Живой язык проснувшейся природы
Появление книги А. Туркова «Николай Заболоцкий» обрадовало всех любящих его поэзию. Это первая книга о нем, и этот факт придает ей особое значение.
В нашей критике давно известна точка зрения на эволюцию Заболоцкого – от гротескных стихов, сделанных на основе стиховых опытов Хлебникова, к ясности и простоте. А. Турков отвергает это устоявшееся в критике мнение. Тяготение поэта к ясности и гармоничности шло от острого сознания дисгармоничности мира, его антиномичности. В этом залог прочной связи раннего и позднего творчества поэта. Можно сказать, что в конце жизни Заболоцкий обрел то, что искал в начале пути. Странность и фантасмагоричность поэтического мира «Столбцов» Заболоцкого А. Турков справедливо, на мой взгляд, объясняет обостренным восприятием нэповского, мещанского мирка, поразившего поэта до такой степени, что только одна «Медуза Горгона мещанства властно приковывает к себе взгляд поэта». Мир, «зажатый плоскими домами», заполненный «жирными траншеями мяс», страшен поэту. «Мещанство кажется ему каким-то извечным злом», – пишет А. Турков, отсюда и трагический дух книги. Природа, история, искусство в той или иной степени даны подобием мещанского быта и поэтому столь же непривлекательны и даже отвратительны, как и картины кухонной стряпни:
Там трупы вымытых животных
Лежат на противнях холодных…
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Цитировать
Терновский, Е. Живой язык проснувшейся природы / Е. Терновский // Вопросы литературы. — 1967 — №7. — C. 232-233
Источник
КЛИМАХОВИЧ Т. В. Урок ««Пойми живой язык природы. »» (поэзия Н. Рыленкова в 5 классе) РЯиЛ 2012-2
Цели урока: совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворного произведения; учить выразительному чтению; развивать наблюдательность, чуткость к поэтическому слову; воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость на произведение; формировать у школьников бережное отношение к природе, способность воспринимать красоту родной природы.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, учебник, иллюстрации учащихся к изученным стихотворениям, тетрадь по литературе.
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
- совершенствование навыков выразительного чтения стихотворного произведения; обучение выразительному чтению;
- развитие наблюдательности, чуткости к поэтическому слову;
- воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на произведение; формирование у школьников бережного отношения к природе, способности воспринимать красоту родной природы.
- Каким поэт изобразил орла? Подберите прилагательные для характеристики орла. (Величавый, гордый, спокойный, неторопливый, мужественный.)
- А кто ещё, кроме орла, является героем стихотворения? (Человек.)
- Каким поэт изображает человека? (Это враг, жестокий, безжалостный, подлый, ударивший в упор из-за угла.)
- А какие чувства вызывает человек? (Негодование, возмущение, презрение.)
- Почему смертельно раненный орёл нашёл силы улететь и умер среди далёких скал? («. Чтоб враг не видел, не торжествовал».)
- Какие чувства вызывает у вас орёл? Почему? (Уважение, сострадание.)
- Какова главная мысль стихотворения «Орёл»? (Орёл погиб, но остался несломленным, свободным, гордым.)2-я группа (второй ряд): стихотворение «Кулик». Один учащийся читает выразительно стихотворение у доски (можно два учащихся). Во время чтения на мониторе компьютера появляются слайды к строфам стихотворения.
- Кто такой кулик? (Болотная птица.)
- Как ведёт себя кулик? (Он испуган, не знает, что ему делать.)
- Какие чувства вызывает кулик? (Жалость, сострадание.)
- Как поступает человек и почему? (Делает вид, что не заметил кулика, и уходит, так как уважает птицу, бережёт её покой. Человек пришёл на территорию птицы и должен вести себя как гость. Ведь человек — хозяин природы, а не варвар-разоритель.)
- Какие чувства вызывает у вас поступок человека? (Положительные, радостные.)
- Какова, по-вашему, главная мысль стихотворения «Кулик»? (Человек должен бережно и трепетно относиться ко всему живому, как это делает герой стихотворения.)
- Для чего поэт призывает нас покормить птиц зимой? («Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну».)
- Как вы понимаете фразу «не богаты их корма»? (Птички мало кушают, и их корм недорогой.)
- Как можно покормить птиц зимой? (В кормушках во дворах или за окном, на балконе.)
- Вы когда-нибудь кормили птиц? Может, лебедей или уток на водоёме? Когда и как?
- Чему научили вас эти стихотворения? О чём заставили задуматься? (Бережно относиться к меньшим братьям, с любовью, уважением, нежностью, заботой.)
- Почему, по словам поэта, «здесь . всё ускользает от беглого взора»? Что такое беглый взор? (Быстрый, невнимательный, мимолётный взгляд.)
- Как нужно читать эту строфу? (Медленно, спокойно.) Напишите это и поставьте паузы.
- Какая разница между словами увидеть и всмотреться, услышать и вслушаться? (Остановиться и пристально, внимательно, не спеша посмотреть и послушать.)
- Для чего поэт зовёт читателя всмотреться и вслушаться в мир застенчивой русской природы? (Чтобы всё рассмотреть, услышать, понять и полюбить спокойные, непритязательные, но милые сердцу пейзажи.)
- Найдите и запишите в тетрадь образные средства (эпитеты, метафоры, сравнения или олицетворения), которые помогают живо представить нарисованные поэтом картины. (Туманны озёра, ясная любовь, застенчивая природа; тающая дымка, любовью наполнилось сердце, в душу созвучья нахлынули.)
- Как вы понимаете слово созвучье?(а)Сочетание нескольких звуков при одно временном звучании;б)гармония;в)внутреннее сходство, подобие.)
- Чем обогатится тот человек, который сумеет всмотреться и вслушаться?
- Какова главная мысль стихотворения? (Нужно стараться стать наблюдательным и внимательным человеком, чтобы в полной мере ощутить красоту природы, понять её.)
- Физкультминутка.
- Обобщение.
- Подберите слова, в состав которых входит этот элемент. Запишите в тетрадь! (Природа — родители, родной, родственник, . народ, Родина.)
- Как мы относимся к близким, родным людям? (Мы их любим.)
- Фамилия автора сказки «Кладовая солнца».
- Предмет, который взял мальчик, чтоб не заблудиться.
- Имя Настиного брата.
- Мудрый старик и охотник.
- Кличка собаки, спасшей мальчика.
- Место, где растёт клюква.
- Название болота из сказки «Кладовая солнца».
- Трава — неизменный спутник тропы человеческой.
- Что значит живой язык природы? Разве природа умеет говорить? (Пение птиц, шелест листьев, шум дождя, раскаты грома, гул океана. )
- А как можно понять живой язык природы?
- На уроке мне понравилось . .
- Было интересно, потому что . .
- Мне сегодня не понравилось . .
Е. А. Домбровская, методист высшей категории отдела организационно-методического обеспечения качества образования УМУ МГОУМК
Поэзии язык Язык поэзии и мудр, и прост. Умом и сердцем это осязаю. У языка свой норматив и ГОСТ, Как применять, порой не знаю. Душой пронизанные строки Строптивы и канонов избегают. Невероятен повод их, истоки — Они всегда на что-то намекают. Язык поэзии — он всякому понятен: И кто замирал от предчувствия. И для кого-то он просто занятен, А кому-то выражает сочувствие. Язык поэзии беде громоотвод, А в радости — восторженно ликует, Для личной тайны он скрытый код — И чувства в строфах зашифрует.
Источник