1.3 Локальный мониторинг, как составная часть комплексного анализа качества окружающей среды
В комплексной оценке окружающей среды применяются различные виды мониторинга – глобальный, региональный, импактный, причем последний вид мониторинга в сложившихся условиях постоянного техногенного воздействия различных загрязнителей приобретает очень важное значение при организации и ведении наблюдений на отдельном предприятии, компоненте экосистемы.
Локальный мониторинг окружающей среды (ЛМ) включает систему наблюдения и контроля в зоне производственной деятельности предприятия и в районах, прилегающих непосредственно к территории промзоны. Методика анализа — регламентированная совокупность операций, производимых с аналитической пробой для получения данных о количественном содержании вещества в анализируемой пробе.
Локальный мониторинг осуществляется в целях:
— получения полной, достоверной и сопоставимой информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду;
- организации систематического экологического контроля и наблюдений за состоянием источников воздействия на окружающую среду;
- контроля за соблюдением нормативных параметров технологических процессов;
- разработки мероприятий по снижению отрицательного влияния источников антропогенного воздействия на окружающую среду;
- оперативного выявления опасных уровней загрязнения окружающей среды;
- оценки эффективности осуществляемых природоохранных мероприятий;
- обеспечения органов местного управления и самоуправления достоверной экологической информации о влиянии источников загрязнения на окружающую среду для принятия соответствующих решений;
- за качеством технической и хозяйственно-питьевой воды с целью оценки ее пригодности для производственных или хозяйственно-бытовых нужд;
- за качеством технологической воды в процессе использования, в системе очистки и т.п., который диктуется целями оперативного управления производственными процессами. Порядок контроля в этих случаях определяется соответствующими проектами и технологическими регламентами. Результаты мониторинга и производственного контроля должны быть сопоставимы между собой.
- отбирают почвенные образцы пахотного слоя для изучения агрохимических свойств почвы, включая содержание микроэлементов, тяжелых металлов, остаточных количеств пестицидов и радионуклидов;
- отбирают почвенные образцы через 20 см до глубины 1 м из скважин или полуям;
- проводят замеры гамма-фона;
Источник
Локальный мониторинг. Организация и задачи
Локальный мониторинг, как правило, является составной частью регионального мониторинга. Однако в ряде случаев мониторинг небольшой территории может организовываться для решения задач исключительно местного масштаба. Примеры: строительство какого-либо промышленного или энергетического объекта, начало разработки месторождения нефти, газа или рудного сырья.
Вначале проводят фоновый мониторинг места расположения этого объекта и его ближайших окрестностей, а затем после его пуска ведут мониторинг данного района с целью выяснения влияния этого нового антропогенного источника воздействия на окружающую среду ограниченной площади.
В организации локального мониторинга обычно участвуют органы Росгидромета, санитарно-эпидемиологической службы, Местных комитетов по охране окружающей среды, других ведомств, имеющих на данной территории свои предприятия и Учреждения, а также лаборатории предприятий и организаций, работающих или строящихся в данном районе. Всегда желательно выделение головного участника мониторинга для его координации, а в идеале — создание единой системы (подсистемы) локального мониторинга.
Организация и задачи:
1. При организации и проведении локального мониторинга должны определяться приоритетные загрязнители, прежде всего, за которыми уже ведутся наблюдения по программам глобального и национального мониторинга (или хотя бы большинство из них), а также загрязнители, выявляемые при организации мониторинга имеющихся источников загрязнения или на основе изучения технологических регламентов (проектов) создаваемых производств.
2.Для интерпретации результатов наблюдений необходимы данные о местных гидрометеорологических условиях, что и делает необходимым участие в локальном мониторинге подразделений Росгидромета. Помимо мониторинга загрязнений именно на локальном уровне важен мониторинг здоровья, осуществляемый службами Минздрава Российской Федерации.
К локальному мониторингу можно отнести мониторинг среднего города (до 500 тыс. жителей), района расположения промышленного предприятия, ТЭС или АЭС, нефте-, газопромысла, разработки минеральных ресурсов, а также небольших территорий специфических географических объектов, таких как озеро, искусственное водохранилище, дельта крупной реки, лиман, морской залив и т.п.
3. Сетка точек отбора проб, периодичность наблюдений, сроки выдачи информации органам местного самоуправления и другие детали организации мониторинга определяются на основе общих требований, изложенных ранее, и специфики местных условий. Как обычно, при возникновении экстремальных ситуаций частота отбора проб и выдачи информации должна быть резко увеличена впредь до ликвидации последствий этой ситуации.
4. По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут приостанавливать деятельность предприятий, приводящих к сверхнормативному загрязнению окружающей среды, до ликвидации аварийной ситуации и ее последствий или улучшения технологического процесса, устраняющего возможность таких загрязнений. В особых случаях может ставиться вопрос о полном закрытии предприятия, его перепрофилировании или переносе в другую местность.
Результаты мониторинга локального фона на стадии проектирования и строительства также могут привести к необходимости улучшения, совершенствования проекта, изменению места строительства или даже к его запрету по экологическим соображениям.
5. Для правильной организации локального мониторинга необходимо определить наиболее чувствительное к ожидаемому или уже существующему набору загрязнителей звено экосистемы в данном районе или хотя бы ряд таких предполагаемых критических звеньев в окружающей среде и биоте. Часто выявление одного наиболее чувствительного звена является весьма сложной задачей, которая не может быть решена однозначно.
6. При планировании и проведении локального мониторинга необходимо учитывать не только распространение загрязнителей из местных источников, но и поступление их извне за счет глобального и регионального переноса, что существенно также и при определении ПДВ и допустимой нагрузки на окружающую среду.
Объекты локального мониторинга окружающей среды Объектами наблюдений в системе локального мониторинга являются: — источники загрязнения (предприятия); — компоненты окружающей среды: — атмосферный воздух; — поверхностные, сточные и почвенно-грунтовые (подземные) воды; — почвенный покров в зонах влияния источников загрязнения(объектов хозяйствования). Перечень объектов — пунктов наблюдений локального мониторингаутверждается органами Министерства природных ресурсов и охраныокружающей среды (далее — Минприроды).
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник
7. Локальный экологический мониторинг
Локальный экологический мониторинг предназначен для обеспечения системы управления природоохранной деятельностью и экологической безопасностью своевременной и достоверной информацией, позволяющей оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека, выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели не достигаются, создать предпосылки для разработки мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб окружающей среде.
Предельно допустимая (критическая) нагрузка – показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую природную среду, превышение которого может привести к вредному воздействию на окружающую природную среду.
Особо охраняемые природные территории – государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Программы экологического мониторинга могут быть ориентированы также на достижение специальных целей, связанных с обеспечением управления необходимой информацией для принятия организационных и других мер, для выполнения конкретных природоохранных мероприятий, проектов. Например, мониторинг фоновых величин загрязнений объектов окружающей среды проводится с целью нормирования воздействий на окружающую среду и последующего определения вреда, причиненного в процессе хозяйственной деятельности; мониторинг в условиях аварии или чрезвычайной ситуации имеет целью обеспечение необходимой экстренной информацией служб, занятых ликвидацией аварии и ее последствий.
Одной из основных задач мониторинга является получение надежных, точных и объективных результатов, создание необходимых и достаточных условий, обеспечивающих стабильное получение достоверных результатов.
Эта задача достигается за счет:
- высокой квалификации персонала;
- использования современных средств измерения, испытательного и вспомогательного оборудования;
- применения актуализированной нормативной документации;
- метрологического обеспечения выполнения наблюдений;
- контроля качества результатов мониторинга;
- строгой регламентации ответственности персонала за достоверность и объективность получаемых результатов;
- участия в межлабораторных испытаниях и измерениях;
- постоянного совершенствования всей системы обеспечения качества результатов мониторинга.
Другой задачей экологического мониторинга является получение оперативной информации о воздействиях на объекты окружающей среды с целью принятия управленческих решений. Это достигается за счет оперативной обработки и передачи информации в виде, пригодном для проведения анализа и принятия решений.
К частным задачам экологического мониторинга относятся:
- наблюдение за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду;
- наблюдение за факторами антропогенного воздействиями и их оценка;
- наблюдение за состоянием отдельных компонентов окружающей природной среды и происходящими в них процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
- оценка достоверности данных о загрязнении окружающей среды, полученных расчетным путем (например при расчете рассеивания примесей в приземном слое атмосферы);
- оценка фактического состояния компонентов окружающей природной среды;
- выполнение производственного экологического контроля в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- прогноз изменения состояния компонентов окружающей природной среды под влиянием природных и антропогенных факторов;
- получение количественной информации для планирования природоохранных мероприятий, для планирования инвестиций.
Источник