Методологические принципы осмысления природы права

Лекция 2. Правопонимание

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к феномену.

Поиск научного правопонимания ведется тысячелетия, и поскольку общество, складывающиеся в нем условия жизни людей постоянно развиваются, то изменяются и представления людей о праве, о его роли в жизни общества.

Юриспруденцией выработано множество правовых теорий, по-разному раскрывающих природу права, как следствие, существует несчетное количество дефиниций права, среди которых нет ни одной общепризнанной. Это обусловлено не только тем, что развитие науки позволяет обнаруживать все новые свойства, признаки права, но и необходимостью учитывать социальные и гносеологические факторы, предопределяющие разнообразие в понимании права и его определениях.

Полярные позиции возникают при определении права как идеального и реального объектов познания. Соответственно, существует два основных методологических подхода к определению права: эмпирический и рационально-идеалистический.

Эмпирический подход предполагает изучение права во всем его историческом многообразии и выделение на этой основе существенных отличительных признаков права. Право рассматривается как факт эмпирической действительности. При таком подходе достигается согласие по ряду концептуальных вопросов правопонимания: право есть совокупность норм, обладает свойством нормативности, исторически изменчиво, его реализация обеспечивается принудительной силой и др. Но познание эмпирической правовой действительности не позволяет отличить право от неправа, право от произвола, право от других социальных норм.

В рационально-идеалистическом правопонимании право воспринимается и как явление, и как идеал. При таком подходе в качестве аксиомы признается существование универсального определения права, выражающего его сущность, а задача ученых состоит в том, чтобы раскрыть идеальную природу права. Постулируется, что право должно быть благодатным, справедливым, нравственным, морально верным, обеспечивающим свободу и т.д. Поиски абсолютной умопостигаемой сущности права привели к многовариантной концепции так называемого естественного права и многим другим идеальным гипотезам права.

Разнообразие методологических подходов к пониманию права влечет за собой появление множества правовых школ, каждая из которых вырабатывает собственное понимание права. Вырабатываемые правовыми школами понятия права можно разделить на два типа – позитивистские и непозитивистские – в зависимости от трех критериев: соотношения права и закона, соотношения права и государства, восприятия естественных прав человека как содержания права.

Понятия права, исходя из позитивистского правопонимания

Позитивистское понимание права предполагает, что право и закон отождествляются, а под правом понимаются любые властные акты, правильные по форме и процедурам принятия. Государство, исходя из этого подхода к пониманию права, первично, поскольку именно оно творит, производит и охраняет право, причем само государство правом не связано. Сущность права здесь понимается как возведенная в закон воля социальной группы, обладающей государственной властью. Оно сводится к позитивному (государственному) праву. Естественные права человека вне оформления в виде закона не признаются. Этот подход представлен многочисленными правовыми школами – классическим этатическим позитивизмом (нормативизмом, легизмом), марксистско-ленинским пониманием права и др.

Читайте также:  Жк силы природы клиентский отдел

Нормативизм. Право в названной теории, основоположником которой является Г. Кельзен, рассматривается как иерархическая (ступенчатая) система норм, представляемая в виде лестницы (пирамиды), где каждая верхняя ступень обусловливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется. На вершине этой пирамиды находится «основная норма», которая непосредственно связана с конституцией (если таковая есть).

Нормативное понимание права позволяет раскрыть его инструментальную роль. Определение права как совокупности охраняемых государством норм позволяет исполнителям правовых предписаний знакомиться с содержанием последних по тексту нормативных актов и сознательно избирать вариант своего поведения.

Легизм сводит право к позитивному закону государства. Под законом в данном случае понимается все действующее в данном государстве в данный исторический период законодательство. Сторонники легизма считают, что право – это веление, приказ верховной государственной власти. Государство – это тот источник, из которого берут начало все правовые нормы. Естественное право, по мнению легистов, – это словесная фикция, которая не наполнена собственно юридическим содержанием. Все, что выходит за рамки действующего права, не должно быть предметом юридической науки.

Право – система формально-определенных, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.

Теория легизма позволяет выработать отношение к праву как к чему-то незыблемому, требования норм которого обязательны к исполнению, при этом нет возможности оценивать качество правовых предписаний.

Марксистско-ленинское понимание права являлось официальным в СССР. Марксизм признает обусловленность права материальными условиями жизни, интересами господствующих в обществе классов.

Под правом понимается совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих волю и интересы господствующего класса, определяемые материальными условиями его жизни, т.е. право – это возведенная в закон воля господствующего класса.

Сторонниками марксистско-ленинского понимания права право рассматривается как временно необходимое явление для регулирования общественных отношений, которое, как и государство с течением времени отомрет, поскольку исчезнет потребность в нем.

Данный подход к пониманию права позволяет продемонстрировать его способность к упорядочению общественных отношений и воспринимать его как инструмент для воплощения политической воли в нормативных предписаниях, обязательных к исполнению.

Читайте также:  Главные природные ресурсы сша

Источник

1.2. Методологические принципы познания среды права

В ряду категорий правовой науки категория «среда права» занимает особое место. Во-первых, эта категория в настоящий момент не является общепризнанной и полностью воспроизводит свое содержание исключительно в параметрах широкого понимания права. Во-вторых, в отечественной науке ее рассмотрение происходит исключительно фрагментарно или в рамках других категорий и понятий. Тем не менее среда права — это онтологическое измерение права, наиболее адекватное и целостное представление о его бытии, формах и способах его существования и развития. Среда права — это, с одной стороны, совокупность условий, факторов, обстоятельств, форм жизни и деятельности, в которых действует право, а с другой стороны — это осуществление всей совокупности форм и содержания действительного права в пространстве, времени и социальном движении. Среда права характеризуется полифонией правовой жизни как в историческом развитии, так и в географическом разнообразии, как в индивидуальной неповторимости, таки в целостной универсализированности 11 .

Методологические принципы познания среды права являют собой осмысление сущности его бытия. Среда права понимается в первую очередь в философско-правовом смысле, ибо ее назначение — показать, что постижение существа права невозможно вне контекста постижения как можно более широкого пласта социальной действительности, в которой право существует. В то же время среда права — это «реально действующая» правовая категория, значимость которой обусловлена широким пониманием права. Поэтому методологические принципы исследования среды права нацелены на рассмотрение всего многообразия смыслов и определений не только существа права как такового, но и всего того, что право окружает.

Выведение методологических принципов познания среды права обусловлена рядом особенностей. С одной стороны, представление о среде права подразумевает некую предметность, т.е. существование права в определенной сфере, окружении, характеризуемой конкретным содержанием, реальными и зримыми причинами явлений действительности.

Таковыми могут быть основания общественно-производственной технологии, требующие правовой регламентации (например, регулирование воды при поливе пахотных земель, правила мореплавания, условия выпаса скота, корпоративные правила ведения ремесла и т.п.), религиозные установки, носящие нормативный характер (ритуалы религиозных церемоний и служб, семейно-брачные отношения, принципы наследования и завещания, условия взаимодействия с иноверцами и др.), параметры государственно-политического регулирования общественной жизнью (формы государства, законы, практика государственного, муниципального, корпоративного и общественного управления) 12 .

Теоретико-правовой параметр среды права характеризует права в вечном и постоянном движении и развитии. Право в этом смысле ничем не отличается от всех явлений окружающей действительности. Постоянно развивается и само право, и представления о праве. При всей значимости римского права невозможно сравнивать первоначальное право с современным правом по своим задачам, принципам, функциям, внутреннему строению и т.п.

Читайте также:  Государственные природные заказники нижегородской области

Философско-правовое знание о среде права синтетично, теоретико-правовое знание аналитично. Различение аналитических и синтетических суждений восходит еще к кантовской «Критике чистого разума» и основывается на возможности различного отношения между субъектом и предикатом суждений.

Если аналитичность проявляется в факторах, выявляющихся и проясняющихся в результате логического анализа, что заключено в содержании тех или иных имеющихся в наличии, устоявшихся, «готовых» правовых феноменах, то синтетичность проявляется в расширении и умножении познания действительности. Теоретико-правовое знание — начальный этап постижения сути правовых явлений, философско-правовое знание — заключительный этап этого постижения.

Собственно возможность синтетизма обусловлена наличием в сознании исходных мыслительных структур, задающих совершенно определенный способ рассмотрения мира.

В теоретико-правовом аспекте познание среды права подчинено как принципу фрагментарности, так и принципу всеобщности. Теория права, будучи методологией для всех отраслей права, осуществляет принципвсеобщности, предлагая общую для всех основу, общий язык, без которого представители различных отраслей праваслабо понималибы друг друга. «Именно проявление целого феноменально; нецелое только явлено в отдельности, которая требует связи, ее нахождения или порождения. Эти связи задает не опыт, а наличность целостности, феноменальности существования предмета. Целостность — это на самом деле отождествление схваченной частности, момента с предметом, явлением, процессом в целом» 13 .

Философско-правовое познание среды права оперирует принципами универсальности и неуниверсальности и при этом не руководствуется исключительно правовыми категориями, в рамках его рассмотрения исследуется широкий круг вопросов, как имеющих к праву непосредственное отношение, так и весьма далеко отстоящих от чисто правовой тематики.

В рамках теоретико-правового представления о среде права широко используется принцип системности. Согласно этому принципу буквально все явления, предметы, действительности — суть системы различной степени организованности, строения, сложности и целостности. Принцип системности явно или имплицитно всегда использовался наравне с другими принципами в теории права и юридической практике.

Философско-правовой подход при изучении феномена среды права кроме принципа системности использует принцип калейдоскопичности. Восприятие правовой действительности в целом совершенно не предусматривает рассмотрение каждой отдельной детали и принцип калейдоскопичности, подобно восприятию художников-импрессионистов, способен дать определенный ракурс восприятия мира права.

Таким образом, сравнение философско-правовых и теоретико-правовых познания среды права позволяет выявить закономерности его развертывания как открытой системы, проанализировать возможности широкого понимания права для определения самого феномена среды права.

Источник

Оцените статью