Медведь (символ)
МЕДВЕДЬ — символ добродушия и ярости, богатырской силы и неуклюжести, лени и нежных материнских чувств, обжорства и аскетизма (хотя и невольного: всю зиму спит без всякой пищи, «сосет лапу»). Медведь олицетворяет непредсказуемость, дурной нрав, зло, грубость, жадность, греховность, дьявола, а также жестокую примитивную силу. Знак воинов в Северной Европе и Азии.
Кроме того, медведь — символ Луны и воскресения (возможно, из-за того, что он впадает в зимнюю спячку). К. Юнг считает, что медведь символизирует темные стороны подсознания.
У североамериканских народов медведь — царь зверей. Это самый сильный зверь северных лесов. К медведю здесь относятся с уважением и почитанием. Тотемное животное многих северных народов, он служит символом связи между небом и землей. Созвездия Большой и Малой Медведиц — символы северного неба.
Медведь — одно из животных, связанных с ликантропией (оборотничеством). Человек-медведь, сын медведя и женщины — распространенный персонаж фольклора разных стран. Его называют Хозяином, Косматым, Дремучим, Грязным — сотней имен, но «медведем» — истинным именем — называют редко, чтобы не потревожить духа грозного зверя.
До недавних пор на Алтае и Крайнем Севере сохранились «медвежьи праздники», для которых ловили медведей, откармливали их, а потом ритуально умерщвляли (специальными стрелами или удушением), после чего устраивали пир. Дух медведя торжественно провожали, ему пели песни, а части тела убитого зверя (зубы, кости, шкуру, когти, лапы, уши) использовали как амулеты.
Шаманы используют маску медведя для вступления в контакт с лесными духами. Черный медведь является символом инфернальных (адских) сил.
Медведь считается одним из воплощений бога Одина в Скандинавии, неистовый воин Берсеркерс носил медвежью шкуру, как и древнегреческая богиня-охотница Артемида (девственные жрицы ее храма носили костюмы медведя). Медведь связан со многими воинственными божествами, включая древнегерманского Тора и кельтского Артио из Берна (швейцарский город, буквально — «медведь»).
В христианской и исламской традициях медведь представляется как темная, жестокая, похотливая, жадная и мстительная сила. В западном искусстве медведь олицетворяет грех чревоугодия. Можно привести следующие библейские упоминания медведя: Давид сражается с медведем; в одном из мест Библии описаны лохматые медвежата, облизываемые матерью, ставшие символом язычников, нуждающихся в духовной опеке Церкви; как символ божественного возмездия медведица упоминается в сказании о пророке Елисее. В книге пророка Даниила медведь символизирует персидское царство, а также подкуп.
Католики считают, что, поскольку медведь рождается бесформенным клубком и медведица его долго вылизывает, чтобы «привести в форму», медведь символизирует христианство, которое отвращает людей от язычества.
В Китае медведь — знак мужской отваги, а появление медведей в сновидениях считается предзнаменованием рождения сыновей. Медведь (особенно медведица) также встречается как символ материнской силы, заботы, теплоты.
Для северояпонских айну и индейцев-алгонкинов в Северной Америке медведь отождествляется с родовой (тотемной) фигурой. У североамериканских индейцев медведь также является символом силы. Многие индейцы считают медведя тотемом (или знаком) целителя.
В алхимии медведь стал символом первоначального состояния вещества, хаоса, который алхимическая наука призвана привести в упорядоченное состояние.
Медведь часто встречается в геральдике, символизируя те же качества, что и лев: смелость, мужество, величие. Кроме того, медведь, поскольку предвидит погоду и умеет вовремя спрятаться в логове, выражает в геральдике предусмотрительность. Считается проходящим, если идет; поднявшимся, если стоит на задних лапах. На гербах городов медведь с ошейником — символ усмиренного христианством язычества. Особенно часто присутствует на гербах немецких городов. На печати штата Калифорния медведь гризли символизирует решимость.
Источник
Как медведь был связан с богами? Символика образа
К медведю на Руси с самых древних времен отношение особое: и на гербах да на знаменах он красовался, и хозяином леса считался, батюшкой да дедушкой величался… Соотечественников наших давно уже за границей окрестили «русскими медведями». Да и ныне мишку то олимпийским символом выбирают, то официальным изображением политической партии.
Обратившись к истории, можем заметить, что дело тут не только в том, что косолапый считается типичным представителем российской фауны. Этот образ издревле воспринимался не просто зверем, впрочем, не только у нас.
Связь с высшими божествами
В древних культурах медведь фигурировал в качестве атрибута богов Верхнего мира. У бога викингов Тора их была даже пара: медведица Альта — мать всех существ женского пола — и медведь Альти — породитель мужского. Кельты признавали его священным животным весьма почитаемой богини Артио, которая и сама иногда изображалась в виде медведицы. А Меркурия этот народ называл «медвежьим».
И в античной Греции была богиня, принимавшая образ медведицы: Артемида, охотница и воительница. А спутница ее, нимфа Каллисто, была обращена в медведицу и отправлена Зевсом в космические дали в виде созвездия Большой Медведицы.
При храме Артемиды положено было содержать прирученного медведя. Дикого же полагалось приносить ей в жертву. По весне в честь этой богини проводился праздник Комоедицы, приуроченный к окончанию медвежьей зимней спячки (аналогичный имелся и у славян). В Аттике ее жрицы во время праздника облачались в медвежьи шкуры и исполняли культовую пляску, являя собой медвежат.
«Медвежьи пляски» для связи с богами были традиционными и у сибирских народностей, и у североамериканских индейцев. В ряде случаев участниками этих ритуальных действ могли быть лишь члены особых «медвежьих» обществ. И в традиции славян было широко распространено ряжение под медведя, в частности, на Коляду.
Медвежьи черты часто усматриваются в облике высших богов, творцов вселенной у народов Севера: Торнгарсоака у лабрабодских эскимосов; Нум у ненцев Высший бог Нуми-торум обских угров отправил на землю в медвежьем обличье своего сына для покровительства людям. Согласно поволжским преданиям, Бог мог принимать образ медведя, если хотел показаться людям.
Представление о том, что медведь когда-то был небожителем, бытует и у бурят. Часть их племен считает, что на земле его цель — карать грешников, другая — что он сам был наказан за попытку испугать Бога. Ханты также думают, что медведь ослушался Бога, потому и оказался низвергнутым с небес.
В ряде традиций медведь участвует в Творении мира. Илимские эвенки полагают, что он помогал Ворону создавать вселенную, затем провинился и в наказание был поставлен присматривать за людьми. Коми-пермяты считают медведя Оша создателем земного рельефа: плоскую и ровную почву он расцарапал когтями, и в результате образовались горы и болота.
Подобные мифы сохранились у селькупов и коми-зырян, но там за компанию трудился мамонт. И здесь тоже фигурирует сюжет о провинности медведя, который, будучи сыном верховного божества Ена, глянул с небес на землю, заинтересовался половинкой горошины, оброненной женщиной, слез и полакомился ею, за что был лишен родителем права вернуться домой.
Связь с загробным миром
На Руси в стародавние времена с медведем соотносился бог Нижнего мира Велес, который был хозяином Подземного царства. Отголоски этих представлений сохранились, например, в сказке о медведе, которому охотник отрубил заднюю лапу и отдал старухе варить, а зверь, соорудив себе протез из липы, пришел и стал требовать вернуть ее:
Скрипи нога, скрипи, липовая. И вода-то спит. И земля-то спит. И по селам спят. Одна бабка не спит. На моей коже сидит. Мою шерстку прядет. Мое мясо варит. Мою кожу сушит.
В позднейших вариантах эта история заканчивается благополучно, а вот в более ранних финал трагичен: медведь убивает семейную пару и утаскивает с собой. В другой сказке — «Ивашка Медвежье ушко» — медведь отвозит героя в тридевятое царство, в иной мир.
Древнерусские названия Плеяд — «Власожелищи», «Волосыни» — также связаны с богом Волосом-Велесом и медведем. В русских поминальных плачах в качестве метафоры смерти упоминаются окна, занавешенные медвежьей шкурой.
У древних германцев медведь связывался с Одином, у которого было воинство из погибших героев, перенесенных валькириями в Вальхаллу. Они назывались эйнхериями и облачались в медвежьи и волчьи шкуры, оборачиваясь этими зверями, обретая их силу.
В Пермской культуре медведь представлен как сторож мира мертвых. В сохранившихся изображениях он или находится в самом низу композиции (над ним или на нем — человеческий череп), или же идет против хода солнца и несет на спине фигуру человека со свертывающейся спиралью на груди.
Связь медведя с загробным миром прослеживается в верованиях относительно того, что его кости символизируют смерть и могут негативно воздействовать на судьбу человека. В частности, подбрасывание их под остов строящегося дома сулило несчастья хозяину на всю его жизнь.
В общем, с разными богами знались мишки…
Источник