценят выступления товарищей.

— Мы будем обсуждать героев рассказа.

— Нам нужно понять, чему учит рассказ.

— Нужно не бояться говорить вслух своё мнение.

— Я думаю, что урок будет интересным.

— О том, что Земля — наш общий дом, что надо беречь всё живое, говорили на уроках риторики и рисования. Каким нужно быть человеком, чтобы сохранить красоту природы, поговорим сегодня.

— Перед вами портрет писателя Л.Н. Толстого. Слайд №2. Он жил в 60-е годы 19 века, больше 100 лет назад. Открыл школу для крестьянских детей и писал для них поучительные рассказы. Вы недавно познакомились с его рассказом «Косточка». Сегодня знакомимся с другим рассказом этого автора. Расшифруйте его название.

Читайте также:  Джонни словно птица джонни моя душа

Шифровка лежит на парте у каждого ученика.

П h R I т u s n и u g f ч v w r к l j а ( нужно догадаться зачеркнуть иностранные буквы)

— Молодцы, это рассказ «Птичка». Слайд №3.

Рассказ читается у доски (3 человека, чтецы готовились заранее )

— Спасибо, ваше чтение оценят наши «критики» (двое детей в роли «критиков» заранее готовят журнал оценивания)

— Как оценили чтецов критики? Какие оценки поставили за чтение?

— Почему рассказ называется «Птичка»? Ведь в рассказе главные герои – люди?

— Птичка – это тоже живое существо. Она главный герой рассказа.

— Поделитесь вашими первыми впечатлениями. Что вас особенно взволновало?

— Меня взволновал отрывок…(зачитывает). Я особенно переживал, когда…

— Серёжа был слишком беззаботным, легкомысленным. Он думал, что чиж – это игрушка, поиграл, надоела, можно бросить. А чиж – это живое существо.

— Серёжа забыл про чижа, а ведь за ним надо ухаживать. Он был не готов к такому ответственному поручению, он был ещё маленький и глупый.

— А мы считаем, что чижа нельзя было вообще ловить, он привык жить на воле, пел песенки, может, у него было своё родное гнездо где-то. Поэтому-то чиж так рвался из клетки.

— С кем согласен писатель: с дядей Серёжи, подарившим сетку, или с мамой, которая сказала: «Не хороша игрушка»?

Дети при ответе пользуются словами со слайда №5

— Я думаю… Я считаю… Мне кажется…

— Мы думаем, что мама права, так как игрушка действительно не хороша.

— Почему погиб чижик? Обсудите этот вопрос в паре. Готовность к ответу покажите «домиком» (дети поднимают руки вместе, образуя ворота).

— Мы думаем… Мы решили …Мы считаем…

( отвечая, дети пользуются словами-помощниками на слайде №5 )

упрямый безответственный маленький беспомощный

беспечный легкомысленный глупый

«Критики» высказывают своё мнение, отмечают лучшую пару, индивидуальные ответы детей.

4. Тихая пауза. Музыкальная композиция №1.

— Мы сейчас закроем глаза и подумаем, что же почувствовал мальчик, когда увидел утром погибшую птичку .

На слайде № 6 появляются слова-помощники: страх, боль, печаль, радость, горе, раскаяние, угрызения совести.

Дети выбирают нужные слова для ответа. Остальные соглашаются с выбором или не соглашаются.

5. Анализ поступков героев рассказа.

— Теперь представьте себя на месте героев рассказа. Придумайте продолжение. Начало звучит так: « Если бы я был. »

Каждой группе даётся карточка, вырезанная в виде птички, с началом рассказа:

1 группа « Если бы я был дядей Серёжи, то я бы …»

2 группа « Если бы я была мамой Серёжи, то …»

3 группа « Если бы я был Серёжей, то …»

4 группа « Если бы я был адвокатом (защитником) на суде, то я бы

5 группа « Если бы я был судьёй, то я осудил бы …» (костюм судьи, папка готовятся заранее)

Читайте также:  Зачем нужны птицы воздушные мешки

6 группа «Если бы я был чижом и мог говорить, то я бы сказал…»

Работа в группах по 4 человека. Защита читательского мнения. От каждой группы выступает ученик и защищает мнение своей группы, представляя себя в роли Серёжи, чижа, мамы, дяди, судьи и адвоката.

— Если бы я был судья, то осудил бы дядю Серёжи за плохой подарок: нельзя дарить детям сетки для птиц!

-Я осуждаю маму Серёжи за то, что она не смогла убедить сына выпустить чижа.

— Я осуждаю Серёжу за то, что он поймал птицу, лишил её свободы. Потом плохо ухаживал за ней.

— Все эти люди виновны в гибели птички. Серёжа виноват больше всех. Его ждёт наказание – муки совести. А совесть может грызть хуже зверя, она беспощадна. Он больше никогда не будет ловить птиц. Будем надеяться, что он исправится.

— Если бы я был адвокат, я бы защитил дядю. Он считаю, что он не виноват в гибели чижа. Может, он хотел, чтобы Серёжа полюбил птичку, научился ухаживать за ней, поить, кормить, чистить клетку. Ведь многие люди держат у себя птиц и других домашних питомцев.

— Я жил в лесу и любил солнышко, прыгал с ветки на ветку, пел песенки. Однажды мы с другими птичками полетели к дому человека поклевать зёрнышки. Я хотел поклевать зёрнышек, но тут сверху на меня упала какая-то сетка. Я попался в ловушку! Прошу вас, выпустите меня! Я хочу на волю!

— Если бы я была мамой Серёжи, я бы уговорила Серёжу выпустить чижа на волю из клетки. Серёжа очень упрямый, но нужно, чтобы он сам понял и исправил свои ошибки. Ведь ему жить дальше!

— Я очень виноват, простите меня. Я не хотел смерти этой птичке. Я просто хотел держать её у себя, ухаживать за ней. У неё так билось сердце! А потом она умерла из-за меня. Я больше никогда не буду ловить птиц!

— Спасибо за то, что вы были активны и искренни, высказывая своё читательское мнение. Вы уже знаете, что существует для каждого человека суд совести. Кто согласен с судьёй? Кто согласен с адвокатом? Почему?

— Я согласен с судьёй, так как считаю …

— Я согласен с адвокатом, т. к…

— Можно, я тоже выскажу своё читательское мнение?

Я думаю, ребята, что Л.Н. Толстой обращается к нам рассказом «Птичка» через века, чтобы мы с детства шли дорогой добра, бережно относились ко всем живым существам.

6.Музыкальная композиция №2. Слайд № 7.

— Прочитайте вопрос про себя. Послушаем песню « Дорога добра». Вслушаемся в слова этой песни, они и должны стать ответом на вопрос.

После прослушивания дети высказываются.

На дополнительной доске появляется модель человека и модель дороги в будущее.

— Какие хорошие качества мы будем воспитывать в себе и возьмём их с собой в будущее?

Читайте также:  Выше облаков летаем наши птицы порхают

Дети выбирают слова на карточках и располагают их на модели дороги магнитами, остальные карточки снимают с доски.

Честность сердечность зависть

Доброта забота беспечность

Злоба дружелюбие справедливость

Жестокость лживость ответственность

— Подведём итоги урока. Слайд №8 .

— Слово предоставляется «критикам» для оценивания по памятке.

На альбомном листе «критики» выставляют оценки, выступивших по ролям, выбирают самый интересный ответ урока.

— Давайте оценим и «критиков». Справились ли они со своей работой?

Вывод. Ответили ли мы на главные вопросы урока? Слайд №9.

— Понравился ли вам урок? Что бы вы хотели изменить в этом уроке или предложить что-то новое?

— Нам понравился урок, потому что он заставил нас думать.

— Этот рассказ заставляет меня задуматься о том, что человек может погубить маленькую жизнь. А он должен беречь всё живое.

— Л.Н.Толстой учит нести ответственность за свои поступки, учит тому, какой должна быть семья, как правильно воспитать маленького человека

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: — обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: .

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема «К.Г. Паустовский «Скрипучие половицы».Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн.

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта «Шар в окошке», систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта «Шар в окошке», систематизация знаний о спос.

Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».

Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения.

Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».

Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения.

Источник

Оцените статью