Мельхиор де Хондекутер. Птичий концерт
Мельхиор де Хондекутер (1636 — 1695 ) — один из ведущих представителей голландского анималистического жанра, получивший у современников прозвище “Птичий Рафаэль”, крупнейший мастер натюрморта Мельхиор де Хондекутер создавал как небольшие, так и крупноформатные картины, изображавшие в мирном соседстве или в соперничестве всевозможные виды домашних, диких или экзотически-декоративных пернатых.
На картине с большой степенью точности и выразительности изображено свыше 20 видов различных птиц – как обитателей европейского континента, так и экзотических стран. Собранные волей художника в одну композицию, птицы завораживают своим красочным оперением, его пестротой и блеском.
«Артисты» многоголосного «хора» усердно исполняют произведение сложной партитуры. Центральное место отведено сове: ноты и пенсне, присутствующие рядом, подчеркивают ее главенствующую роль «дирижера». Сама собой возникает параллель с человеческими отношениями и характерами.
Множество птиц собралось.Каждая из них поет по-своему, и в целом, этот разноголосый ансамбль звучит едва ли гармонично.Сова дирижирует концертом, сидя над партитурой.Эта картина демонстрирует главную особенность живописи Хондекутера — анималиста- исключительную верность передачи характерных движений, присущих разнообразным птицам, которых художник изучил до мельчайших деталей.
Начиная с 17 века подобные сцены птичьих концертов, где сова выступает в роли дирижера, получили широкое распространение в Нидерландах.Ряд таких сцен был исполнен и Хондекутером.
Он, правда, не первым обратился к данному сюжету. Его учитель Ян Баптист Веникс писали подобные картины до него.Птичьи концерты следует рассматривать вместе с более общей группой концертов животных, а точнее, — с концертами обезьян и концертами кошек.
Конечно, подобные картины мы не должны воспринимать как чисто анималистические произведения, ибо прежде всего, — это морализующие сцены.Сова в них является не столько символом мудрости, сколько выражением духовной слепоты, глупости.
По аналогии с концертами кошек можно предположить, что и здесь главное- дисгармонический характер изображенного музыкального ансамбля: резкие, пронзительные крики и пение более крупных птиц заглушают писк мелких.Само же изображение концерта птиц можно сблизить с изречением Катса: «Каждая птица поет согласно своей породе.» Вытекающая отсюда мораль — выбор слов и стиль речи позволяют нам судить о человеке, с которым мы имеем дело».
Источник
Мельхиор де Хондекутер -птичий Рафаэль
Мельхиор де Хондекутер (1636 — 1695 ) — один из ведущих представителей голландского анималистического жанра, получивший у современников прозвище “Птичий Рафаэль”, крупнейший мастер натюрморта Мельхиор де Хондекутер создавал как небольшие, так и крупноформатные картины, изображавшие в мирном соседстве или в соперничестве всевозможные виды домашних, диких или экзотически-декоративных пернатых.
Эти роскошные полотна пользовались большим успехом в 17-ом веке. Голландский живописец Мельхиор де Хондекутер родился в Утрехте в семье художника. Учился у отца, Гисберта де Хондекутера, а также у своего дяди, Яна Баптиста Веникса.
Мельхиор де Хондекутер получил хорошее литературное и богословское образование и обладал даром слова; он был недалек от выбора карьеры проповедника, но любовь к живописи взяла верх.
В молодые годы жил и работал в Утрехте, в 1659 году переехал в Гаагу, а в 1663 году — в Амстердам.Главное место в творческом наследии мастера занимают картины с изображением охотничьих трофеев и птичьих дворов.
Произведениям Хондекутера свойственны такие качества, как монументальность и декоративность, они поражают красочным богатством.
Почти во всех натюрмортах художника рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными.
Мельхиор де Хондекутер никогда не выходил из скромной области художественной деятельности, им избранной, имевшей, впрочем, значение в голландской живописи, как все, касавшееся домашнего и сельского быта.
Жизнь птичьих дворов в минуты покоя и тревоги; изредка пейзажи с птицами, собаками и другими домашними животными; хищные птицы, нападающие на домашних, — таковы сюжеты его картин, написанных с большим техническим искусством и свидетельствующих о тщательном изучении художником не только внешности его героев, но и их нравов и обычаев.
Живопись его, хотя местами потемневшая от времени, представляет интерес до сих пор, и картины ценятся высоко.
Помимо полотен с битой дичью, художник с увлечением писал картины, называемые птичьими дворами. Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью
Хондекутер виртуозно передает грациозные движения павлинов в нарядном оперении, важно вышагивающих пеликанов и цесарок. Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях!
С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Новые существенные изменения произошли в голландском натюрморте того времени, когда в нем окончательно побеждают декоративные тенденции. На первое место в натюрморте выдвигается жанр охотничьих трофеев как наиболее соответствующий вкусам голландской буржуазии. Самыми крупными мастерами этого жанра были М. де Хондекутер и Я. Веникс.
Картина «Птичий концерт»,которую вы видите на иллюстрации.
Множество птиц собралось.Каждая из них поет по-своему, и в целом, этот разноголосый ансамбль звучит едва ли гармонично.Сова дирижирует концертом, сидя над партитурой.Эта картина демонстрирует главную особенность живописи Хондекутера — анималиста- исключительную верность передачи характерных движений, присущих разнообразным птицам, которых художник изучил до мельчайших деталей.
Начиная с 17 века подобные сцены птичьих концертов, где сова выступает в роли дирижера, получили широкое распространение в Нидерландах.Ряд таких сцен был исполнен и Хондекутером.
Он, правда, не первым обратился к данному сюжету. Его учитель Ян Баптист Веникс писали подобные картины до него.Птичьи концерты следует рассматривать вместе с более общей группой концертов животных, а точнее, — с концертами обезьян и концертами кошек.
Конечно, подобные картины мы не должны воспринимать как чисто анималистические произведения, ибо прежде всего, — это морализующие сцены.Сова в них является не столько символом мудрости, сколько выражением духовной слепоты, глупости.
По аналогии с концертами кошек можно предположить, что и здесь главное- дисгармонический характер изображенного музыкального ансамбля: резкие, пронзительные крики и пение более крупных птиц заглушают писк мелких.Само же изображение концерта птиц можно сблизить с изречением Катса: «Каждая птица поет согласно своей породе.» Вытекающая отсюда мораль — выбор слов и стиль речи позволяют нам судить о человеке, с которым мы имеем дело».
В последние годы Melchior de Hondecoeter был уже болен, поэтому картины его последних лет менее красочны и тщательны, как считают искусствоведы.
И напоследок ,один маленький фрагмент,который мне очень понравился.
Так и хочется подставить ладошку и поймать пёрышко.
Hondecoeter умер в доме своей дочери Изабеллы в Warmoesstraat, но был похоронен в Westerkerk (Вестеркерк, или Западная церковь, — протестантская церковь в Амстердаме, построенная в 1620—1631 гг. по проекту Хендрика де Кейзера.
В этой церкви похоронен также и Рембрандт . Его инвентарные списки после смерти содержат только небольшую виселицу (устройство, чтобы держать птиц в правильном положении), а также несколько картин Франса Снейдерса.
Источник
МЕЛЬХИОР де ХОНДЕКУТЕР. Птичий Рафаэль
Мельхиор де Хондекутер (нидерл. Melchior d’Hondecoeter, около 1636 — 3.4.1695) — нидерландский художник-анималист. Родился в Утрехте, с 1659 работал в Гааге, с 1663 — в Амстердаме. На своих картинах рисовал преимущественно птиц — часто экзотических или в виде охотничьих трофеев — на фоне парковых ландшафтов. Современники прозвали его «Птичьим Рафаэлем» (нидерл. Raphaël van de vogels). Несколько его работ («Птицы в парке», «Домашние птицы», «Охотничьи трофеи») хранятся в коллекции «Эрмитажа» (Санкт-Петербург).
Птицы в парке. 1680. 144 х 159 см. Государственный музей (Амстердам, Нидерланды)
Птицы в парке (подробнее). 1680. Государственный музей (Амстердам, Нидерланды) Лучшие произведения Хондекутера, часто имеющие аллегорически-морализирующий подтекст, отличаются барочной прихотливостью композиционных решений, нарядной декоративностью колорита. Хондекутер писал также натюрморты с битой дичью. Мельхиор был сыном художника Gijsbert Hondecoeter, внук Гиллис Клас. Hondecoeter, и двоюродный брат Jan Weenix. Hondecoeter был обучен своим отцом, а после его смерти в 1653 обучался у своего дяди Jan Baptist Weenix.
Gijsbert Hondecoeter с семьей Главное место в творческом наследии мастера занимают картины с изображением охотничьих трофеев и птичьих дворов. Произведениям Хондекутера свойственны такие качества, как монументальность и декоративность, они поражают красочным богатством. Почти во всех натюрмортах художника рядом с битой дичью изображены живые звери, что делает картины необыкновенно выразительными и динамичными. С большой убедительностью показывает Хондекутер кошку, забравшуюся на стол с битой дичью и укравшую птичку. Вороватое животное, не желающее бросать свою добычу, с пренебрежением и в то же время с опаской смотрит на собаку, злобно лающую внизу. Подобные приемы, вносящие в натюрморты живость, художник использовал и в других картинах с охотничьими трофеями. К сожалению, некоторые произведения Хондекутера многое теряют из-за излишнего пристрастия мастера к декоративности.
Птицы в парке. 1686. Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия)
Птицы в парке (2). 1686. 155 х 135 см. Эрмитаж (Санкт-Петербург, Россия) Помимо полотен с битой дичью, художник с увлечением писал картины, называемые птичьими дворами. Можно спорить о том, относятся ли эти произведения к жанру натюрморта (хотя выше уже упоминалось, что для голландских живописцев натюрморт — это не только изображение «мертвой натуры»), но в искусстве Голландии подобные композиции пользовались необыкновенной популярностью. Хондекутер виртуозно передает грациозные движения павлинов в нарядном оперении, важно вышагивающих пеликанов и цесарок. Каких только экзотических пернатых красавцев не встретишь в его композициях! С таким же мастерством показаны и обычные домашние птицы: яркие утки, куры, горластые петухи, прогуливающиеся между гордыми «иностранцами» («Домашние птицы», «Птицы в парке», 1686 — обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Птицы и обезьяны, 1670-е. Рейксмузеум, Амстердам
Птицы, бабочки и лягушки среди растений и грибов. 1668. Лондонская национальная галерея Произведения, изображавшие живые заморские диковины, заставляли зрителей замирать в восхищении перед полотнами мастера. Такие картины вскоре практически вытеснили композиции с простыми и скромными голландскими мотивами. Подобно многим своим современникам-живописцам, Хондекутер стремился приукрасить реальность, сотворить нечто эффектное и праздничное.
Петух, куры и цыплята. 1668-70, Лондонская национальная галерея
Aigles attaquant де poules. (1673). Лувр, Париж
Куры и утки.1651-1695. Маурицхейс, Королевская картинная галерея, Гаага
Птицы и спаниель в саду. Королевская коллекция, Виндзорский замок (Лондон, Великобритания)
Павлины и Утки. 1680. 177 х 211 см. Wallace Collection (Лондон, Великобритания)
Павлины. (1683) Музей «Метрополитен»
Натюрморт с дичью, и спаниель — Калифорния, Дворец Почетного легиона
A Palace Garden with Exotic Birds and Farmyard Fowl
«Натюрморт с животными», 1680-1690, Музей Прадо, Мадрид, Испания
Концерт Птиц. 1670
Натюрморт с птицами (охотничье снаряжение). 1670-е. Национальный музей, Гданьск
Лебеди и павлины. Museu Nacional де Belas Artes, Рио-де-Жанейро
Мешок охотника, рядом пень и сорока, известный как «созерцательная сорока». 1678. Государственный музей Амстердама
Гордый петух
Павлины
Птицы в саду
Бой петухов
- Запись понравилась
- 0 Процитировали
- 0 Сохранили
- 0Добавить в цитатник
- 0Сохранить в ссылки
Источник