Внеклассное мероприятие по теме: «Природа — наш дом родной»
· развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление.
· рисунки цветов, грибов, ягод, животных;
Помни! Мы в лесу не хозяева, а гости.
Звучит стихотворение С. Погореловского « Лес». (птичьи голоса)
Весь в росе, как в серебре?
Учитель: (на фоне птичьих песен, взятых из записи «Птичьи голоса».
— Дорогие ребята, уважаемые гости, я приглашаю вас на экскурсию в лес. Тихо в лесу и сумрачно. Но остановись и прислушайся, присмотрись: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны.
Много интересного в лесу! Нужно уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Здесь свои праздники, несчастные случаи. Там есть герои и разбойники.
-Сегодня на нашей игре встречаются две команды: « Солнышко» и
« Радуга». Оценивать вас будет опытное жюри по пятибалльной системе.
-Итак» Что в лесу растёт, кто в лесу живёт.», я открываю первую страницу устного журнала. Она называется:
— Что собой представляет лес? ( ответы)
— Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения, птицы, звери и насекомые. В лесу растут деревья, кусты, травы. А вот знаете вы их или нет, сейчас проверим.
Конкурс 1. « Загадочный» ( разминка)
(загадки о деревьях, кустарниках, травах.)
А в иголках круглый год? ( ель )
3) С этих шариков пушистых
Полетят парашютисты. ( одуванчик )
В белых платьицах подружки. ( берёза )
6) Самое сладкое дерево наших лесов. ( липа )
(картинки растений на слайдах)
— Ещё в лесу много домов. Это норы, гнёзда, дупла. Угадайте, кто в них живёт.
Конкурс 2. «Кто и где живёт».
* Он любит забавы, музицирует, любит мёд. (Медведь.)
*Резвый, непоседливый зверёк, сушит грибы на зиму. Меняет шубку на зиму. (Белка.)
*Меньше белки, зимой спит, по телу (спине) идут полосы. (Бурундук)
*Похож на собаку, но больших размеров, хищник. (Волк).
— Ребята, к нам пришли письма из леса. Вот два письма. Нужно узнать кто их написал.(каждой команде по письму)
Конкурс 3. « Почтовый ящик.» (письма в конвертах)
Конкурс 4. «Загадочное животное.»
— Расшифруйте названия животных.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Конкурс 5. «Ромашка.» ( У ромашки отрывают лепестки. )
— На лепестках на тему « Легенды о растениях.» Команды по очереди отрывают лепестки и отвечают на вопрос.
1) В одной из сказок братьев Гримм принцесса заснула на сто лет, т.к. уколола шипами этого цветка пальчик. ( Шиповник. )
2) Древнегреческая легенда гласит, что этот цветок назван по имени врача Пеона, который лечил людей отварами цветов. ( Пион. )
3) Утверждают, что эти белые полевые цветы служили зонтиками для гномов. ( Ромашки. )
4) Согласно украинской легенде, в этот цветок был превращён юноша с ярко – синими глазами. Цветок назвали по имени юноши. ( Василёк.)
— Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, но с каждым годом цветов становится всё меньше и меньше.
С каждым годом заметнее это.
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
И безумно, безжалостно рвали….
— Ребята, надо ли рвать цветы? ( Ответы детей.)
Читает стихотворение азербайджанского поэта Самуа Вергуна:
Я должен над цветами поклониться
Не для того, чтоб рвать, или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
— Следующий конкурс №6 «Эрудит.»
1) Стрекоза – вредное или полезное насекомое? Чем она питается? (Полезное. Она хищник и питается мелкими насекомыми и их личинками. )
2) Зачем нужны змеи, ведь они опасны? ( Змеи приносят больше пользы, чем вреда, уничтожая огромное количество вредных грызунов. Змеиный яд используется в медицине.)
3) Почему в лесу нельзя уничтожать даже ядовитые грибы? ( Они являются кормом и лекарством для многих животных.)
4) Что случается с пчелой после того, как она кого-нибудь ужалит? ( Пчела погибает.)
5) Своей яркой окраской этот жучок словно предупреждает: « Не тронь меня, я несъедобный». И не трогают его звери и птицы. ( Божья коровка.)
6) Почему у лиственницы такое название? (Она, как лиственные деревья, сбрасывает хвою.)
-И последний конкурс на этой странице № 7 « Жалоба».
— Я вам предлагаю вытянуть одну из карточек с текстом жалобы животного и определить, о ком идёт речь и какую пользу оно приносит.
Открывается вторая страница нашего журнала
— Лес – это скатерть самобранка. А на ней голубика, малина, ежевика, орехи, грибы. А знаете ли вы, что грибы заменяют мясо?!
1 задание. Игра « По грибы, по ягоды».
— Сейчас нам предстоит пойти в лес по грибы, по ягоды. Но, как вы знаете, не все грибы и ягоды пригодны в пищу для человека. Поэтому вы должны определить, что мы будем собирать.
· Голубая поляна. Разве такое бывает? Но, приглядись, вся она покрыта маленькими кустарничками. А на них висят голубые ягоды. Они и окрашивают поляну в голубой цвет. (Голубика.)
· В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Маслята. )
· Гриб красивый, яркий. Для некоторых животных этот гриб- лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу, и для человека- смертельный яд! ( Мухомор. )
· Приникли к земле красивые, вырезанные по краям листочки. А между ними на тонкой ножке – вкусная и ароматная ягода. Первая ягода лета. ( Земляника. )
Задание 2 «Дары леса». Кроссворд.
Вверх руки подняли и покачали
Низко присели, вниз посмотрели
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят,
Где они сядут, тоже покажем .
Сели все дружно назад.
— Перелистываем следующую страницу 3 , а называется она
— В лесу своя аптека, которая помогает нам ,людям, избавиться от многих болезней.
— Какие вы знаете лекарственные растения и чём они помогают? ( ответы детей )
1. Какие лекарственные травы применяются при простуде? ( Шалфей, чабрец, базилик, листья и ягоды смородины. )
2. Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? ( Отвар крапивы, листья подорожника, чистотел. )
3. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе? (Зверобой.)
4. Какие растения помогают при упадке сил? ( Отвар или сироп шиповника, боярышник, зверобой. )
— Я бы хотела немного добавить:
· Болезни сердца лечит настой валерианы и ландыша. Из 100 г сухого ландыша получается 1 литр лекарства.
· Кашель, бронхит лечит настой из мать и мачехи.
· Капли зверобоя убивают микробы, лечат дёсна, затягивают ранки.
· Сок брусники пьют при повышенном кровяном давлении.
· Сок пастушьей сумки останавливает кровотечение.
· Корень одуванчика лечит заболевания печени, желтуху, гастрит.
— Этот список можно ещё долго продолжать. Пользуйтесь дарами леса, ребята, укрепляйте своё здоровье.
4 страница – « Красная книга».
Учитель показывает « Красную книгу».
— Почему книга красная? ( Это сигнал опасности, обрати внимание.)
— В Красную книгу включают растения и животных, которые больше других нуждаются в защите! Эта книга с каждым годом становится всё толще.
— Каких вы знаете животных, занесённых в Красную книгу? ( ответы детей )
— А многих животных и растений этой книги можно скоро будет увидеть только на картинке ( показываю и называю).
Розовый пеликан, утка-мандаринка, розовая чайка, Амурский тигр, манул, жужелица Кавказская, женьшень, венерин башмачок, прострел (сон-трава).
— Неужели наступит весна без пения птиц, лето — без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.
— Открываем последнюю 5 страницу нашего журнала «Как вести себя в лесу, на лугу, в поле?»
— Давайте вспомним правила поведения в природе. Каждая команда называет по очереди, кто больше вспомнит.
· НЕ кричи, не пугай животных и птиц. Они любят добрых детей.
· НЕ рви цветы. За тобой пойдут сотни людей, пусть они тоже полюбуются ими.
· НЕ ломай зря деревья, кусты, не делай надрезы. От этого они сохнут и погибают.
· НЕ лови ради забавы бабочек, муравьёв и других животных.
· НЕ сори. Убирай за собой стеклянную посуду. Пожар может возникнуть от стекляшки.
· НЕ отрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
· НЕ отпускай собаку в лесу. Она легко может поймать плохо летающих птенцов.
· В лесу старайся ходить по тропинкам.
Ученики читают стихотворения:
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Приготовь для них кормушки.
— Белла Дижур написала « Жалобную книгу природы».Это грустная книга. А многие её страницы – даже страшные. « Рыбные кладбища. SOS ! – кричат реки». Таковы названия некоторых глав. И всё — таки писательница заканчивает свою книгу с надеждой. Она верит, что разум и доброта победят.
Стихотворение Станислава Куняева читают дети:
Я люблю тебя большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне:
Не губи последнего тайменя,
Пусть гуляет в тёмной глубине.
Не губи последнего болота,
Чтобы на земле осталось что-то
От чего щемит в моей груди.
— Человек многое может, но он – сын природы. Погубив окружающую среду, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом.
Звучит финальная песня.
Чтоб могли цветы расти
Всюду без опаски,
Их в букеты ты не рви –
Относись к ним с лаской.
Другом ты природе будь:
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.
Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.
Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
Сохранить несложно.
— Вот и закрыта последняя страница нашего журнала. Я думаю, каждый из вас понял, что природу надо беречь и помогать ей, как другу.
Источник