«Турнир знатоков природы»
план-конспект занятия (природоведение) по теме
Цель: закрепить и расширить знания о живой и неживой природе.
- Способствовать расширению кругозора обучающихся.
- Способствовать развитию внимания и речи обучающихся.
- Способствовать развитию коллективных навыков в игре.
- Карточки с буквами;
- Аудиозапись музыки «Звуки природы»;
- Билеты;
- Карточки «Птичьи рекорды».
(Тихо звучит музыка «Звуки природы»)
-Чудесен и таинственен мир природы! Прислушайтесь к журчанию речных струй, пению птиц, шелесту трав, гудению шмелей, и вы поймёте это.
Удивительны наши сказочные леса! А поляны- настоящие оранжереи природы! Природа предстаёт пред нами в своей ясной гармонии и красе. Солнце, лес, песчаный берег, вода, ветер.. приносят нам огромную радость.
«Про всех на свете» Б.Заходер
Все-все на свете, на свете все нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и нелепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд-
Кто делает мёд, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны-
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Всем и всему на Земле есть место. Как жить в таком многонаселённом мире всем вместе? Как не мешать друг другу и не навредить природе? Люди смогут жить, если каждый человек своими действиями будет сохранять природу, а не разрушать её. Нам надо только хранить и умножать красоту природы. Наша задача – хранить жизнь, а не убивать, не мучить никого.
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей, внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
— Через несколько лет вы станете взрослыми, и на ваши плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу страны, всей Земли. Оберегать природу всегда и везде. Чтобы оберегать природу, её надо знать…
Итак, начинаем турнир «Знатоки природы».
1 этап. РАЗМИНКА. 2 команды
Раздаются буквы для составления слов.
Это название ваших команд.
1 стр. «Занимательная биология»
- Какая птица выводит птенцов даже зимой? (Клёст)
- Полосатая африканская лошадь? (Зебра)
- Корнеплоды какого растения называют вторым хлебом? (Картофель)
- Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)
- Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (Белка)
- Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным)
- Самая большая птица в мире? (Страус)
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Птенцы кукушки)
- Что случается с пчелой, после того как, она ужалит? (Погибает)
- Растёт ли дерево зимой? (Нет, оно замирает)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Не может, он не умеет разговаривать)
- Окоп для медведя на зиму? (Берлога)
- Жвачное животное с молоком? (Корова)
- Много рогатого скота? (Стадо)
- Какая из нот не нужна для компота? (Соль)
- Какую воду можно унести в решете? (Лёд)
- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см)
- Почему львы едят сырое мясо? (Потому что, варить не умеют)
- Какой город летает? (Орёл)
- Рыба с человечьим именем? (Карп)
- Как написать «мышеловка» пятью буквами? (Кошка)
- Что за зверь скажите-ка мне, братцы, может сам в себя забраться? (Норка)
- Чёрная каша? (Гречневая)
- Лысеющий цветок? (Одуванчик)
- Эту траву и слепой узнает. (Крапиву)
- (Подсчёт очков и запись)
2 стр. «Знаешь ли ты природу?»
Вопросы – загадки команды отгадывают по – очереди. Если команда не отгадала, то право отгадывать переходит ко 2-й команде. Если и 2-я команда не отгадала, то отгадывают зрители.
Других он подгоняет. (Ветер)
Расцветает от спички. (Природный газ)
Кружевной и синий- синий. (Небо)
Узнай по описанию время года.
- Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идёт мокрый снег. Реки, озёра, пруды покрываются льдом. (Поздняя осень)
- Птицы ведут себя спокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся жёлтыми, красными, бурыми и опадают. Идёт уборка картофеля, моркови, свёклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Осень)
- Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озёра, пруды скованы льдом. Замёрзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Зима)
- Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые – белые лёгкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Весна)
- Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зелёным ковром. Весело щебечут птицы, заботясь о своём потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчёлы. Всё вокруг движется, радует яркими красками. (Лето)
Иглой зелёной выйдет к свету,
Снял зелёный – мерит новый:
Жёлтый, красный и лиловый. (Листопад)
В щи кладут и так едят. (Томат)
Зимует без иголок. (Лиственница)
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Хвост на вёсла поменяла. (Лягушка)
А за хвост не поднимешь. (Ящерица)
А в нежарких – в зоопарках.
Поднялся в высь и был таков. (Пеликан)
Ростом он почти, что с дом.
Будто нос лет тысячу рос. (Слон)
В море день и ночь верчусь.
По следам добычи мчусь. (Акула)
- Какие ноги вырастают у головастика раньше – передние или задние? (Задние)
- Чем отличается сено от соломы? (Сено – это скошенная трава, солома – это стебли злаков)
- Сказка о пользе коллективного труда? (Репка)
- Хобот – это нос или губа? (Губа)
- Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)
- Крупа из проса? (Пшено)
- Сер, да не волк
С копытами, а не лошадь. (Осёл)
Не живут ужи, где живут ежи. Почему?
(Поведение, походка, жесты, мимика)
(Подведение итога и запись)
3 этап. Конкурс стихов о природе.
Это всё вокруг — …(природа (хором)
Зимой бела, весной – светла.
Прекрасней нет моей Земли
Куда не глянь – цветы вокруг,
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Есть просто храм, есть храм науки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Защитим её все вместе мы, Как дружная семья:
Ей мы служим, что есть сил.
Чистый и прозрачный воздух
На доске картины. Выбирают карточку, рисуют по очереди мелом на доске с завязанными глазами.
5 этап. Общий конкурс «Это интересно»
Ворона в павлиньих перьях – так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно старается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.
Волк в овечьей шкуре- речь идёт о нехорошем, лживом человеке, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать себя добрым.
Ни жарко, ни холодно – безразлично, всё равно. О равнодушном отношении к кому – либо или к чему-либо.
Желторотый птенец- очень молодой, неопытный человек.
Играть в кошки- мышки – хитрить, лукавить, стараться обмануть.
Ищи ветра в поле – не вернёшь обратно, не найдёшь.
Крокодиловы слёзы – лицемерные слёзы, притворное сожаление, применяется к людям, притворяющимися сильно огорчёнными несчастьем кого- либо. Основано на древнем поверье, будто у крокодила, перед тем как съесть свою жертву, текут слёзы.
Львиная доля – большая часть чего-либо.
Схватывать на лету – быстро, легко запоминать, усваивать.
Сказка про белого бычка – бесконечное повторение одного и того же.
Хлопать ушами – слушать что-либо, не понимая, не воспринимая то, что говорят.
Уши вянут – противно что-то слушать.
Природа наш общий дом. Чтобы сохранить наш общий дом, его нужно всё время поддерживать, строить.
Бог создал Землю, тёплой и живой
И человеку отдал: «Вот дом твой!
У дома миллионы разных лиц
Деревьев и цветов, зверей и птиц.
Живи на радость, Землю береги!»
Источник