Мастерство гоголя изображении природы

Урок литературы в 8 классе на тему: «МАСТЕРСТВО ГОГОЛЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ ПРИРОДЫ»»

Цели: развитие умения характеризовать роль и способы изображения природы в художественном произведении; высказывать своё отношение к проблеме на основе текста произведения, его понимания; контроль усвоения содержания произведения.

Оформление: иллюстрации к повести.

I. Вступительное слово учителя.

«А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зелёные объятия…» Этой фразой начинается знаменитое гоголевское описание степи. Образ степи для писателя – образ Родины: в описание степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в её могущество, восхищение её красотой и бескрайними просторами. Привольные, бескрайние степные просторы помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить лишь мужественные люди, сильные, гордые, смелые, наделённые широкой душой и щедрым сердцем. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев. Можно согласиться или не согласиться с этим утверждением. Чтобы сформулировать собственное мнение по этому вопросу, нужно ещё раз обратиться к гоголевскому тексту.

II. Анализ пейзажной зарисовки и её роли в сюжете повести.

Выразительное чтение отрывка (с. 244–245 со слов «Степь, чем далее» до слов «Чёрт вас возьми, степи, как вы хороши!»).

1) Определите основную идею отрывка.

2) Найдите ключевые слова, неожиданные и ёмкие, на ваш взгляд, метафоры, сравнения, эпитеты.

3) Составьте цитатный план пересказа.

4) Определите роль этого пейзажа в повести.

III. Художественный пересказ описания природы.

Пересказ близко к тексту или чтение наизусть.

IV. Анализ описаний природы из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

1. Индивидуальное задание. ч тение отрывков из повести с описанием природы, задание для всех – вспомнить, в какой момент сюжета показана данная пейзажная зарисовка.

1) Неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот. Безумно летают в нём вверх и вниз, чёркая крыльями, птицы, не распознавая в очи друг друга, голубка – не видя ястреба, ястреб – не видя голубки, и никто не знает, как далеко летает он от своей погибели. ( г лава 5.)

Читайте также:  Зачем природа придумала месячные

2) Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что было видно, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения поднимались гуще, каждый цветок, каждая травка испускали амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-тёмному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк. Вся музыка, звучавшая днём, утихла и сменялась другою. Пёстрые суслики выползывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединённого озера крик лебедя, и, как серебро, отзывался в воздухе. ( г лава 2.)

3) На них прямо глядели ночные звёзды. Они слышали весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотание, – всё это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь поднимался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу. ( г лава 2.)

4) В воздухе вдруг захолодело; они почувствовали близость Днепра. Вот он сверкает вдали и тёмною полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он, дотоле спёртый порогами, брал, наконец, своё и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в средину его острова вытесняли его ещё далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утёсов, ни возвышений. ( г лава 2.)

Читайте также:  Выбери верные утверждения метан составляет более 90 объема природного газа

5) Вдруг отхлынул от сердца испуг ещё скорее, чем прихлынул… отблеск отдалённого зарева, вспыхнув, озарил только одни её очи, помутившиеся, как у мертвеца… оба пошли вместе и … опустились отлогостью в низменную лощину – почти яр, называемый в некоторых местах балками, – по дну которой лениво пресмыкался проток, поросший осокой и усеянный кочками… Когда Андрий оглянулся, то увидел, что позади его крутою стеной, более чем в рост человека, вознеслась покатость. На вершине её покачивалось несколько стебельков полевого былья, и над ними поднималась в небе луна в виде косвенно обращённого серпа из яркого червонного золота. Сорвавшийся со степи ветерок давал знать, что уже немного оставалось времени до рассвета. Но нигде не слышно было отдалённого петушьего крика: ни в городе, ни в разорённых окрестностях не оставалось давно ни одного петуха… Обрывистый берег весь оброс бурьяном, и по небольшой лощине между им и протоком рос высокий тростник, почти в вышину человека. На вершине обрыва видны были остатки плетня, обличавшие когда-то бывший огород. Перед ним – широкие листы лопуха; из-за него торчала лебеда, дикий колючий бодяк (чертополох) и подсолнечник, поднимавший выше всех их свою голову. ( г лава 5.) (Андрий близок к нравственному падению, его душа в таком же запустении, как и всё вокруг.)

Задание . в ыберите понравившийся отрывок, расскажите о картине, возникшей перед глазами читателя: предметный ряд, пространство и время, звуки, цвета, запахи; каково отношение автора, настроение, как пейзаж помогает понять характеры героев повести, как вы это определили; какие лексические и синтаксические средства выразительности использовал автор.

Домашнее задание. Найти в тексте повести лирические отступления, поразмышлять о том, как они связаны с повествованием (например, с. 263–264). Индивидуальное опережающее задание для нескольких учеников – подготовка к внеклассному чтению

Источник

описание природы у гоголя

В своей повести «Тарс Бульба» Николай Васильевич Гоголь не только рассказывает о бесстрашных воинах, но и дает развернутые картины пышной и прекрасной природы. Характерные черты гоголевского мастерства выражены в пейзажных зарисовках. Николай Васильевич Гоголь великолепно живописал природу. «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственной пустынею… Ничего в природе не могла быть лучше. Вся поверхность земли представляется зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов… »

Читайте также:  Какие есть природные национальные парки

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей-запорожцев.

Пейзаж Николая Васильевича Гоголя очень лиричен, проникнут чувством восхищения и поражает богатством красок. Природа помогает читателю полнее понять внутренний мир героев. Когда сыновья Тараса, распрощавшись с опечаленной матерью, покидают родной хутор, Гоголь, вместо того чтобы показать угнетенное настроение путников, ограничивается фразой: «День был серый, зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад» . Мгновенно раскрывается внутренний мир и состояние души героев. Люди расстроены, они не могут сосредоточиться, все окружающее кажется им лишенным единства и гармонии.

Природа живет у Гоголя такой же напряженной и многогранной жизнью, как и его герои.

При описании осады города Дубно перед встречей Андрия со служанкой прекрасной панночки тоже есть пейзажная зарисовка. «Какая-то духота на сердце» , которую чувствует юноша, сопоставлена Гоголем с картиной июльской ночи. Однако восхищения ее красотами нет, а есть ощущение тревоги. Рядом с описанием звездного неба возникает вид засыпающего лагеря запорожцев, и «что-то величественное и грозное» , оказавшееся «заревом вдали догоравших окрестностей» , как бы предупреждает о надвигающихся страшных событиях.

Пейзаж в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» играет немаловажную роль, скупо, но очень точно обрисовывая место действия и настроения героев.

Источник

Оцените статью