Мариинка жар птица петрушка

Петрушка
Жар-птица
Рубины

Как утверждал Стравинский, балет — «единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и более ничего». Он действительно по-особенному любил этот вид искусства, оставив потомкам целую россыпь гениальных сочинений. В рамках фестиваля в Мариинском театре покажут легендарные балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», созданные Стравинским специально для Русских сезонов Дягилева. Увидят сцену и более поздние сочинения — «Свадебка», «Пульчинелла» и посвященный Чайковскому «Поцелуй феи», а также балеты на музыку композитора — «Симфония в трех движениях» и «Рубины», вторая часть балета «Драгоценности» в хореографии Джорджа Баланчина.

Мировая премьера – 13 апреля 1967 года, New York State Theater, Нью-Йорк
Премьера в Мариинском театре – 30 октября 1999 года

Авторы и постановщики

Музыка Игоря Стравинского (Каприччио для фортепиано с оркестром)
Хореография Джорджа Баланчина

Сценография – Питер Харви
Костюмы – Каринска
Консультант по костюмам – Холли Хайнс
Концепция света – Рональд Бейтс
Балетмейстеры-постановщики: Карин фон Арольдинген, Сара Леланд, Элиз Борн, Шон Лавери

Постановка балета Джорджа Баланчина «Рубины» («Драгоценности») подготовлена в сотрудничестве с Фондом Джорджа Баланчина и выполнена в соответствии со стандартами стиля и техники Баланчина (Balanchine Style® and Balanchine Technique®), установленными и предоставленными Фондом Баланчина
Мариинский театр благодарит госпожу Беттину фон Сименс за постоянную поддержку в реализации проекта «Балеты Баланчина в Мариинском»

Источник

Петрушка
Жар-птица

Реконструкция Андриса Лиепы (1994)
Декорации и костюмы Анны Нежной, Анатолия Нежного
на основе оригинальных эскизов Александра Головина, Льва Бакста и Михаила Фокина
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Егор Карташов

Краткое содержание

Среди скал, на горе, стоит замок злого царя Кащея Бессмертного. Чтобы никто не проник к Кащею, не похитил из замка его пленных красавиц царевен, чтобы никто не украл золотых плодов из волшебного сада, замок обнесен золотою резною решеткой, а сад – высокой каменной стеною.
Жар-птица летает по саду. Иван-Царевич в погоне за птицей проникает в сад через высокую каменную ограду.
В глубине сада видит Иван целый забор из окаменелых витязей. Это юноши, проникшие в страшное царство, чтобы освободить, чтобы спасти своих невест, похищенных злым Кащеем. Все они погибли, все стоят недвижными камнями, мохом обросли. Но забывает об этих ужасах Иван-царевич, ослепленный Жар-птицей. Сперва он хочет подстрелить ее, а потом решает поймать живьем. Когда Жар-птица подлетает к дереву с золотыми яблоками и начинает клевать их, ловит ее царевич. Трепещет, бьется в руках его птица, молит отпустить. Царевич держит крепко, не пускает. Но птица-дева так жалобно просит, так стонет, что доброму Ивану становится ее жалко. Выпускает он птицу на волю, а она за это дарит ему огненное перо. «Оно тебе пригодится», – говорит Жар-птица и улетает. Прячет перо за пазуху царевич и уже хочет уйти, лезет через забор, но открываются двери в замке и появляются двенадцать прекрасных царевен, а за ними самая красивая – царевна Ненаглядная Краса. Тайком от злого царя, при свете луны выбегают ночью они в сад порезвиться, с яблоками поиграть, не видят девушки царевича, яблоками перебрасываются, смехом заливаются. Залетело яблочко царевны Ненаглядной Красы в куст. Она за ним, а из куста царевич выходит, кланяется, яблочко подает. Пугаются девушки, отбегают. Но уж очень красив царевич, и учтив, и скромен. Полюбился он девушкам, а особенно – Ненаглядной Красе, и принимают они его в свои игры-хоровод. Не замечают, как наступает рассвет.
Светлеет. Переполошились девушки, убегают в замок. Царевич за ними. Но Ненаглядная Краса останавливает его, предупреждает, что ждет его гибель, если пройдет он через золотые ворота, закрывает их и убегает. Но царевич так полюбил, Ненаглядную Красу, что решает проникнуть за нею, ничего не боится. Как только он разрубает ворота своей саблей, раздаются волшебные трезвоны, все царство просыпается, и из замка, по горе катятся всякие страшилища, слуги Кащея. Хватают царевича. Силен Иван, стряхивает с себя гадов, но несметная сила поганого царства облипает его, одолевает. Появляется сам Кащей, старый, страшный. Зовет Ивана к допросу. Смиряется царевич, шапку снимает, но как увидел противную рожу колдуна, не выдержал – плюнул. Взвизгнуло, зарычало все поганое царство. Ставят царевича к стене. Выбегает царевна, просит царя простить Ивана, но Кащей начинает его уже в камень превращать. Погиб бы Иван, да вспомнил о пере огненном. Хватает перо, машет, и прилетает ему на помощь Жар-птица. Всех она ослепляет, всех крутит, в пляс бросает. Пляшут уроды, удержаться не могут. Сам царь Кащей пляшет. Всех до упаду уморила Жар-птица, на землю шлепнула, а потом плавно над ними, лежащими, в колыбельной колышется. С боку на бок поганые переваливаются, все с царем своим засыпают. Жар-птица подводит царевича к дуплу. В дупле – ларец, в ларце – яйцо, а в яйце – смерть Кащея. Достает царевич яйцо, жмет его – Кащея корежит; с руки в руку перебрасывает – Кащей со стороны в сторону летает; разбивает яйцо о землю – Кащей рассыпается.
Исчезает поганое царство. На месте его город христианский вырастает, замок в храм превращается. Каменные витязи оживают. Каждый из них находит свою невесту – царевну, ту, за которой к страшному Кащею проник, за которую лютую смерть принял. Находит и Иван-царевич свою возлюбленную, царевну Ненаглядную Красу. Объявляет ее своей женой – царицей освобожденного царства. Михаил Фокин

С этого балета началась карьера Игоря Стравинского. Первый заказ на сочинение, дебют на театральной сцене и сразу шумное внимание к дебютанту. Никому не известный начинающий композитор после парижской премьеры «Жар-птицы» встал в один ряд с главными ньюсмейкерами передового европейского искусства. Счастливый билет – предложение написать балет для «Русских сезонов» – Стравинский получил от Дягилева, не дождавшегося к назначенному сроку партитуры от проверенного в русской сказочной теме композитора Лядова. А веру в начинающего Стравинского чуткому на таланты импресарио вселило знакомство с его Фантастическим скерцо для симфонического оркестра, музыка которого «горела, пылала, бросала искрами», как вспоминал хореограф Фокин, задумавший «огневой образ» Жар-птицы. Стравинский сочинял музыку балета по уже готовому либретто, выполняя пожелания ясно видевшего будущий спектакль Фокина. Сочная красочность тем Жар-птицы, русская женственность хоровода царевен и ритмическое буйство «Поганого пляса Кащеева царства» рождались в совместных обсуждениях композитора, хореографа и художников спектакля, Головина и Бакста. В 1910 году они сочиняли русскую сказку на экспорт и покорили ею Париж. А в России «Жар-птица» Стравинского впервые прозвучала только в 1921 году в авангардной постановке Федора Лопухова. Спектакль в хореографии Фокина, для которого и писалась партитура Стравинским, появился в репертуаре Мариинского театра лишь в конце ХХ века. Ольга Макарова

Источник

Читайте также:  Безопасность при разделки птицы

Петрушка
Жар-птица

Как утверждал Стравинский, балет — «единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и более ничего». Он действительно по-особенному любил этот вид искусства, оставив потомкам целую россыпь гениальных сочинений. В рамках фестиваля в Мариинском театре покажут легендарные балеты «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная», созданные Стравинским специально для Русских сезонов Дягилева. Увидят сцену и более поздние сочинения — «Свадебка», «Пульчинелла» и посвященный Чайковскому «Поцелуй феи», а также балеты на музыку композитора — «Симфония в трех движениях» и «Рубины», вторая часть балета «Драгоценности» в хореографии Джорджа Баланчина.

Премьера – 13 июня 1911 года, Русский балет Дягилева, театр Шатле, Париж
Премьера в Государственном академическом театре оперы и балета, ныне Мариинском (постановка Леонида Леонтьева по хореографии Михаила Фокина) – 20 ноября 1920 года
Премьера постановки Гэри Криста – 6 февраля 2010 года

Продолжительность балета 40 минут

Авторы и постановщики

Музыка Игоря Стравинского
Хореография Михаила Фокина (1911)

Либретто, декорации и костюмы Александра Бенуа
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Постановщик – Гэри Крист
Художник по возобновлению декораций – Батожан Дашицыренов
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Ответственный репетитор – Игорь Петров

Краткое содержание

Во время масленичного гуляния в балагане дается представление. Три куклы – Арап, Балерина и Петрушка – пляшут вначале для зрителей, а потом и среди зрителей. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим.
Жалкий, одинокий Петрушка влюблен в Балерину и ревнует ее к самовлюбленному и глупому Арапу. Балерина равнодушна к Петрушке. Фокусник жесток с ним. Петрушка пытается помешать флирту Балерины с Арапом, но Арап прогоняет его.
Преследуя Петрушку, он вырывается за пределы балагана и на глазах у гуляющей толпы убивает несчастного соперника. Зовут будочника. Но появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит кулаками своим мучителям.

Читайте также:  Главные герои синий птицы

Поставленный для дягилевского «Русского сезона» 1911 года «Петрушка» стал звездным часом всех его создателей. Для композитора Игоря Стравинского – триумфальным, хотя и первым опытом реализации собственного замысла спектакля, истории балаганного Петрушки, рассказанной оркестровым сочинением, где рояль бы играл преобладающую роль. Для любителя петербургской старины, либреттиста и художника Александра Бенуа – возможностью окунуться в дорогие сердцу детские воспоминания о городских ярмарках и балаганах. Хореограф Михаил Фокин в «Петрушке» в полной мере реализовал свои реформаторские идеи о выразительности движения, «говорящем» характере пластики. А пронзительно воплотивший эти идеи исполнитель главной партии Вацлав Нижинский с ролью получил не только обожание публики, но и будто бы конспект собственной судьбы. Лишенная доставлявших удовольствие мелодий партитура, в которой смерть героя обозначена звуком брошенного на пол бубна, так непохожие на традиционно балетные завернутые носками внутрь ноги Петрушки и трагедия одиночества на фоне красочной ярмарочной толпы – эти ингредиенты «Петрушки» стали не только ингредиентами парижского успеха, они обозначили смену балетных эпох.

Источник

Оцените статью