Экологическое лицензирование – процедура официального пользования природными ресурсами
Классификация экологического права природопользования в зависимости от наличия разрешительной документации определяет два вида возможности использования природных ресурсов человеком и обществом: право специального природопользования и право общего природопользования.
Право общего природопользования позволяет всем гражданам РФ пользоваться бесплатно и свободно природной средой страны. Это гарантированная законом для всех граждан возможность. Такое природопользование не требует специального разрешения.
Специальное природопользование производится на основе полученных разрешений от компетентных органов государства. Так использование земельного участка для жилищного или иного строительства уже требует оформления документов на земельный участок, на сооружение здания или других построек.
В Российской Федерации существует один из эффективных способов, обеспечивающих охрану окружающей среды – экологическое лицензирование. Оформление лицензии требуется при возникновении права пользования объектами животного мира, участком недр, участком лесного фонда, комплексного природопользования. Оно предусматривает выдачу специальных документов разрешительного характера на пользование индивидуальными предпринимателями, юридическими и физическими лицами отдельными видами природных ресурсов, относящихся к общественному достоянию.
В разрешительном документе экологического лицензирования указывается вид и объём деятельности в области пользования природными ресурсами и хозяйственной деятельности. Определяются экологические требования, направленные на ограничение вредных воздействий и предусматриваются вероятные последствия, если происходит нарушение требований. Экологическая лицензия направлена на законное осуществление безопасной деятельности предприятия.
Экологическое лицензирование предусматривает разные виды разрешительных документов, например:
- При оформлении разрешения на комплексное природопользование выдается, как правило, лицензия;
- Если речь идет о предельно допустимых выбросах в атмосферу вредных веществ, то происходит оформление разрешения;
- Для того чтобы осуществить законную вырубку леса или других зеленых насаждений требуется оформить лесорубочный билет или иначе – ордер;
- Экологическое лицензирование предусматривает анализ деятельности и возможностей соискателя исполнять экологические нормы, предусматривает оформление разрешения не только на природопользование, но и на осуществление других хозяйственных работ на указанных в документе природных объектах.
Экологическое лицензирование основывается на множестве законом и подзаконных актах, в том числе это следующие законодательные документы:
- ФЗ № 128 «О лицензировании отдельных видов деятельности» года выпуска 2001;
- С 3 ноября 2011 года ему на смену придет новый ФЗ № 99, имеющий аналогичное название. Виды лицензирования, относящиеся к экологическому лицензированию, практически не претерпели изменений и в новом законодательном документе;
- ФЗ № 52 «О животном мире»;
- ФЗ РФ «Об охране окружающей среды»;
- ФЗ № 74 — Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года;
- ФЗ № 2395-1, принятый 21.02.1992 года «О недрах». Последние изменения в него были внесены в 2011 году. Также множество других документов.
К экологическому лицензированию относят следующие разновидности разрешительных документов:
Лицензия на отходы
Любая человеческая деятельность связана с образованием отходов (бытовых, производственных и другого характера). Существуют такие отходы, которые могут нанести значительный вред не только человеку, но и окружающей природе. Чтобы регламентировать все процессы, связанные с возникновением, хранением, накоплением, перевозкой, утилизацией, использованием таких вредных отходов введена система лицензирования вредных и опасных отходов.
В этом случае экологическое лицензирование направленно на сбор доказательств того, что организация или предприятие имеют все возможности и ресурсы, чтобы обезопасить общество от этих вредных отходов. Оформить такой вид лицензии можно в Ростехнадзоре, как в центральном аппарате, так и в территориальных его органах. Порядок этого экологического лицензирования определен в соответствующем Положении о лицензировании.
Лицензия на металлы
Разрешение такого рода требуется любой организации, когда ее деятельность связана с любыми видами работ с металлами, как черными, так и цветными. Лицензия на металлолом выдается в Департаменте (или отделе) природопользования и охраны окружающей среды региональной исполнительной власти. Без наличия экологического лицензирования не разрешены законом: заготовка или скупка лома и металла его хранение, любые виды переработки (измельчение, резка, переплавка, разделка, прессовка), а также перепродажа лома черных и цветных металлов.
Лицензирование недропользования
Если организация занимается исследованиями процессов, происходящих в земле, разработкой, изучением или разведкой месторождений полезных ископаемых, научными исследованиями закономерностей возникновения месторождений и т.д. Разрешительный документ, указывает конкретный участок, на который распространяется действие экологического лицензирования.
Наличие лицензии дает право на разработку и изучение участка, а также разрешает добычу полезных ископаемых, которые обнаружены на лицензионном участке. Такой документ можно оформить в Федеральном агентстве по недропользованию или его территориальных отделениях.
Следует иметь в виду, что лицензирование недропользования, а также использование других природных ресурсов — лесов, объектов животного и растительного и мира не регулировалось уже ФЗ № 128 «О лицензировании…». Выдача разрешений в указанных сферах деятельности осуществляется на базе других законодательных актов. ФЗ № 99 в данном случае не изменил ситуацию.
Лицензия на пользование водными ресурсами
Для того чтобы можно было использовать природную воду из глубинных подземных источников, кроме наличия экологического лицензирования на недропользование, требуется оформить специальный разрешительный документ на использование подземных вод. Только после этого можно приступать к бурению скважин, так называемых артезианских.
Источник
Лицензия использования природных ресурсов
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ)
Предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии на пользование недрами и определяющие основные условия пользования недрами, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.
Предоставление участка недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия на пользование недрами удостоверяет право пользования указанным в ней участком недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах.
Лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении пользователем недр предусмотренных данной лицензией условий.
Допускается предоставление лицензии на пользование недрами в отношении нескольких видов пользования недрами. Лицензия на пользование недрами для разведки месторождений полезных ископаемых отдельно не предоставляется. Разведка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании лицензии на пользование недрами для разведки и добычи полезных ископаемых или геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Пользование недрами осуществляется без получения лицензии на пользование недрами в следующих случаях:
1) осуществление регионального геологического изучения, государственного мониторинга состояния недр государственными (бюджетными или автономными) учреждениями, находящимися в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, на основании государственного задания в соответствии с пунктом 11 части первой статьи 10.1 настоящего Закона;
2) осуществление контроля за режимом подземных вод без геологического изучения, разведки и добычи подземных вод.
(часть пятая в ред. Федерального закона от 29.12.2022 N 598-ФЗ)
Лицензия на пользование недрами не может быть передана пользователем недр третьим лицам, в том числе в пользование.
Источник
Лицензия использования природных ресурсов
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 123-ФЗ)
Лицензирование пользования недрами включает в себя предоставление права пользования недрами, оформление, государственную регистрацию и выдачу лицензий на пользование недрами, внесение изменений в лицензии на пользование недрами, переоформление лицензий на пользование недрами, а также прекращение, в том числе досрочное, приостановление осуществления и ограничение права пользования недрами.
Лицензирование пользования недрами обеспечивается Правительством Российской Федерации, федеральным органом управления государственным фондом недр, его территориальными органами и подведомственными ему государственными казенными учреждениями, а в отношении участков недр местного значения — органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Целями лицензирования пользования недрами являются:
1) реализация документов стратегического планирования, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) обеспечение обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды;
3) соблюдение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на соответствующей территории, и всех граждан Российской Федерации;
4) предоставление равных прав на получение права пользования недрами, ограничение которых допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также соблюдение антимонопольных требований в сфере пользования недрами.
В целях обеспечения функционирования лицензирования пользования недрами в порядках предоставления права пользования недрами, предусмотренных частью второй статьи 10.1 настоящего Закона, могут устанавливаться особенности лицензирования отдельных категорий участков недр по их территориальному расположению, а также по видам полезных ископаемых и их количественным и качественным характеристикам.
Источник