- Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Март
- Публикация «Наблюдения за сезонными изменениями в природе, Март» размещена в разделах
- Природа весной. Март
- Март: первые лучи
- Описание природы ранней весны (I — II неделя).
- Начало марта в народном календаре
- Весна в русской поэзии
- Март: сопротивление зиме
- Описание весенней природы марта (III — IV) неделя.
- Вторая половина месяца в народном календаре
- Весна в русской живописи
Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Март
Наблюдение. Сезонные изменения в природе весной. Март.
Цель: развитие способностей детей к анализу характерных изменений в живой и неживой природе в весенний период времени, формирование навыков самостоятельного наблюдения за явлениями природы и бережного отношения к ней.
• развивать умение выделять характерные признаки весны и самостоятельно наблюдать за весенними явлениями природы;
Публикация «Наблюдения за сезонными изменениями в природе, Март» размещена в разделах
• формировать навыки анализа свойств воды, умения находить связи между изменениями в живой и неживой природе.
Ребята, посмотрите вокруг. Вы заметили, что изменилось? (Снег тает, текут ручейки, солнце светит ярче и теплее, люди сменили зимнюю одежду на более легкую). Пришла весна.
По дороге в д/с вы обратили внимание, что на крышах домов есть сосульки?
— Почему? Что с ними происходит? Как называется это явление?
Почему их мы не видим на крыше нашего д\с?
— А чем они могут быть опасны?
— Как вы думаете, какое название марту, связанное с капелью, дал народ? (Капельник).
А еще про март говорят : «У марта одна нога в валенке, другая — в сапоге, в левой руке метель, в правой — дождь, за плечами — мороз, под полой туман».
Весна в поговорках и пословицах предстаёт разной. Она то весёлая — солнцем радует, то грустная — дождями плачет, то тепло дарит, то снежок кидает. В поговорках и пословицах подмечается, что весна может покапризничать. Весной оживает природа, прилетают птицы, распускаются деревья
Обратите внимание на снег, ребята. Каким он стал? В каких местах его больше и почему, как вы думаете? Где снег тает быстрее? (возможно использование компаса, на южной стороне сугробы меньше – попросить детей объяснить, почему). Давайте, попробуем разбросать сугроб и потом посмотрим, где снег тает быстрее: там, где остались сугробы или там, где мы разгребли его лопатами.
— Вы обратили внимание на темные участки на снегу?
— Что это, почему они появились? (Проталины, пригорки).
Март также называют протальник.
Ребята, а что еще появилось с приходом весны?
Откуда они берутся, почему их не было зимой, из чего они состоят?
Ручейки бегут в ту сторону, где происходит понижение земли, есть склон.
Ребята, давайте и мы превратимся в быстрые весенние ручейки (п/и «Ручеек»).
Приметы: снег быстро тает, воды дружно бегут – мокрому лету, вороны на снег садятся – к оттепели.
Март не весна, а предвесенье. Иногда и март морозом хвалится.
Погода в марте непостоянная – то солнышко выглянет и пригреет теплом, а то вдруг набегут тучи, спрячут солнце, может пойти снег или дождь.
В конце прогулки можно провести игру малой подвижности «Что происходит в природе?» Упражнять детей в употреблении глаголов, в согласовании слов в предложении.
Солнце что делает? Светит, греет
Ручьи что делают? Бегут, журчат
Снег что делает? Тает, темнеет
Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе». Актуальность выбранной темы определяется следующим.
Фотоотчет «Наблюдения за изменениями в неживой природе. Февраль» Фотоотчет о наблюдениях во время прогулок (конец зимы). Средняя группа. Для организации наблюдений во время прогулок была создана мини-метеостанция.
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за сезонными изменениями весной» «Наблюдение за сезонными изменениями» Цели: — формировать понятия о смене времен года; — актуализировать и дополнить знания детей о явлениях.
Наблюдения и беседы «Март зиму кончает да весну начинает». Часть вторая «Март не весна, а предвесенье» Улеглись в полях метели В белоснежные постели. Отдохнуть пришла пора! У крыльца звенят капели, Воробьи повеселели, Гонят зиму со.
Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в подготовительной группе Прогулка. (подготовительная группа) Наблюдение за сезонными изменениями. Цели : Формировать представление о весенних изменениях в природе;.
Прогулка в средней группе «Наблюдение за сезонными изменениями в природе весной» Прогулка в средней группе на тему: «Наблюдения за сезонными изменениями в природе весной» Цели: расширять представления о весне, формировать.
Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 2–3 лет за сезонными явлениями в природе Работу по ознакомлению детей первой младшей группы с сезонными явлениями мы начали с планирования. Старались, по возможности, охватить все.
Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 3–4 лет за сезонными явлениями в природе Работу по ознакомлению детей первой младшей группы с сезонными явлениями мы начали с планирования. Старались, по возможности, охватить все.
Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Февраль» Наступил февраль — самый снежный месяц зимы. Завывают синие метели, вьется по земле снежная поземка. Не зря в народе говорят: „Январю.
Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Сентябрь» Сентябрь. Вот и закончилось лето. Вы привели своего подросшего и окрепшего малыша в детский сад, но ваши ежедневные прогулки с ним продолжаются.
Источник
Природа весной. Март
Весна наступает, солнца прибавляет. Снежные завалы начинают таять от первых лучиков тепла. В проталинах появляются первые цветы — подснежники. И месяц получил имя — Протальник. Пора водить хороводы и весну красную встречать.
Март: первые лучи
Описание природы ранней весны (I — II неделя).
Вот и долгие морозы сменяются долгожданным весенним теплом. Снег еще долго будет лежать на холодной земле, а ледяные ветра еще не один раз напомнят, что зима хоть и ослабла, но не сдалась. Уже скоро яркое мартовское солнце начнет пригревать постепенно землю, согревать своими лучами остывший за долгую зиму воздух. Температура воздуха еще долго будет отрицательной в ночные и утренние часы, но днем под воздействием согревающих обледенелую землю лучами, он понемногу начнет прогреваться до 0° и выше.
Ранней весной природа еще спит. Первые солнечные лучи еще слабые, средняя температура месяца почти зимняя -5°. Снег покрывается влажной грязевой коркой, на ровных участках земли разрастаются проталины. Природа весной притаилась в ожидании излома зимы, в марте в солнечную погоду на небе начнут собираться первые кучевые облака, а в ненастье возможен мокрый снег с дождем. Скоро прилетят птицы и разнесут весенние нотки по всему лесу.
Начало марта в народном календаре
Весна в природе просвечивается на каждом шагу, становится слышно веселое чирикание воробьев, а небосклон становится ясным и чистым, где постепенно, опускаясь с высоты холодного неба, начинают кучеваться облака. По народному календарю, заметная дата в описании природы весны — 6 марта, когда Тимофей-Весновей вдыхает ее в землю. Начиная с 12 числа к нему присоединяется в помощь Прокоп, колеистые из снега дороги, разрушаемые теплом, уже 13 марта в дружной компании с Василием-Капельником подводят зимовье к перелому. 14 марта отмечается как день встречи весны красной . Евдокия по юлианскому календарю с этого дня начинает весну. Март набирает свою силу, теперь уже активно сопротивляясь морозам и северным ветрам, хотя они еще долго-долго будут держать природу в ледяных оковах.
Весна в русской поэзии
Поэты издавна в обычных временах года видели нечто большее. У них появились устойчивые образы, которые ассоциируются с каждым временем: грусть, печаль, веселье, радость, пробуждение и пр. Особое место среди времен года в творчестве русских поэтов занимает весна. Ведь она даже у обычных людей ассоциируется с пробуждением, чистотой, рождением чего-то нового и невинного.
Описание весны мы видим у многих русских поэтов. Одним из ярких примеров является творчество Ф.И.Тютчева. Самым известным его «весенним» произведением является стихотворение «Весенние воды». Оно представляет собой нежное и задумчивое произведение, какой и является ранняя весна с таянием снега и текущими ручейками.
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней. «
Ф. И. Тютчев
Стихотворения А. М. Жемчужникова также способны вызвать весенние образы в нашем представлении. Поэт немалую долю своего творчества посвятил природе, в частности весне. Самые яркие из них – «Весна», «Грачи». Они несут образы праздничности, молодости, радости и нежности. Кроме того, интересно рассмотрение образов птиц, которые приносят весточку о предстоящих лучиках солнца и весеннее настроение на своих крыльях. В воображении сразу возникает образ ранней весны с возвращающимися из теплых краев ключами птиц.
Лесок дремал. Приход ничей
Его покуда не тревожил.
Но я пришел, и сонм грачей
Взлетел, крича, и весь он ожил.
Они, к полудню прилетев
С прогулок утренних по нивам,
Качались на верхах дерев
В расположении сонливом.
Я помешал; я их спугнул.
Над рощей долго в шумной свалке
Стоял грачей басистый гул,
И звонко вторили им галки.
А. М. Жемчужников
Природа весной занимает особое место в творчестве русских поэтов. И это не зря. Ведь она является самой прекрасной порой, вдохновляющей людей на прекрасные поступки, создание чего-то нового, нежного. Весна вызывает лишь положительные эмоции и легкость на душе.
Март: сопротивление зиме
Описание весенней природы марта (III — IV) неделя.
Весенним равноденствием считается 14 марта. Именно в этот день в каждый дом приходит весна. В старорусские времена с этого дня по календарю начинался год, на Руси встречали новолетье. Это уже потом год начали отсчитывать с сентября. Снег все еще лежит сугробами вдоль дорог и местами он еще ослепительно блестит на солнце, но все больше захватывает снежные покровы влажная корка, все более хрупкими становятся затянутые по утрам тонким льдом лужи, оттаивающие к полудню под воздействием солнечных лучей. Облака на небосклоне становятся кучевыми, сквозь них ярко чистым светом проникают веселые лучи мартовского солнца.
Береза и клен начинают сокодвижение, покрываясь множеством длинных сосулек. К концу марта таяние снегов переходит в настоящее половодье. Всюду слышится звон весны, разносится запах весенней природы леса. Прилетают жаворонки, прилетают скворцы. Лес оживает от первого по-настоящему громкого пения птиц. Воздух еще по-прежнему холодный, временами случаются снежные метели. Но какой бы сильной не была метелица с неприятным мокрым снегом, непогода быстро уходит и вновь прорезают небо яркие, щекотливые лучики солнышка.
Вторая половина месяца в народном календаре
«Увидал скворца — так и знай: весна у крыльца»
У многих поэтов, художников, прозаиков часто можно встретить описание весны в природе с прилета грачей. Проделывая долгий путь, грачи прилетают во второй половине марта. Примерная скорость передвижения стаи грачей — 50 км/сутки. Грачи прилетают только с приходом весеннего тепла, в наших родных краях, днем встречи грачей считали 17 марта.
Следом подходит день Конона-Огородника, по этому дню можно было предсказать, какое ожидает нас лето.
За грачами прилетают жаворонки — 22 марта. Опять же дата условная и вовсе не означает точное время прибытия жаворонков по расписанию, но примерно в эти дни в весеннем лесу уже можно услышать радостный трезвон вернувшихся птиц. Этот день весны называли странным именем Сороки. Предпоследний день марта — Алексей — с гор потоки воды. Еще немного и прольет дождь.
Весна в русской живописи
Живопись – это необыкновенный вид искусства, который отчетливо о красочно передает видение автором конкретного пейзажа. Умение передать красками увиденную красоту и вложить в неё свои чувства, переживания и видение мира, непременно выделяет талантливых мастеров кисти. Образ весны и описание весенней природы в работах русских живописцев, символизирует пробуждение всего живого. Пейзажи весенних картин наполнены радостью и ожиданием чего-то нового, чистого, искреннего и настоящего.
Особенный вклад в сокровищницу русской живописи внес Исаак Ильич Левитан. Его пейзажи отличаются необыкновенной красотой и реалистичностью. Он настолько точно передал в своих картинах описание природы весной, что можно долго рассматривать полотно, любуясь каждой изображенной деталью.
Источник