3.Понятие и природа местного самоуправления.
Самоуправление представляет собой такую форму социального регулирования, при которой субъект управляет своими собственными делами, действует на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоконтроля.
Понятие МС в современной правовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми учеными определения. Так,
И.В. Выдрин и А.И. Кокотов понимают под МС «процесс управления низовыми территориальными сообществами жителей, основанный на следующих принципах:
— разумное сочетание представительных институтов и институтов непосредственной демократии;
— предоставление всем субъектам территориальных сообществ жителей широких возможностей по проведению в жизнь собственных интересов;
— политико-правовая привязанность органов МС к коренным запросам жителей» 2 .
В.С. Шугрина рассматривает МС как деятельность населения по решению вопросов местного значения и одну из разновидностей социального управления. 3
Н.С. Бондарь рассматривает МС в трех аспектах:
1) как институт гражданского общества;
2) как институт правового положения личности;
3) как институт организации публичной власти. 4
В.В. Мамонов говорит о МС как об элементе механизма национальной безопасности. 5
В.И. Васильев рассматривает МС как «рубежный институт, где общество встречается с государством и где мера «погружения» государства в общество, так же как и мера «восхождения» общество к государству, определяется конкретными историческими условиями». 6
С.И. Ожегов дает следующее определение термину «местное самоуправление»: внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-либо организации, коллективе. 7 Следует отметить, что это определение было дано в то время, когда местного самоуправления в нашей стране практически не существовало.
А.В. Малько понимает под МС относительно самостоятельный уровень публичной власти в государстве, обеспечивающий решение местным сообществом вопросов своего непосредственного жизнеобеспечения на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоконтроля. 8
Основным документом, устанавливающим правовой статус МС в РФ, является Конституция РФ. Большинство ученых строят свои рассуждения на основании ст. 3 Конституции РФ, в которой сказано, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, либо через органы государственной власти, либо через органы МС. Согласно ст. 12 Конституции РФ в РФ признается и гарантируется МС. Оно в пределах своих полномочий самостоятельно и не входит в систему органов государственной власти.
МС упоминается еще в ряде статей Конституции (ст. 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 68 и др.). Организации МС посвящена гл. 8 Конституции РФ. Тем не менее, в Конституции не дается определения понятию МС.
Законодательное определение МС дается в Законе о МС 2003 г., согласно которому местное самоуправление в России – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в некоторых случаях законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решения населением непосредственно или через органы МС вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Определение МС в российском законодательстве несколько отличается от используемого в Европейской хартии. В соответствии с п. 1 ст. 3 Хартии под МС понимается право и способность органов МС регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения. Хартия по МС в первую очередь понимает деятельность органов МС, в то время как российский закон подчеркивает участие населения.
Традиционно отмечают 3 аспекта интерпретации МС:
- как основа конституционного строя;
- как форма народовластия;
- как права граждан и населения на решения вопросов местного значения.
Источник
1. Природа местного самоуправления (мсу)
МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.
В соответствии с таким подходом в ст. 3 Конституции РФ устанавливается:
1. Высшим и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и ОМСУ.
Таким образом, суть МСУ – признание права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по вопросам местной (своей) жизни и самому отвечать за их последствия.
2. Основные теории мсу
Формирование целого ряда теорий МСУ относится к середине 19 в., но процесс углубления теоретических основ происходит и в настоящее время.
В научной литературе существуют различные классификации теорий МСУ. Основанием классификации служат принципы разграничения функций государства и МСУ.
В соответствии с данным подходом различают 3 основные теории:
Общественная теория. Представители (Теория свободной общины) – Гнейст, Майер, Лабанд, Лесслер. По их мнению, наряду с тремя конституционными властями необходимо признавать четвертую власть – общинную, источником которой является народ. Причем круг общинных дел отличается от государственных, государство должно признавать общину и не вмешиваться в ее внутренние дела. Должностные лица МСУ согласно этой теории не являются государственными чиновниками. Недостатки теории – практическое противоречие главного постулата теории – невмешательства государства, свобода общины.
Общественная теория включает разновидности этой теории:
Хозяйственная – (Моль, Васильчиков) устанавливает, что функции МСУ строго хозяйственные, они определяют самостоятельность общины и ненужность государственного надзора за ее деятельностью. На практике в общине присутствуют и властные функции, которые не являются только хозяйственными.
Юридическая – исходит из того, что органы МСУ выполняют часть государственных дел, но не являются органами государства и обладают самостоятельно предоставляемыми им государством правами.
Политическая – основывается на том обстоятельстве, что должностные лица МСУ не принадлежат к профессиональному чиновничеству, так как они выбираются местные населением, а не назначаются Правительством.
Государственная теория. Представители – Штейн, Лазаревский, Градовский. Данная теория противоположна общественной: МСУ – часть государства, точное разделение государственных и местных дел невозможно, местные дела – часть государственных дел, переданных на исполнение на места. Источником местной власти является государство, местное сообщество не обособлено от государства, а служит его интересам. Данная теория реализовывалась в практике советского периода (1917-1991гг.). Между государственными и местными делами существует разница, принципиальное различие заключается в том, что государство имеет дело с гражданами, а МСУ – с жителями, обеспечение гражданских и социальных свобод – это функции государства, а устройство жизни в конкретном поселении — вопросы МСУ.
Большинство ученых в настоящее время придерживаются позиции двойственного характера МСУ, т.е. являются сторонниками государственно-общественной теории. Она предполагает сочетание общиной как местных дел, не требующих участия государства, так и государственных дел, при выполнении которых органы МСУ выступают представителями государства и подотчетны государству.
МСУ отличается от самоуправления в общественных организациях, которые не обладают силой публичной власти, наличие которых у ОМСУ установлено законом, все решения органов МСУ обязательны для жителей. В общественных организациях членство может быть прекращено, в МСУ – нет.
Источник