Механизм экономического регулирования охраны окружающей природной среды

2. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды (или «экономический механизм»).

Чем отличается экономический механизм от правового механизма?

Экономический механизм осуществления природоохранной деятельности основывается на экономической заинтересованности природопользователей в охране окружающей среды.

Основывается на положении: охрана окружающей среды будет тогда эффективно осуществляться, когда она будет экономически выгодна. То есть материальный стимул должен лежать в законе об охране окружающей среды.

Глава 4 в фз «Об охране окружающей среды», в статье 14 перечислены методы экономического регулирования.

По их содержанию все эти методы экономического воздействия, которые содержатся в статье 14, можно объединить в три основные группы:

1) Экономические санкции – это меры принудительного взимания с природопользователей платы за негативное воздействие на окружающую среду.

2) Экономические стимулы. В статье 14 прямо указано: предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды.

В прежнем 1991 года было ещё льготное кредитование, возможности повышения цен на экологически чистые продукты… Но широкого применения это всё равно не получило.

Лектор не видела даже предоставления налоговых льгот в Налоговом Кодексе, и получается столкновение – ведь в ФЗ «Об охране окружающей среды» они закреплены, а в НК РФ нет.

3) Экономические гарантии. Утратили свою значимость, потому что в этой главе исчезла глава с финансирование.

Экономические гарантии подразумевают финансирование природоохранной деятельности из бюджетов всех уровней, разработку государственных прогнозов социально-экономического развития, различных экологических программ, мероприятий по охране окружающей среды, осуществление экологического страхования, введение учёта и экологической оценке природных объектов и природно-антропогенных объектов и некоторые другие гарантии (экологическое страхование, аудита, сертификации – но должного развития у нас это не получило).

Статья с 14 по 18 ФЗ «Об охране окружающей среды». Однако только статья 16 (плата за негативное воздействие), статья 17 (поддержка предпринимательства в этой сфере) и экологическое страхование – это всё, что реально действует в этой статье.

Но экологическое предпринимательство тоже нешироко применяется. И экологическое страхование у нас тоже не прижилось, у нас «может осуществляться обязательное государственное страхование», добровольного нет (а раньше было обязательно государственное страхование и добровольное).

А) Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Применяются два вида платежей в природопользовании:

1) Плата за природопользование. Регулируется природоресурсным законодательством.

2) Природоохранные платежи – плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Читайте также:  Краткая характеристика всех природных зон земли

Плата взыскивается на основе двух постановлений правительства:

Постановление Правительства от 28.08.1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы…».

Постановление Правительства от 12.06.2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ…».

Эти два постановления применяются.

Был период в 2002 году при разработке нового Налогового Кодекса вдруг решили этот вид платежей включить в число налогов и обозвать «экологический налог». И применяться стал общий порядок взимания налогов. Но это как-то не очень хорошо реализовывалось. Основным документом был НК РФ, постановление 1992 года отменили… Но потом решили, что там всё слишком индивидуально – все эти объёмы выбросов…

В 2002 и 2003 года Пленум Верховного Суда и Конституционный Суд вернули всё на круги своя – снова неналоговые платежи, вновь действует постановление 1992 года.

Есть множество инструкций и методических указаний.

Но нам расскажут только азы взимания данных платежей.

2) За сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные и подземные водные объекты и на водосборные площадки;

3) За загрязнение недр и почв;

4) За размещение отходов производства и потребления;

5) За загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.

6) И иные виды негативного воздействия.

В соответствии с Постановление Правительства 2003 года «О нормативах платы…» устанавливаются два норматива платы.

Первое – за загрязнение в пределах установленных нормативов.

Второе – за загрязнение в пределах установленных лимитов.

К этому Постановлению 2003 года есть приложение, где даются таблицы.

Загрязнение идёт по трём основным компонентам: загрязнение атмосферы, воды и почва и земля.

Лимит – это предельный уровень нормы. Если разрешают такое лимитное загрязнение – то платят больше и устанавливается срок, в течение которого предприятие должно снизить выбросы и сбросы до нормативных показателей.

Лимитные в пять раз дороже нормативных платежей.

Сверхлимитные загрязнения – они неплановые, на них разрешения не дают, и к ним применяется пятикратное увеличение лимитного платежа.

Помимо этого, по этим трём компонентам природы (атмосферному воздуху, землям, почвам и водам) Постановлением разработаны коэффициенты, учитывающие экологический фактор.

В целом ставка платы за загрязнение осуществляется путём умножения норматив платы в пределах установленных нормативах на коэффициент, учитывающий экологический фактор.

Ставка платы = Норматив умножить на коэффициент.

Плюс ещё коэффициенты, если особо охраняемая территория, повышение на коэффициент инфляции…

Коэффициент состояния атмосферного воздуха и почв разрабатываются в разрезе экономических районов. В Центрально-чернозёмном: 1,5 атмосферного воздуха, состояние почв – 2 (по почвам у нас самый высокий уровень – в связи с особой их ценностью). Коэффициенты по водным объектам разрабатываются по бассейнам морей и рек в разрезе субъектов РФ.

Пример: бассейн реки Нивы: республика Карелия, Новгородская область – и у них различный коэффициент в зависимости от состояния воды.

Читайте также:  Любовная лирика картины природы

Что касается размещения отходов – нет нормативов, применяются лимиты на их размещение. Плата за размещение отходов зависит от класса опасности отхода (а выделяют пять классов опасности).

Первый класс – чрезвычайно опасные, второй – высоко опасные, третий – умеренно опасные…

Плата за загрязнение в пределах нормы осуществляется за счёт себестоимости продукции, работ, услуг, а плата за лимитное загрязнение – за счёт прибыли, остающейся у хозяйствующего субъекта.

Если осуществляется выброс загрязняющих веществ (неважно, нормативное или лимитное) без специального разрешения плата взимается как за сверхлимитное загрязнение.

На сегодняшний момент администратором платы за взимание данных платежей является росприроднадзор (федеральная служба по надзору в сфере природопользования).

Таким образом между бюджетами разделяются: в федеральный – 20%, в бюджеты субъекта и местный бюджет – по 40%.

Раньше были внебюджетные фонды, там 10% федеральные были, 30% субъектов и 60% – местные. Они нормально функционировали, но выявленные нарушения нецелевого использования привели к тому, что в 2002 году эти фонды упразднили.

Плата за негативное воздействие вносится хозяйствующим субъектом поквартально, не позднее 20-го числа третьего месяца квартала.

Внесение платежей за негативное воздействие на окружающей среде не освобождает природопользователей от возмещения вреда, причинённого окружающей среде.

Плата взимается в безакцептном (бесспорном) порядке ежеквартально.

Источник

Вопрос 45 Механизмы экономического регулирования природопользования и охраны окружающей среды.

Под понятием экономического механизма охраны окружающей природной среды понимается совокупность правовых норм, регулирующих условия и порядок аккумулирования денежных средств, поступающих в качестве платы за загрязнение окружающей среды и иные вредные на неё воздействия, финансирование природоохранных мер и экономического стимулирования хозяйствующих субъектов путём применения налоговых и иных льгот.

Основы правового регулирования экономического механизма охраны окружающей среды установлены разд. III Закона «Об охране окружающей природной среды». Его основными элементами в соответствии с Законом являются:

а) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

б) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

в) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

г) предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

д) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

В условиях российского формирующегося рынка можно выделить следующие элементы экономического механизма природопользования:

1. платность природопользования (должна включать плату за право пользования природными ресурсами; за воспроизводство и охрану окружающей среды. Существенное значение в системе платного землепользования должны иметь штрафы за нарушение экосистемы).

Читайте также:  Кинетический самоцвет природа атакует

2. система экономического стимулирования природоохранной деятельности (В систему экономического стимулирования предлагают включить: налогообложение («зеленые» налоги), субсидирование природоохранной деятельности, ускоренную амортизацию природных фондов и другие мероприятия.

Что касается налогообложения, то должны применяться пониженные налоги для ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а техногенные природоемкие производства и технологии должны облагаться повышенными налогами. Повышенные налоги должны применяться при обложении экологически опасной продукции озоноразрушающих препаратов, этилированного бензина, пестицидов, энергоемкой техники и прочего)

3. плата за загрязнение окружающей природной среды (Платежи за загрязнение являются средством наказания предприятий-загрязнителей и средством реализации принципа «загрязнитель платит»)

4. создание рынка природных ресурсов (бирж, проведение аукционов, создание ипотечной системы).

5. совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора, особенно на продукцию природоэксплуатирующих отраслей (Более полный учет экологического фактора в цене на продукты природоэксплуатирующих отраслей стимулировал бы переход производителей на режим ресурсосбережения. Экологически чистая продукция должна иметь более низкую цену для потребителя, чем экологически грязная. Для этого следует вводить систему налогов на экологически грязную продукцию и систему наценок, субсидий, и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. Например, в сельском хозяйстве нужно сделать так, чтобы производителям было выгоднее использовать биологические средства защиты, чем пестициды, органические удобрения, чем минеральные)

6. экологические фонды (Экофонды должны быть дополняющими государственные затраты на экологические нужды. Они должны дополнять финансирование и кредитование программ экологической направленности, содействовать развитию экологического образования и воспитания).

7. экологические программы (Большое значение для общества имеет формирование экологических программ (на международном уровне, внутри страны, региона). Можно привести примеры грандиозных по затратам экологических программ в США по возрождению Великих Озер, японские экологические программы и так далее.Для России — это программы охраны озера Байкал, «чистые речные системы», Чернобыльская зона и другие.)

8. система «залог — возврат» (Пожалуй, самым старым и проверенным экономическим инструментом в охране окружающей среды является залоговая система, или система «залог — возврат». Это хорошо знакомая всем система. Когда мы покупаем какой-нибудь товар, то оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается к нам (возврат пустых бутылок, израсходованных электрических батареек, пластиковых контейнеров и так далее). Данный механизм позволяет снизить поступления отходов в окружающую среду, в том числе и токсичных, сберечь значительные средства и ресурсы за счет утилизации.)

9. экологическое страхование (страхование ответственности предприятий — источников повышенного риска за причинение убытков в связи с аварией, технологическим сбоем или стихийным бедствием, приводящим к загрязнению окружающей среды — это инструмент, смягчающий последствия аварий.)

Таким образом, экономический механизм природопользования в рыночной экономике должен быть нацелен на решение природоохранных задач.

Источник

Оцените статью