Мельхиор де хондекутер птичий концерт

Мельхиор де Хондекутер -птичий Рафаэль

Мельхиор де Хондекутер (1636 — 1695 ) — один из ведущих представителей голландского анималистического жанра, получивший у современников прозвище “Птичий Рафаэль”, крупнейший мастер натюрморта Мельхиор де Хондекутер создавал как небольшие, так и крупноформатные картины, изображавшие в мирном соседстве или в соперничестве всевозможные виды домашних, диких или экзотически-декоративных пернатых.

Эти роскошные полотна пользовались большим успехом в 17-ом веке. Голландский живописец Мельхиор де Хондекутер родился в Утрехте в семье художника. Учился у отца, Гисберта де Хондекутера, а также у своего дяди, Яна Баптиста Веникса.
Мельхиор де Хондекутер получил хорошее литературное и богословское образование и обладал даром слова; он был недалек от выбора карьеры проповедника, но любовь к живописи взяла верх.

В молодые годы жил и работал в Утрехте, в 1659 году переехал в Гаагу, а в 1663 году — в Амстердам.Главное место в творческом наследии мастера занимают картины с изображением охотничьих трофеев и птичьих дворов.
Произведениям Хондекутера свойственны такие качества, как монументальность и декоративность, они поражают красочным богатством.

Почти во всех натюрмортах художника рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными.
Мельхиор де Хондекутер никогда не выходил из скромной области художественной деятельности, им избранной, имевшей, впрочем, значение в голландской живописи, как все, касавшееся домашнего и сельского быта.

Жизнь птичьих дворов в минуты покоя и тревоги; изредка пейзажи с птицами, собаками и другими домашними животными; хищные птицы, нападающие на домашних, — таковы сюжеты его картин, написанных с большим техническим искусством и свидетельствующих о тщательном изучении художником не только внешности его героев, но и их нравов и обычаев.

Живопись его, хотя местами потемневшая от времени, представляет интерес до сих пор, и картины ценятся высоко.

Помимо полотен с битой дичью, художник с увлечением писал картины, называемые птичьими дворами. Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью

Хондекутер виртуозно передает грациозные движения павлинов в нарядном оперении, важно вышагивающих пеликанов и цесарок. Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях!
С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург).

Новые существенные изменения произошли в голландском натюрморте того времени, когда в нем окончательно побеждают декоративные тенденции. На первое место в натюрморте выдвигается жанр охотничьих трофеев как наиболее соответствующий вкусам голландской буржуазии. Самыми крупными мастерами этого жанра были М. де Хондекутер и Я. Веникс.

Читайте также:  Названия всех зимующих птиц

Картина «Птичий концерт»,которую вы видите на иллюстрации.

Множество птиц собралось.Каждая из них поет по-своему, и в целом, этот разноголосый ансамбль звучит едва ли гармонично.Сова дирижирует концертом, сидя над партитурой.Эта картина демонстрирует главную особенность живописи Хондекутера — анималиста- исключительную верность передачи характерных движений, присущих разнообразным птицам, которых художник изучил до мельчайших деталей.

Начиная с 17 века подобные сцены птичьих концертов, где сова выступает в роли дирижера, получили широкое распространение в Нидерландах.Ряд таких сцен был исполнен и Хондекутером.

Он, правда, не первым обратился к данному сюжету. Его учитель Ян Баптист Веникс писали подобные картины до него.Птичьи концерты следует рассматривать вместе с более общей группой концертов животных, а точнее, — с концертами обезьян и концертами кошек.

Конечно, подобные картины мы не должны воспринимать как чисто анималистические произведения, ибо прежде всего, — это морализующие сцены.Сова в них является не столько символом мудрости, сколько выражением духовной слепоты, глупости.
По аналогии с концертами кошек можно предположить, что и здесь главное- дисгармонический характер изображенного музыкального ансамбля: резкие, пронзительные крики и пение более крупных птиц заглушают писк мелких.Само же изображение концерта птиц можно сблизить с изречением Катса: «Каждая птица поет согласно своей породе.» Вытекающая отсюда мораль — выбор слов и стиль речи позволяют нам судить о человеке, с которым мы имеем дело».

В последние годы Melchior de Hondecoeter был уже болен, поэтому картины его последних лет менее красочны и тщательны, как считают искусствоведы.

И напоследок ,один маленький фрагмент,который мне очень понравился.
Так и хочется подставить ладошку и поймать пёрышко.

Hondecoeter умер в доме своей дочери Изабеллы в Warmoesstraat, но был похоронен в Westerkerk (Вестеркерк, или Западная церковь, — протестантская церковь в Амстердаме, построенная в 1620—1631 гг. по проекту Хендрика де Кейзера.

В этой церкви похоронен также и Рембрандт . Его инвентарные списки после смерти содержат только небольшую виселицу (устройство, чтобы держать птиц в правильном положении), а также несколько картин Франса Снейдерса.

Источник

Картина Птичий концерт

картина <Птичий концерт data-lazy-src=

Эта картина наглядно демонстрирует главную особенность живописи Хондеку-тера-анималиста — исключительную верность передачи характерных движений, присущих разнообразным птицам, которых художник изучил до мельчайших деталей. Позади совы изображен петух, а далее, в направлении слева направо мы узнаем веретенника, зимородка, сойку, двух свиристелей и — справа от партитуры — синицу. Эту небольшую группу дополняют две сороки, сидящие на ветке. На более тонкой ветке — два щегла и черноголовая синица, а над ними — деревенская ласточка. Слева отдельную ветку занимает скворец, а справа собирается сесть на дерево зяблик.

Начиная с 17 в., подобные сцены птичьих концертов, где сова выступает в роли дирижера, получили широкое распространение в Нидерландах. Ряд таких сцен был исполнен Хондекутером.

Он, правда, не первым среди художников обратился к»данному сюжету. Франс Снейдерс и Ян Баптист Венике писали подобные картины до него. Как убедительно показал А. П. Миримонд (Mirimonde А. Р., de. Les concerts parodiques chez les maitres du Nord. — „Gazette des Beaux — Arts», 1964, 64, p. 253-280), птичьи концерты следует рассматривать вместе с более общей группой концертов животных, а точнее — с концертами обезьян и концертами кошек. Достойна, например, восхищения маленькая картина Давида Тенирса Младшего (Мюнхен), на которой изображена сова, дирижирующая кошачьим концертом (Schwarz Н. und Plagemann V. Eule — „Reallexikon zur Kentschen Kunstgeschichte». Munchen, 1973, VI, Kol. 313).

Конечно, подобные картины мы не должны воспринимать как чисто анималистические произведения, ибо прежде всего это — морализующие сцены. Сова в них является не столько символом мудрости, сколько выражением духовной слепоты, глупости. Ведь очки, брошенные рядом с партитурой, на которой она сидит, явно намекают на старую фламандскую поговорку: „Кому служат свеча и очки, если сова вообще не желает ничего видеть?»

Нельзя обойти молчанием символическое содержание представленного на данной выставке „Птичьего концерта». По аналогии с „концертами кошек» можно предположить, что и здесь главное — дисгармонический характер изображенного музыкального ансамбля: резкие, пронзительные крики и пение более крупных птиц заглушают писк мелких. Само же изображение концерта птиц можно сблизить с изречением Катса: „Каждая птица поет согласно своей породе». Вытекающая отсюда мо раль — выбор слов и стиль речи позволяют нам судить о человеке, с которым мы имеем дело (Cats J. Spiegel van Ouden en Nieuwen Tvdt. ‘s Gravenhage. 1632).

Melchior de Hondecoeter (1636- 1695), catalogue tentoonstelling, Akademie der Bildenden Kiinste, Wenen, 1968, biz. 16-19; Pigler K. Barockthemen. II. Budapest, 1974, S. 600-601; Tillemans, 1980, biz. 56-57; Leytens L. „Contrapunto bestiale» ou „Catalogue d’oiseau», Bedenkingen bij de plaats van het dier in de Westerse Cultuurmu-ziek. — „Zoom op Zoo, Antwerp Zoo focusing on Arts and Sciences», Anvers, 1985, p. 402-403.

ГОЛЛАНДСКАЯ И ФЛАМАНДСКАЯ ЖИВОПИСЬ XVI-ХVII веков из музеев Антверпена — Каталог выставки. Перевод и редакция русского текста — Н. И. Грицай. Государственный Эрмитаж. Ленинград, 1988 год.

Источник

Читайте также:  Выживание птиц со средними крыльями во время бури

Мельхиор де Хондекутер. Птичий концерт

Мельхиор де Хондекутер (1636 — 1695 ) — один из ведущих представителей голландского анималистического жанра, получивший у современников прозвище “Птичий Рафаэль”, крупнейший мастер натюрморта Мельхиор де Хондекутер создавал как небольшие, так и крупноформатные картины, изображавшие в мирном соседстве или в соперничестве всевозможные виды домашних, диких или экзотически-декоративных пернатых.

На картине с большой степенью точности и выразительности изображено свыше 20 видов различных птиц – как обитателей европейского континента, так и экзотических стран. Собранные волей художника в одну композицию, птицы завораживают своим красочным оперением, его пестротой и блеском.
«Артисты» многоголосного «хора» усердно исполняют произведение сложной партитуры. Центральное место отведено сове: ноты и пенсне, присутствующие рядом, подчеркивают ее главенствующую роль «дирижера». Сама собой возникает параллель с человеческими отношениями и характерами.

Множество птиц собралось.Каждая из них поет по-своему, и в целом, этот разноголосый ансамбль звучит едва ли гармонично.Сова дирижирует концертом, сидя над партитурой.Эта картина демонстрирует главную особенность живописи Хондекутера — анималиста- исключительную верность передачи характерных движений, присущих разнообразным птицам, которых художник изучил до мельчайших деталей.

Начиная с 17 века подобные сцены птичьих концертов, где сова выступает в роли дирижера, получили широкое распространение в Нидерландах.Ряд таких сцен был исполнен и Хондекутером.
Он, правда, не первым обратился к данному сюжету. Его учитель Ян Баптист Веникс писали подобные картины до него.Птичьи концерты следует рассматривать вместе с более общей группой концертов животных, а точнее, — с концертами обезьян и концертами кошек.

Конечно, подобные картины мы не должны воспринимать как чисто анималистические произведения, ибо прежде всего, — это морализующие сцены.Сова в них является не столько символом мудрости, сколько выражением духовной слепоты, глупости.

По аналогии с концертами кошек можно предположить, что и здесь главное- дисгармонический характер изображенного музыкального ансамбля: резкие, пронзительные крики и пение более крупных птиц заглушают писк мелких.Само же изображение концерта птиц можно сблизить с изречением Катса: «Каждая птица поет согласно своей породе.» Вытекающая отсюда мораль — выбор слов и стиль речи позволяют нам судить о человеке, с которым мы имеем дело».

Источник

Оцените статью