Урок литературного чтения «Мы и природа»
Форма урока: Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Цель: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Природа и мы».
Образовательные:
-обобщить и расширить представление детей о природе в мире литературы;
-формировать навыки сознательного, выразительного чтения;
-формировать умение размышлять;
-способствовать развитию речи, творческих способностей учащихся;
-формировать устойчивый интерес к чтению;
Воспитательные:
-способствовать воспитанию ответственного отношения к природе, формированию экологической культуры, формированию убеждения о необходимости сохранения здоровья;
-формировать умение внимательно и доброжелательно слушать товарищей.
· мультимедийный подиум с интерактивным экраном, презентация «Интеллектуальная игра», шапка профессора, волшебная коробка с сюрпризом, костюмы деда Мороза и зайца,
- Учебник «Литературное чтение» 2 класс, изд. «Алматы к і тап».
- Раздаточный материал: значки с названием команды, фигуры-смайлики, ордена Знаний.
Ι. Организационный момент. Создание эмоционального настроения.- 3минуты.
Посмотри мой милый друг, Поле, речка и трава,
Что находится вокруг? Горы, воздух и листва,
Небо светло- голубое, Птицы, звери и леса,
Солнце светит золотое, Гром, туманы и роса.
Ветер с листьями играет, Человек и время года-
Тучка в небе проплывает Человек и время года-
Это все вокруг. (природа)
— Да, все что нас окружает — это природа. В одной песне есть такие слова: “У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать….” И это действительно так. Природа прекрасна в любое время года. Весной мы можем наблюдать, как вся природа просыпается от зимней спячки. На деревьях появляются первые листочки. Раздается звонкая трель птиц. Летом все вокруг зелено. Пестреют разноцветные цветы. Множество насекомых. Солнце согревает все вокруг. Осенью листья на деревьях меняют окраску и опадают. Приятно идти в осеннем лесу по ковру, сложенному из листьев. Зимой приятно идти по мягкому снегу и ловить в руку снежинки необыкновенной красоты.
-Добрый зимний день, ребята! Пусть он действительно будет для нас сегодня добрым. Пусть он разбудит в каждом из нас лучшие чувства – желание слышать, понимать и поддерживать друг друга. Вдохните глубоко и улыбнитесь. Ведь улыбка – знак хорошего настроения.
ΙΙ. Речевая разминка-5 минут.
-Прочитайте текст в режиме жужжащего чтения.
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
Что вы прочитали?(стихотворение)
-Назовите слова, которые обозначают действия. С какой интонацией нужно прочитать это стихотворение? ( с побудительной интонацией)
-Прочитайте, выделяя голосом глаголы.
ΙΙΙ.Актуализация знаний – 15 минут.
-Ребята, как вы думаете, почему наш сегодняшний урок мы начали со слов о природе и с этого стихотворения? О чём оно?( о бережном отношении к природе и ко всему, что вокруг нас, и тогда природа взамен даст нам здоровье и радость)
-Сегодня мы завершаем изучение раздела «Природа и мы».
И сейчас мы проведём конкурс на лучшего знатока этого раздела в форме интеллектуальной игры «Умники и умницы».
Слайд 3 Я являюсь профессором Знаний. Выполняя задания, вы будете подниматься вверх, к вершине знаний. Работать будем в командах. Представляю команды: 1команда «Снежинка», 2 команда «Листочек», 3 команда «Звезда» , 4 команда – «Солнышко», 5 команда – «Цветочек» За правильные ответы вы будете получать ордена Знаний и в конце игры мы узнаем кто будет победителем игры. А также на каждом ордене изображено количество баллов, которое этот участник принесет в общую копилку баллов своей команды. По количеству баллов победит одна из команд.
Итак начинаем интеллектуальную игру «Умники и умницы»
Вопросы игры относятся к одному из 5 секторов раздела «Мы и природа», это поэзия, рассказы и сказки, загадки, авторы, герои. В зависимости от сложности вопроса будет обозначено количество баллов, которое вы заработаете за правильный ответ.
Слайды 5-6 Раздел «ПОЭЗИЯ» -1 балл
Продолжи строки стихотворения Ивана
Никитина «Встреча зимы».
Здравствуй, гостья зима!
Слайды 7-8 Раздел «АВТОРЫ» -5 баллов
Кто автор стихотворения «Первый снег»?
Прочитайте на память отрывок из
Слайды 9-10 Раздел «ЗАГАДКИ»-3 балла
Слайды11-12 Раздел «Рассказы и сказки» -1 балл
Из какого рассказа эти строки:
Слайды13-14 Раздел «Герои»- 1 балл
Из какого произведения эти герои?
«Хитрый Лис и умная Уточка»
Слайды15-16 Раздел «ПОЭЗИЯ» -2 балла
В каком стихотворении автор называет
падающий снег «вечным младенцем и
Сакен Сейфуллин «Пороша»
Слайды 17-18 Раздел «ЗАГАДКИ»-1 балл
Листьев вовсе не найдёшь,
Как красавица, стройна,
А на Новый год — важна?
Слайды 19-20 Раздел «АВТОРЫ»-2 балла
Назовите автора сказок «Чудо-дерево»,
Корней Иванович Чуковский
Слайды 21-22 Раздел «ГЕРОИ»- 4 балла
Как звали лучшего друга Муми-тролля?
Слайды 23-24 Раздел «РАССКАЗЫ И СКАЗКИ»- 2 балла
В каком рассказе описывается природа
Максим Дмитриевич Зверев .
Слайды 25-26 Раздел «ПОЭЗИЯ»-5 баллов
Назовите художественный приём,
при котором образ создаётся с помощью
уподобления одного предмета другому?
Слайды 27-28 Раздел «АВТОРЫ»-1 балл
Величайший русский поэт, автор сказок,
Слайды 29-30 Раздел «ЗАГАДКИ» -4 балла
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
Слайды 31-32 Раздел «ГЕРОИ» -2 балла
Кому перед самым Новым годом
IV . Музыкальная зарядка « Метелица» ( песенка с движениями )- 1 минута.
-А нам по Новый год хотелось петь и танцевать. Музыкальная зарядка.
Замела метелица город мой, Припев.
По дорогам стелется пеленой, Новый год, новый год —
Нравятся морозы ей ещё как, Ёлка, шарики, хлопушки.
И румянец розовый на щеках. Новый год, новый год —
От зимы не спрятаться, не сбежать, Дискотека, серпантин.
Значит, будем ёлочку наряжать, Новый год, новый год —
Апельсины, яблоки, ананас Всем подарки под подушкой.
Спрячем потихонечку про запас. Отпускать новый год
Здоровье в порядке-спасибо зарядке!
V . Продолжение игры.- 15 минут.
Раздел «Рассказы и сказки»-3 балла
Какая писательница придумала о них
Муми-тролли- это маленькие таинственные
зверьки, похожие на гиппопотамов.
Сказку о них придумала финская писательница
Слайды 35-36 Раздел «ПОЭЗИЯ» -3 балла
В стихотворении А.С.Пушкина зима
действует как живое существо.
Как называется такой приём?
Прочтите несколько первых строк.
Слайд 37 Раздел «Рассказы и сказки» -5 баллов.
Покажи инсценировку встречи Деда Мороза и Зайца
из сказки «Серебряный ключик». Стр.69
Слайды 38-39 Раздел «Загадки» -2 балла.
В печке вязаной сидят.
Слайды 40-41 Раздел «АВТОРЫ» -3 балла.
Казахский детский поэт, автор
стихотворения «Зима в лесу».
Ответ: Әнуарбек Дүйсенбиев
Слайды 42-43 Раздел « ПОЭЗИЯ » — 4 балла.
В каком стихотворении говорится о хозяйке
новогоднего праздника?
Прочитайте выразительно несколько строк Ответ: «Ёлка» Корней Чуковский.
стихотворения из учебника.
Слайды 44-45 Раздел « ПОЭЗИЯ » — 3 балла
Кто пищал в горшочке под ветошкой?
Ответ: Девочка Снегурочка
Раздел « Рассказы и сказки » — 4 балла
Найди и прочитай пестушку,
которую пели старики Снегурочке.
Слайды 47-48 Раздел « ЗАГАДКИ » — 5 баллов
В белом бархате деревня —
И заборы, и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет.
Слайды 49-50 Раздел « АВТОРЫ » — 4 балла
Талантливый писатель, натуралист,учёный.
Большую часть своих произведений он
посвятил природе Казахстана.
Ответ: Максим Дмитриевич Зверев.
VI . Подведение итогов. Награждение . — 3 минуты Слайд52
-На этом наша интеллектуальная игра
«Умники и умницы» подошла к концу.
Определяются победители игры и лучшая команда.
Оценивается работа учащихся на уроке.
V II . Итог урока. Рефлексия.- 3 минуты.
А напоследок послушайте, пожалуйста, притчу:
«Однажды человек обратился к растениям и животным с вопросом: «Почему люди болеют?» Что же ответили растения и животные?
Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают, и это вредит их здоровью.
Кот считает, что человек часто бывает неаккуратен, не соблюдает основных гигиенических правил и такое поведение вредит его здоровью.
Тигр отметил, что люди не верят в свои силы, в себя, не работают над своим телом, и это не позволяет им чувствовать себя здоровыми.
Высокая стройная берёза ответила, что люди мало заботятся друг о друге, часто бывают жестокими и неблагодарными. Они убивают животных, наносят вред растениям, а жестокость – это путь к болезни и гибели.
По мнению прекрасной розы, люди болеют потому, что не умеют радоваться красоте окружающего мира и успехам друг друга, а радость – это особая мудрость, и болезни её боятся».
-Я желаю вам жить в гармонии с природой и с самим собой. И будьте здоровы!
-Какой вывод вы сделали для себя? Кому было интересно, покажите с помощью смайликов?
Домашнее задание: Выучить наизусть 2 загадки о природных явлениях.
-На этом наш урок закончен. Всем спасибо!
Источник
Любите Землю. Уважайте Природу
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите природу!
Животных любите!
Не ломайте кусты!
И даст вам природа
Здоровье и Радость!
Любите родную природу —
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родилиь,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться Добрей.
Ведь каждый в доме своем уют создает.
Так и Не сыпьте на Землю Всякую гадость!
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Источник