Литература язык живой природы

Живой язык проснувшейся природы

Появление книги А. Туркова «Николай Заболоцкий» обрадовало всех любящих его поэзию. Это первая книга о нем, и этот факт придает ей особое значение.
В нашей критике давно известна точка зрения на эволюцию Заболоцкого – от гротескных стихов, сделанных на основе стиховых опытов Хлебникова, к ясности и простоте. А. Турков отвергает это устоявшееся в критике мнение. Тяготение поэта к ясности и гармоничности шло от острого сознания дисгармоничности мира, его антиномичности. В этом залог прочной связи раннего и позднего творчества поэта. Можно сказать, что в конце жизни Заболоцкий обрел то, что искал в начале пути. Странность и фантасмагоричность поэтического мира «Столбцов» Заболоцкого А. Турков справедливо, на мой взгляд, объясняет обостренным восприятием нэповского, мещанского мирка, поразившего поэта до такой степени, что только одна «Медуза Горгона мещанства властно приковывает к себе взгляд поэта». Мир, «зажатый плоскими домами», заполненный «жирными траншеями мяс», страшен поэту. «Мещанство кажется ему каким-то извечным злом», – пишет А. Турков, отсюда и трагический дух книги. Природа, история, искусство в той или иной степени даны подобием мещанского быта и поэтому столь же непривлекательны и даже отвратительны, как и картины кухонной стряпни:
Там трупы вымытых животных
Лежат на противнях холодных…

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Цитировать

Терновский, Е. Живой язык проснувшейся природы / Е. Терновский // Вопросы литературы. — 1967 — №7. — C. 232-233

Источник

КЛИМАХОВИЧ Т. В. Урок ««Пойми живой язык природы. »» (поэзия Н. Рыленкова в 5 классе) РЯиЛ 2012-2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворного про­изведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность, чуткость к по­этическому слову; воспитывать эмоциональ­но-эстетическую отзывчивость на произве­дение; формировать у школьников бережное отношение к природе, способность восприни­мать красоту родной природы.

Читайте также:  Люди которые любят природу психология

Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник, иллюстрации учащихся к изученным стихотворениям, тетрадь по литературе.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  1. совершенствование навыков выразитель­ного чтения стихотворного произведения; обучение выразительному чтению;
  2. развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову;
  3. воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение; формирование у школьников бережного отношения к приро­де, способности воспринимать красоту родной природы.
  • Каким поэт изобразил орла? Подберите прилагательные для характеристики орла. (Величавый, гордый, спокойный, неторопли­вый, мужественный.)
  • А кто ещё, кроме орла, является геро­ем стихотворения? (Человек.)
  • Каким поэт изображает человека? (Это враг, жестокий, безжалостный, подлый, уда­ривший в упор из-за угла.)
  • А какие чувства вызывает человек? (Негодование, возмущение, презрение.)
  • Почему смертельно раненный орёл нашёл силы улететь и умер среди далёких скал? («. Чтоб враг не видел, не торжество­вал».)
  • Какие чувства вызывает у вас орёл? Почему? (Уважение, сострадание.)
  • Какова главная мысль стихотворения «Орёл»? (Орёл погиб, но остался несломленным, свободным, гордым.)2-я группа (второй ряд): стихотворение «Кулик». Один учащийся читает вырази­тельно стихотворение у доски (можно два учащихся). Во время чтения на мониторе компьютера появляются слайды к строфам стихотворения.
  • Кто такой кулик? (Болотная птица.)
  • Как ведёт себя кулик? (Он испуган, не знает, что ему делать.)
  • Какие чувства вызывает кулик? (Жа­лость, сострадание.)
  • Как поступает человек и почему? (Де­лает вид, что не заметил кулика, и ухо­дит, так как уважает птицу, бережёт её покой. Человек пришёл на территорию птицы и должен вести себя как гость. Ведь человек — хозяин природы, а не варвар-разоритель.)
  • Какие чувства вызывает у вас поступок человека? (Положительные, радостные.)
  • Какова, по-вашему, главная мысль стихотворения «Кулик»? (Человек должен бережно и трепетно относиться ко всему живому, как это делает герой стихотворе­ния.)
  • Для чего поэт призывает нас покормить птиц зимой? («Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну».)
  • Как вы понимаете фразу «не богаты их корма»? (Птички мало кушают, и их корм недорогой.)
  • Как можно покормить птиц зимой? (В кормушках во дворах или за окном, на балконе.)
  • Вы когда-нибудь кормили птиц? Мо­жет, лебедей или уток на водоёме? Когда и как?
  • Чему научили вас эти стихотворения? О чём заставили задуматься? (Бережно от­носиться к меньшим братьям, с любовью, уважением, нежностью, заботой.)
  • Почему, по словам поэта, «здесь . всё ускользает от беглого взора»? Что такое беглый взор? (Быстрый, невнимательный, мимолётный взгляд.)
  • Как нужно читать эту строфу? (Мед­ленно, спокойно.) Напишите это и поставьте паузы.
  • Какая разница между словами увидеть и всмотреться, услышать и вслушаться? (Остановиться и пристально, внимательно, не спеша посмотреть и послушать.)
  • Для чего поэт зовёт читателя всмотреть­ся и вслушаться в мир застенчивой русской природы? (Чтобы всё рассмотреть, услы­шать, понять и полюбить спокойные, непри­тязательные, но милые сердцу пейзажи.)
  • Найдите и запишите в тетрадь образ­ные средства (эпитеты, метафоры, сравнения или олицетворения), которые помогают живо представить нарисованные поэтом картины. (Туманны озёра, ясная любовь, застенчивая природа; тающая дымка, любовью наполни­лось сердце, в душу созвучья нахлынули.)
  • Как вы понимаете слово созвучье?(а)Сочетание нескольких звуков при одно временном звучании;б)гармония;в)вну­треннее сходство, подобие.)
  • Чем обогатится тот человек, который сумеет всмотреться и вслушаться?
  • Какова главная мысль стихотворения? (Нужно стараться стать наблюдательным и внимательным человеком, чтобы в полной мере ощутить красоту природы, понять её.)
  1. Физкультминутка.
  1. Обобщение.
  • Подберите слова, в состав которых вхо­дит этот элемент. Запишите в тетрадь! (При­рода — родители, родной, родственник, . народ, Родина.)
  • Как мы относимся к близким, родным людям? (Мы их любим.)
  1. Фамилия автора сказки «Кладовая солнца».
  2. Предмет, который взял мальчик, чтоб не заблудиться.
  1. Имя Настиного брата.
  2. Мудрый старик и охотник.
  3. Кличка собаки, спасшей мальчика.
  4. Место, где растёт клюква.
  1. Название болота из сказки «Кладовая солнца».
  2. Трава — неизменный спутник тропы человеческой.
  • Что значит живой язык природы? Раз­ве природа умеет говорить? (Пение птиц, шелест листьев, шум дождя, раскаты гро­ма, гул океана. )
  • А как можно понять живой язык при­роды?
  1. На уроке мне понравилось . .
  2. Было интересно, потому что . .
  3. Мне сегодня не понравилось . .
Читайте также:  Люди которые любят природу психология

Е. А. Домбровская, методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения качества образования УМУ МГОУМК
Поэзии язык Язык поэзии и мудр, и прост. Умом и сердцем это осязаю. У языка свой норматив и ГОСТ, Как применять, порой не знаю. Душой пронизанные строки Строптивы и канонов избегают. Невероятен повод их, истоки — Они всегда на что-то намекают. Язык поэзии — он всякому понятен: И кто замирал от предчувствия. И для кого-то он просто занятен, А кому-то выражает сочувствие. Язык поэзии беде громоотвод, А в радости — восторженно ликует, Для личной тайны он скрытый код — И чувства в строфах зашифрует.

Источник

Оцените статью