Пейзажная лирика Тютчева
Лирика – это вид поэзии, выражающий переживания и чувства поэта.
Природа в ранней лирике Тютчева
Центральное место в творчестве Ф.И. Тютчева занимает тема природы. Тютчев, как тонкий лирик, тонко чувствует тайны природы, задается вопросами мироустройства. Его пейзажная лирика сопряжена с философскими вопросами. Природа наталкивает поэта на размышления о тайнах мироздания, о человеческом бытии.
Особенность лирики Тютчева заключается в философской проблематике и тесном соприкосновении мира природы и мира человека.
Размышления о скоротечности времени и жизни переплетаются с мыслями о бесконечности вселенной. Тютчев, находясь на грани мира человека и мира природы, проникается тайнами мироздания. В системе художественных образов мир природы и человеческая душа – неизведанные загадки. Это ярко проявляется в стихотворении «Все во мне, и я во всем…».
Однако творчество Тютчева проникнуто романтическими настроениями, в нем все же присутствует и драматизм от осознания противоречий мира природы и мира человека.
Тютчев проникает в жизнь природы. Человеческий мир для него существует неразрывно с миром природы. Тютчева по праву называют «певцом природы».
В поэзии Тютчева проявления слияния человека и природы изображаются по-разному. В одних произведениях природа и человек гармоничны, пробуждают светлые чувства любви, радости, блаженства:
- «Весна»,
- «Еще земли печален вид»,
- «Восток белел, ладья катилась…»,
- «Проблеск»,
- «В душном воздухе молчанья…» и т.д.
В этих стихотворения проявляются светлые, жизнеутверждающие мотивы, которые связаны с образом весны.
В стихотворениях «Утро в горах», «Нет моего к тебе пристрастья…», «Сей день, я помню, для меня…» лирические образы голубого неба, утра, солнечных лучей имеют смысловую параллель с пробуждением новых чувств.
В других стихотворениях Тютчева присутствуют мотивы слияния человека с хаосом, утраты человеческого «Я», которое полностью растворяется и исчезает в бессознательном мироощущении поэта. Темы мирового хаоса несут в себе противостояние, борьбу, трагическое забвение. Например, в стихотворении «Смотри как на речном просторе» «Я» лирического героя растворяется в тающих льдинах.
В пейзажной лирике Тютчева, наряду с загадками мироздания и мотивами хаоса, присутствует тема ночи. Для поэта образ ночи связан с явлениями природы и таинственным миром. Темная ночь в себе таит неизведанные силы стихии и чувство хаоса. Ночь создает контраст, вызывает ощущение призрачности и ничтожности существования человека. Он не в силах разгадать загадки «роковой бездны». Мотив осознания человеческой беспомощности перед роком наталкивает поэта на философские размышления о человеческом бытии.
Во многих произведениях Тютчева присутствует описание бездны. Например, в произведении «Песок сыпучий по колени» образ ночи противопоставлен дню, а «немощный человек» беспомощен и беззащитен перед бездной ночи. Эти мотивы противопоставления человека бездне видны в стихотворениях «Святая ночь на небосклон взошла» и «Сны».
В поэтическом мире Тютчева присутствуют мотивы утери гармонии в отношениях человека и природы, причиной которой является человек. Поэт считает, что разлад человеческого мира и мира природы противоестественен.
В лирике Тютчева примечательны образы грозы и бури. Они своей силой волнуют внутренний мир человека, наполняют ее противоречивыми чувствами разрушения, смятения, опустошенности, забвения. Прежде всего поэта привлекают природные стихии, заключающие в себе много загадочного и таинственного, например, бушевание морской волны, проявления грозы, бури, журчание ручья, порывы ветра, наступление ночи, пробуждение солнца. В поэзии Тютчева природные стихии имеют значение незыблемого, вечного, а человеческий мир ему представляется иллюзорным, хрупки. Это выражается, например, в стихотворениях «Полдень» и «Не то, что мните вы, природа…».
Природа и человек в поздней лирике Тютчева
Тютчев отражает природные явления в действии, движении. Поздняя лирика поэта, в отличие от ранней, приобретает многогранность чувств и эмоций со сложной системой образов. В стихотворениях проявляются противоречивые чувства, связанные не только с общностью с природой, но и с разладом с ней. В поздней лирике Тютчева присутствует мотив «страшного раздвоения», когда в человеке превалирует личное начало, которое противостоит его единению с природой.
Лирический герой, находясь в состоянии разлада, не ощущает себя частью гармоничного целого (например, в стихотворении «Природа – сфинкс. И тем она верней…»).
В поэтической системе Тютчева двоемирие выражается взаимным отторжением и притяжением противоположных полюсов – небесного и земного мира, гармонии и хаоса, любви и смерти, человека и природы. Тютчев использует такие приемы, как повтор и антитеза для усиления контраста противоположных миров. Например, в произведении «Поэзия» автор четко разграничивает два мира – небесный и земной. А противоположность явлений природы ярко отражена в стихотворении «Вечер мглистый и ненастный…». Здесь поэт противопоставляет дневное ночному, что вызывает контрастное чувство несовместимости одного с другим. А в стихотворениях «День и ночь», «Как ни гнетет рука судьбины…», «О, как убийственно мы любим!»» Тютчев показывает взаимное притяжение человеческой жизни, явлений природы и рока. В стихотворении «День и ночь», написанном в 1839 году, поэт поднимает одну из ключевых тем своей лирики – тему космоса и хаоса. В поэзии Тютчева день и ночь – метафорические образы. Ночь представляет хаос, а день – космос. День – космическое понятие как проявление жизни на Земле, как божественное порождение. Ночь – стихия хаоса и бездны, который возникает и «рокового мира».
Через параллель человеческого состояния души и природный явлений Тютчев проникает в запредельные, неизведанные стороны мироздания, тем самым создавая философский тон стихотворения.
Поэт, наряду с внутренним родством человека и природы, отражает понимание человеческого разума и разумного начала природы. Пейзажная лирика Тютчева философична, а природа в ней приобретает символическое значение, побуждает на размышления и переживания о человеческом бытии.
Источник
Природные стихии в поэзии Тютчева
Пантеизм — это философское учение, отождествляющее божество и мир.
Образ природы в поэзии Тютчева
Главными темами поэзии Ф. И. Тютчева являются «человек и Природа», «человек и мир». Исследователи творчества поэта говорят о нем как о «певце природы». Своеобразие творчества Тютчева заключается в том, что его философское восприятие природы составляет основу видения мира. Б. Я. Бухшаб отмечает, что до Тютчева в русской литературе не было автора, в творчестве которого такую роль играла бы природа. В поэзии Тютчева природа является основным объектом художественных переживаний.
В представлении Ф. И. Тютчева, мир – это единое целое, однако не застывшее в «торжественном покое», а постоянно меняющееся и одновременно с этим вечно повторяющееся во всех изменениях.
Своеобразие описания пейзажей в поэзии Тютчева ясно видно в стихотворении, написанном в 184 году в родовом имени поэта «Тихой ночью, поздним летом…». Н.Берковский подметил, что стихотворение держится на глаголах «рдеют», «зреют», «блестят». Тем самым поэт будто дает подвижную картину полевой ночи.
Тютчев в своих письмах неоднократно называет себя «врагом пространства». Его пейзажи, в отличие от пейзажей Фета, открыты не в пространство, а во время – в настоящее, прошлое и будущее. Тютчев рисует мгновение жизни природы и всегда представляет его в качестве звена, связующего прошлое с будущим. Особенно ярко такая черта пейзажей Тютчева видна в его стихотворении «Весенние воды». В стихотворении поэт дает всю картину весны – от ледохода до веселого, теплого мая. Здесь все исполнено движения. Часто в картине мира, изображаемой Тютчевым, за настоящим временем проступает древний облик мира. Поэт пытается увидеть и показать вечное в настоящем, а также вечную повторяемость природных явлений.
Во многом понимание мира Тютчевым близко представлениям античных философов. Не случайно А. Белый называет поэта «архаическим эллином». В своем понимании человека, мира, природы поэт близок древним философам – Анаксимандру, Платону, Фалесу.
Тютчев представляет природу единым живым существом, дышащим и чувствующим. И в этом поэт оказывается близким философам античности, например, Платону, называвшему мир одним видимым животным.
Но у Тютчева не только человек и природа исполнены жизни. В его поэзии живые и время, и сны, и Безумие, и Россия.
Природные стихии в поэзии Ф. И. Тютчева
Исследователи творчества Ф. И. Тютчева отмечают близость представлений о мире его и Фалеса. В первую очередь речь идет о представлениях о воде как первооснове бытия. Основные стихии, которые поэт, как и древние философы, считает первоэлементами вселенной, не только друг другу противостоят, но и имеют способность превращаться в воду, тем самым обнаруживают водную природу.
Вода, являясь первоэлементом бытия, составляет основу и стихии воздуха, и омывает «ноги» природы, и наполняет «жилы» природы. И это ощущение живого потока Тютчев стремится передать, описывая стихии, составляющие Вселенную. В его стихах струится сияние луны, движется воздух, льются солнечные струи. Даже метафора бытия имеет водную природу. Природные стихии, явления в стихотворениях Тютчева почти всегда очеловечены. Мир природы наделен голосом и языком, который доступен для понимания человеческому сердцу. Одним из тютчевских мотивов является беседа, разговор явлений природы с человеком или между собой, например:
- «Не то, что мните вы, природа…»,
- «Там, где горы, убегая…»,
- «Как весел грохот летних бурь…» и т.д.
При этом природа является необычным существом. Среди всех эпитетов в изображении пейзажей слова «таинственный» и «волшебный» встречаются особенно часто. И практически всегда явления природы обладают колдовской силой.
О колдовской силе природы говорит и ее способность очаровать, влюбить в себя человека. Поэт пишет именно об обаянии, очаровании природы, причем слова «обаяние» и «очарование» у него обнаруживают свой первоначальный смысл – обворожить, обольстить.
Жизнь природы, мира в творчестве Тютчева подчиняется не только загадочному колдовству, но и игре высших сил, непонятных для человека. Слово «игра» является еще одним характерным словом в пейзажах Тютчева. Игра при этом понимается не как актерство, а как полнота жизненных сил. Например, в стихотворении «Люблю грозу в начале мая…» игра является центральным образом. Здесь играют и небесные силы, и солнце, и гром, и птицы, и горный ключ. Такая радостная игра небесных и земных сил предстанет в качестве следствия игры богини вечной юности — Гебы.
Играющая природа – это мотив, основанный на представлении природы как живого существа. при этом игра является свойством только высших сил.
Сон выступает антитезой игре, полноте жизненных сил природы. Сон – это свойство более примитивного мира. Так, небо и горы играют, а земля – дремлет.
Поэт неоднократно живописует грозу. Возможно, это связано с тем, что гроза – это воплощение состояния природной жизни, когда видит переизбыток. Особенно поэта привлекает и в жизни человека, и в жизни природы ощущение полноты бытия, когда жизнь полна «огня», «пламени», страстей. Поэтому для Тютчева идеал человеческой жизни соотносится с горением.
Однако в поздней лирике поэта гроза уже воспринимается не как игра стихий и богов, а как пробуждение темных, демонических сил природы.
Так же, как и античные философы, Тютчев считает, что главными элементами бытия являются Любовь и Вражда. Чаще всего высшие силы настроены к человеку враждебно. И явления природы между собой тоже находятся в состоянии явной и скрытой вражды. Поэт в своих произведениях стремится показать сочетание всех сил бытия. Между собой враждуют Зима и Весна, Восток и Запад. Но при этом они являются частями единого целого, они неделимы.
Тютчев ощущает природу как извечную, живую силу. Он стремится заглянуть за завесу, скрывающую ее. Та земная сила, стоящая за каждой природной стихией, это Хаос. Это первооснова бытия, которая в дневной жизни скрыта тонким покровом и пробуждается в природе и человеке ночью и в непогоду.
Источник