Методы изучения живой природы 5 класс таблица

Урок «Методы исследования в биологии»

Казакова Светлана Александровна

Тема урока: «Методы изучения природы»

  • Расширить представления учащихся о методах изучения природы.
  • Научить применять теоретические знания на практике.
  • Пробудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности.
  • Воспитывать умение работать в группах.

Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2014;

6-7 пластиковых стаканчиков;

6-7 луковиц (приносят учащиеся).

I . Организационный момент

Здравствуйте, мои юные друзья!

Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

II . Актуализация опорных знаний

Ребята, о чем вы узнали на прошлом уроке? Ответы учащихся.

— Вспомним изученный материал.

Индивидуальная работа: 6 учащихся приглашаются работать по карточкам. Приложение 1.

1. Что такое природа? На какие группы делятся объекты природы? Приведите примеры.

2. Назовите признаки живой природы.

3. Какую неточность вы обнаружили в параграфе 2?

III . Мотивация и целеполагание

Ребята, вы теперь хорошо знаете, как определить, к какой группе относится изучаемый объект — к живой или неживой природе. Как интересно изучать природу! Но необходимо знать, как это правильно делать. Для познания природных явлений исключительно большое значение имеет метод, которым пользуется ученый.

Слайд 2. Метод (от греческого «методос» – путь исследования) — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

— Сегодня на уроке нам предстоит узнать, какие методы используют для изучения объектов живой природы.

— Итак, тема урока: «Методы изучения природы». Слайд 1. (Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на гиперссылку «стрелка» на слайде 2).

Запись числа и темы в тетрадь.

IV . Изложение нового материала

Слайд 3. (Чтобы попасть на слайд 3, необходимо навести курсор на гиперссылку «стрелка» на слайде 1).

— Для ознакомления с методами изучения природы мы воспользуемся материалом учебника и заполним таблицу:

Работа с параграфом 3 и заполнение таблицы. Одновременно демонстрация презентации. Учитель дополняет материал.

— О каком первом методе вы узнали?

Наблюдение – это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

восприятие объектов природы с целью получения первичных данных для дальнейшего анализа.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях.

Английский учений Ч. Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Читайте также:  Защитим природу вместе плакат

Наблюдение за очень мелкими или удаленными объектами проводят с помощью увеличительных приборов: лупы, бинокля, микроскопа, телескопа.

— Как называется второй метод, о котором вы узнали?

Итак, описание. Накопив фактический материал, ученые приступают к систематизации знаний, для чего необходимо вначале описать полученную информацию. Описание , как правило, производится в повествовательной форме, для наглядности используются графики или схемы, выводятся формулы. Таким образом, описание – это результат какого-либо наблюдения или эксперимента.

Сущность метода: запись собранных сведений об объектах.

— О каком еще одном методе вы узнали? В чем его сущность?

Во время изучения природных объектов очень часто используют измерение , применяя специальные приборы, например, узнать температуру можно с помощью термометра, а давление – используя тонометр или барометр. Если необходимо измерить расстояние, применяют рулетку или линейку.

Сущность метода: фиксирование данных об изучаемом объекте, его свойствах с помощью измерительных приборов.

— Назовите еще один очень важный метод.

Итак, эксперимент. Слово «эксперимент» в переводе с латинского языка означает «опыт», «проба». Метод эксперимента позволяет в контролируемых и управляемых условиях изучать явления природы. Он проводится, как правило, в специально оснащенных лабораториях, где ученые воссоздают какие-либо явления или наблюдают за исследуемым объектом. В лабораториях можно искусственно убрать некоторые факторы, которые действуют в природе, например, изменить влажность, температуру, давление или какие-либо другие условия. В лабораториях используют лабораторное оборудование.

Сущность метода: изучение в специально создаваемых и контролируемых условиях.

— Как называется метод, о котором шла речь в данном абзаце?

Сущность метода: сопоставление, то есть установление сходства или различия между исследуемыми объектами для их последующей классификации, упорядочения и оценки.

— Как называется последний метод, о котором вы узнали?

Сущность метода: изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.

— Итак, мы познакомились с основными методами изучения природы.

V . Физкультминутка Слайд 9.

— А теперь немного отдохнем.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели! (Учащиеся машут руками).

Теперь в океане дельфином плывете. (Учащиеся совершают плавательные движения).

Теперь в саду яблоки спелые рвете. (Учащиеся поднимают руки вверх).

Налево, направо, вокруг посмотрели. ( Поворот туловища).

Открыли глаза, и снова за дело!

VI . Практическая работа

А сейчас мы попробуем применить некоторые методы, о которых мы с вами говорили, на практике.

Слайд 10. Нам предстоит выполнить практическую работу: «Наблюдение за ростом корней и листьев лука». Запись в тетрадь.

— Для этого нам понадобится следующее оборудование:

Слайд 11. Учащиеся работают четверками. Закладывают опыт. Стаканчики маркируются, например, №1. Учащиеся запоминают номер своего стаканчика и ведут наблюдение за луковицей, помещенной в данный стакан.

Поместите луковицу в стаканчик с водой.

Читайте также:  Горные породы неживая природа

Поставьте стаканчик в теплое, хорошо освещенное место.

Через каждые 2-3 дня измеряйте длину корней и листьев луковицы.

Данные записывайте в таблицу. Запись таблицы в тетрадь.

Длина корней ( max)

Длина листьев ( max)

Наблюдайте за луковицей в течение 2 недель.

— Данные обобщите в выводах.

Запишите максимальную длину корней и листьев лука.

Напишите, какими методами вы пользовались для проведения данной практической работы.

VII . Подведение итогов

Итак, давайте подведем итоги.

О каких методах изучения природы вы узнали сегодня на уроке?

VIII . Домашнее задание Слайд 1 3.

Вопросы после параграфа (устно).

Две белочки грызут орехи с разной скоростью. Экспериментально установлено, что первая белка сгрызает один орех за 5 секунд, а вторая – орех такого же размера – за 7,5 секунд. Рассчитайте, на сколько больше времени потратит вторая белка по сравнению с первой, если им дать по 3 ореха.

Используемая литература:

Карточка 1. Тема: «Свойства живого»

Вставьте пропущенные слова. Воспользуйтесь СЛОВАМИ — ПОМОЩНИКАМИ.

( Слова – помощники записаны в именительном падеже. Подставляя их в предложения, меняйте падеж, если это необходимо).

1. Тела живых организмов состоят из ________________.

2. Между организмами и окружающей средой постоянно происходит __________________
____________________________.

3. Все живое активно реагирует на изменения в окружающей среде, тот есть обладает _________________________________.

4. Все живые организмы способны к _______________________, то есть к воспроизведению себе подобных.

5. Живые организмы сходны по составу образующих их ____________________.

6. В отличие от неживых тел живые организмы в своем теле имеют __________________, которые выполняют особые функции и обладают особым строением.

СЛОВА — ПОМОЩНИКИ: размножение; обмен веществ и энергии; клетки; органы; раздражимость; вещества.

Ответ: 1 – клеток; 2 – обмен веществ и энергии; 3 – раздражимостью; 4 – размножению; 5 – веществ; 6 – органы.

Карточка 2. Тема: «Свойства живого»

Вставьте пропущенные слова.

1. Организмы, тело которых состоит из одной клетки, называются ____________________

2. Бактерии, грибы, растения, животные относятся к объектам _______________ природы.

3. Способность организма реагировать на внутренние и внешние раздражители – это

4. Увеличение организма или отдельных органов в процессе развития – это ____________.

5. Воспроизведение себе подобных – это __________________________.

6. Непрерывное поступление в организм из внешней среды различных веществ, их изменение, частичное усвоение и выделение во внешнюю среду образовавшихся продуктов распада – это ________________________________.

Ответ: 1 – одноклеточными; 2 – живой; 3 – раздражимость; 4 – рост; 5 – размножение; 6 – обмен веществ.

Карточка 3. Тема: «Свойства живого»

Оцените верность высказываний. Если высказывание верно, поставьте знак «+», если неверно – знак «-«.

1. Природа – это все, что окружает человека.

2. Стол, дом, карандаш – это объекты неживой природы.

4. В обмен веществ входят процессы питания, дыхания, выделения.

5. Клеточное строение, определенный химический состав, обмен веществ и энергии, раздражимость, движение, рост, развитие, размножение – это признаки живых организмов.

6. Организмы – важная единица живой природы.

Читайте также:  Метод павлова чтобы установить рефлекторную природу

Источник

3. Методы изучения природы.

Задание 1. Объясните, зачем люди изучают живую природу.
Чтобы сохранить природу во всем ее многообразии, знать, в чем ценность каждого вида. Чтобы понимать процессы, которые происходят в живых организма, а также, как устроена жизнь на планете.

Задание 2. Заполните таблицу.

5-00-3-2

Задание 3. Укажите, какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории.
В природе – наблюдение, описание, сравнение.
В лаборатории – эксперимент, моделирование, измерение.

Задание 4. Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы.
1. полет птицы – наблюдение, описание
2. скорость роста растения – наблюдение, измерение
3. влияние частоты полива на рост и развитие растения – эксперимент, измерение
4. какие места предпочитают ласточки и скворцы для строительства гнезд – наблюдение и сравнение
5. продолжительность зимней спячки у бурого медведя – наблюдение
6. какие организмы обитают в пруду – наблюдение, описание
7. какой размер пастбища достаточен для прокорма стада северных оленей – измерение, эксперимент

Задание 5. В выходной день понаблюдайте за поведением домашнего животного. Что оно делает в тот или иной отрезок времени?

5-00-3-5

Задание 6. Проанализируйте заполненную таблицу. Укажите, в какой отрезок времени животное наиболее активно себя ведет.
Наиболее активно животное ведет себя утром (8.00-10.00) и после обеда (14.00-16.00).
Спит утром (10.15-13.00) и вечером (16.00-18.00), а также ночью (21.00-8.00).
Питается животное, как правило, после игр и прогулки.

Источник

§3. Методы изучения природы — cтраницы 8, 9, 10

Живую природу необходимо изучать преждем всего для того, чтобы понять, как устроена жизнь на планете. При понимании процессов жизнедеятельности живых организмов лечге сохранить все их многообразие, а также оценить важность каждого организма.

3. Методы изучения природы - 1


Задание 3. Укажите, какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории.

В природе – наблюдение, описание, сравнение .
В лаборатории – эксперимент, моделирование, измерение, наблюдение .


Задание 4. Укажите методы, с помощью которых можно изучать следующие явления природы.

1. Полет птицы – наблюдение, описание.
2. Скорость роста растения – наблюдение, измерение.
3. Влияние частоты полива на рост и развитие растения – эксперимент, измерение.
4. Какие места предпочитают ласточки и скворцы для строительства гнезд – наблюдение и сравнение.
5. Продолжительность зимней спячки у бурого медведя – наблюдение.
6. Какие организмы обитают в пруду – наблюдение, описание.
7. Какой размер пастбища достаточен для прокорма стада северных оленей – измерение, эксперимент.


Задание 5. В выходной день понаблюдайте за поведением домашнего животного. Что оно делает в тот или иной отрезок времени?

3. Методы изучения природы - 2


Задание 6. Проанализируйте заполненную таблицу. Укажите, в какой отрезок времени животное наиболее активно себя ведет.

Наиболее активно мой кот ведет себя утром (8.00-10.00) и после обеда (14.00-16.00).
Спит утром (10.15-13.00) и вечером (16.00-18.00), а также ночью (21.00-8.00).
Питается Барсик, как правило, после игр и прогулки.

Сохраните или поделитесь с одноклассниками:

Источник

Оцените статью