16-8. Двойственность в природе человека
Увидев в интернете новое видео А. Шевченко, «Двойственность в природе человека», я заинтересовалась тем, как же умный и верующий человек раскрывает смысл понятия «двойственность природы человека». Я-то убеждена в библейской «тройственности природы человека», нераздельности его тела, души и духа. Но и «двойственность реального мира», разумеется, признаю как результат грехопадения Адама. Двойственность человека для философа Н.А.Бердяева заключалась в смешении низменного и возвышенного, греховного и божественного.
Двойственность природы человека – это издрЕвле основная философская проблема мудрецов всех времен и народов. Дуальность – понятие, обозначающее проявление двойственности мира. Слово Божье объясняет этот феномен бунтом архангела Люцифера против Бога -Творца.
Два раза просмотрела видео, вникая в каждое слово и в смысл фраз. Проповедь очень увлекла. Целый день размышляла, в третий раз прослушала. И ощутила духовную потребность — именно на этой замечательной проповеди прояснить моим читателям эту библейскую истину о природе человека. И заодно — снова отречься от пресловутой «троицы».
Природа человека двуединая, — это так, если говорить в терминах плоти и духа. Напомню слова Ф.Тютчева: «Не плоть, но дух растлился в наши дни. И человек отчаянно тоскует».
ПЛОТЬЮ в русском языке называется физическое тело живых существ, (и животных и человека). ТЕЛО оживляется движением крови в постоянном ритме сердца, запущенного Богом при сотворении Адама. Управляет жизнью тела и обеспечивает его функции ДУША – психическая энергия жизни, «ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ», которое Творец «вдунул в лицо его и стал человек душою живою» (Быт.2:7). Душа (по-научному — психика) – это источник эмоций, потребностей и биологических функций разума.
«Душа всякого тела есть кровь его, она душа его». Левит.17:14.
«Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления». 1Кор.15:50.
Итак, плоть как физическая сущность человека определяет нераздельное единство тела и души. Они умирают одновременно: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». Ек.12:7. Плоть предназначена для биологической жизни. ДУХ же дан Творцом только человеку, так как он создан по образу и подобию Бога и предопределён для жизни в духовном общении с Отцом и Сыном. Но это возможно только после рождения свыше.
«Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух». Иоан.3:6.
«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Ин.1:12-13.
«Сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную».Гал.6:8.
ДУХ – это особая ипостась, дарованная Творцом только человеку, созданному «по образу Своему». В свете Слова Божьего эти понятия, душа и дух, принципиально различаются. Но в наших высказываниях они часто легкомысленно смешиваются и искажают смысл борьбы между Богом и «князем мира Сего».
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа». Евр. 4:12.
«…ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа». 1 Фес.5:23.
Так же принципиально различаются понятия РАЗУМ и СОЗНАНИЕ. РАЗ+УМ – и животного, и человека – решает р а з о в ы е жизненные проблемы. Разум функционирует в определенной части мозга.
А СО+ЗНАНИЕ — дано человеку от Божественной премудрости для согласованного общения в ДУХЕ с Вседержителем и для взаимопонимания детей Божьих. Сознание в человеке и есть дух. Где же он обитает? Думаю, что ДУХ/СОЗНАНИЕ владеет большими полушариями мозга и сердечными импульсами. Именно туда и пытается проникнуть дьявол или вбросить вирус греха.
Итак, природа человека т р и е д и н а: ТЕЛО, ДУША и ДУХ.
А Бог – д в у е д и н (НЕ двойственен): Бог-ОТЕЦ и Бог-СЫН, едины в Духе Божьем/Святом.
P.S. Значения термина «двойственный»: 1) противоречивый, 2) двуличный, 3) касающийся двух сторон, двух участников. Примеры: двойственное положение, двойственная политика, двойственное соглашение (двустороннее).
А. Шевченко, «Двойственность в природе человека»
А икона Андрея Рублева «Троица» как символ духовного единства ЛЮДЕЙ – шедевр живописи!
P.S. Информация к размышлению:
Ровно через неделю я написала комментарий к статье Иванова Е.М.,кандидата философских наук:
«Евгений Иванович, сегодня изучила вашу статью «Тупики натуралистических теорий сознания»». Разумеется, с огромным интересом к вашему мировоззрению. И по-прежнему для себя сделала компиляцию. Хотелось бы поделиться с моими читателями.
Согласна с рецензией Валерия Артамонова 2:
«Вся вселенная пронизана сознанием. Человек часть вселенского сознания, он модулирует своей жизнью поток сознания вселенной».
Понравился ваш комментарий к ней:
«На мой взгляд есть все основания (и теоретические и эмпирические) полагать, что человек обладает «ДУШОЙ», которая может существовать НЕЗАВИСИМО ОТ ТЕЛА, а потому вполне реально естественное бессмертие человеческого «Я». Именно на исследовании естественного бессмертия природы души человека, природы индивидуального «Я», на мой взгляд, нужно сосредоточить усилия, а не на заведомо бессмысленных попытках «переноса сознания в компьютер» и т.п.»
Но я, как обычно, слово ДУША в этом смысле — заменяю на истинное понятие «духовная сущность». Но русский менталитет смешал эти понятия. Душа — все-таки психическая категория, и напрямую связана с жизнедеятельностью организма. А духовное сознание дано только человеку свыше как «образ и подобие Божье». Это я свое понимание излагаю, навеянное моему сознанию от Духа Божьего.
С искренним уважением к вам, истинному ученому, с кем я солидарна по сути.
С интересом — Е.Я. 28.11.2020″
Источник
2. Феномен двойственности человеческой природы
Как известно, человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле. Как уникальный биологический вид, как Homo sapiens человек возник более 2 млн. лет назад в результате длительного процесса становления общества, который одновременно являлся и периодом формирования человека. Данный процесс получил название антропосоциогенеза.
Человек по своей природе — целостное биосоциальное существо. Социальное не проистекает из биологического и не противостоит биологическому.
Уже от рождения человек получает такую телесную организацию, в которой изначально запрограммированы возможности ее универсального, социально-деятельного развития.
Человек появился с новыми свойствами, отличающими его от животного: осознанием себя как отдельного существа; способностью помнить прошлое, предвидеть будущее и обозначать предметы и действия символами; разумом для достижения и понимания мира; воображением, благодаря которому он выходит далеко за пределы своих ощущений.
Человек, будучи самым беспомощным из живых существ на Земле, приобретает силу, недосягаемую для других представителей животного мира. Следовательно, природа человека изначально двойственна: он часть природы, субъект ее физических законов, неспособный изменить их, и все же он выходит за пределы остальной природы.
Сам динамизм человеческой истории связан с развитием человеческого разума, в ходе которого создается «особый человеческий мир», в котором человек может чувствовать себя в согласии с собой и со своими ближними. Каждая достигнутая стадия человеческого развития рождает новую неудовлетворенность его двойственной природы и является источником дальнейшего развития.
Двойственность, дисгармония человеческого существования порождает потребности, отстоящие далеко от животных, т.е. в той мере, в которой человек тоже животное, потребности в удовлетворении жажды, голода, секса являются обязательными; но в той мере, в которой он очеловечен, – удовлетворения этих первичных потребностей недостаточно. Осмысление человека должно быть основано на анализе потребностей более высокого порядка, вытекающих из условий его существования: потребности общения, созидательности, преодоления, братства, любви, познания и др.
В то время как тело подсказывает человеку, чем питаться и чего избегать, его совесть призвана подсказывать, какие потребности надо формировать, развивать и культивировать.
3. Понятия «индивид» и «личность»
Индивид – это единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям.
Индивид – это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифференциации органов и функций, но также и их интеграции. Чем выше мы поднимаемся по лестнице биологической эволюции, тем сложнее становятся жизненные проявления индивидов и их организации, тем выраженнее становятся их различия. Индивид индивидуализируется. Как индивиды люди отличаются друг от друга:
— морфологическими особенностями (цвет глаз, волос),
— психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).
Родившейся ребенок – индивид. Но он становится индивидуальностью по мере приобретения самостоятельности своего бытия в обществе.
Человек рождается индивидом, но в процессе общественной жизни приобретает социальные качества и становится личностью.
Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Личность – это человек, взятый в системе его индивидуальных характеристик, которые социально обусловлены и проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являющихся устойчивыми и определяющими нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Р.С.Немову).
Личность в психологии – это системные социальные качества, приобретаемые индивидом в предметной деятельности и в общении, которые характеризуют уровень и качество представляемых общих отношений в индивиде (по Петровскому).
Известна формула «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Личность из философского словаря – человек как участник исторического процесса, носитель социальных ролей и обладатель возможности выбора жизненного пути, в ходе которого им осуществляется преобразование природы и самого себя.
Личность – качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни человека в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, воспитанный в обществе.
От качества и масштаба тех ценностей, которые усваивает человек и к которым он приобщается, зависит качество и масштаб его возможностей. «Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении в ней представлено всеобщее».
Личностные факторы заявляют о себе в потребительском поведении. Каждый из нас воспринимает мир по-разному, используя в качестве исходящего материала ощущения, имеющие своей физиологической основой процессы нервной системы. Люди по-разному себя ведут в ходе принятия потребительских решений.
Деятели рынка широко используют различные личностные факторы для составления профилей потребностей, типичных жизненных стилей т.д., типов потребностей.
При этом они опираются на личностные теории, которые помогают им понять, почему люди такие, какие они есть, и почему они делают и поступают так или иначе.
Источник